Файл: Образовательное учереждение новосибирской области новосибирский медицинский колледж.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОСИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» |
КАФЕДРА: «СОВРЕМЕННЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Дисциплина: ПМ01«Проведение профилактических мероприятий»
Раздел программы: МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение»
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
Курс: I
Лекция 2
Тема: «Периоды детского возраста и их характеристика. АФО детей грудного возраста, периода раннего детства (преддошкольного) и проведение оздоровительно-профилактических мероприятий при них»
(ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»)
Составитель: Преподаватель Васильева Т.А.
Лекция № 2: «Периоды детского возраста и их характеристика. АФО детей грудного возраста, периода раннего детства (преддошкольного) и проведение оздоровительно-профилактических мероприятий при них»
План:
1. Периоды детского возраста и их характеристика.
2. АФО детей грудного возраста и периода раннего детства
3. Физическое развитие ребенка.
4. Особенности дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной систем.
5. Проведение оздоровительных и профилактически мероприятий.
Периоды детского возраста и их характеристика.
Грудной возраст – с 29 дней после рождения до 1 года жизни.
Период раннего детства (преддошкольный период) - от 1 года до 3 лет.
Для грудного возраста характерно:
- тесный контакт с матерью;
- высокий темп роста, морфологического и функционального совершенствования всех органов и систем;
- ребенок нуждается в большом количестве пищи на килограмм массы;
- быстрый темп нервно-психического развития: с первых недель жизни формируются условные рефлексы, к году развивается речь;
- быстрым темпом происходит развитие двигательных умений (функция кисти, ходьба);
- после 3 - 4 месяцев жизни ребенок теряет трансплацетарный иммунитет, формирование собственных систем иммунитета происходит медленно.
Характерная патология:
- рахит, анемия, дистрофия, аномалии конституции, инфекционные заболевания.
Период раннего детства (преддошкольный период) - от 1 года до 3 лет.
Для этой возрастной группы присущи следующие черты:
- стремительно совершенствуются двигательные навыки, происходит развитие интеллектуальной сферы, развитие речи;
- сохраняется высокий темп роста и развития, совершенствуется функциональные возможности органов и систем;
- расширяются контакты с другими детьми;
- меняется характер питания, совершенствуются навыки самостоятельной еды, большое значение имеет выработка гигиенических навыков.
Характерная патология: детские инфекции (ветряная оспа, скарлатина, коклюш, ОРВИ и др.)
АФО детей грудного возраста и периода раннего детства (преддошкольного).
Грудной возраст – с 29 дней после рождения до 1 года жизни.
Период раннего детства (преддошкольный период) - от 1 года до 3 лет.
Нервная система грудного и периода раннего детства характеризуется развитием и созреванием. Борозды и извилины головного мозга становятся многочисленными. Данный период характеризуется интенсивным нервно-психическим развитием. Быстрее формируются условные рефлексы, движения становятся более четкими
Основные этапы нервно-психического и моторного развития на первом году жизни.
Нервная система интенсивно развивается. Происходит угасание врожденных (безусловные) рефлексов и идет образование новых условных рефлексов. Однако под влиянием любых патологических воздействий (болезнь, стресс и др.) приобретенные навыки могут утрачиваться.
В возрасте 1-го месяца жизни у ребенка появляется зрительное сосредоточение, взгляд фиксируется на ярком неподвижном предмете. Начинает улыбаться. Лежа на животе, может приподнять голову на мгновение на уровень туловища. Начинает произносить отдельные гортанные звуки
- низкая острота зрения, слезоотделение начинается после 2-х недель - 2-х мес.;
- с рождения ребенок слышит;
- орган вкуса функционирует с рождения и его развитие с возрастом совершенствуется;
- органы обоняния при рождении слабо функционируют;
- орган осязания (тактильная чувствительность, реакция на болевые раздражения) достаточно хорошо развиты;
- среднесуточная потребность во сне 20-23ч.
В возрасте 1,5 – 2 мес. ребенок:
- спокойно бодрствует; рассматривает висящую или движущуюся над ним игрушку;
- совершает повороты головы на звук;
- улыбается, когда с ним разговаривают, гулит;
- с 2 – 4 мес. отчетливая реакция на неприятные и приятные запахи;
- начинает держать голову, лежа на животе, поднимает и некоторое время (не менее 5 сек.) удерживает голову;
- начинает произносить отдельные протяжные звуки.
В 3 мес. ребенок:
-живо реагирует на попытку общения с ним, проявляет радость улыбкой, эмоционально гулит и совершает оживленно движения ручками и ножками - это комплекс оживления в возрасте (2 – 3мес);
- лежит на животе, опираясь на предплечья, высоко поднимает голову;
в 3 – 4мес различает голос матери, к 6 – 7 мес. дифференцирует тембр голоса;
- удерживает голову и в вертикальном положении (на руках у взрослого);
- поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах;
- ощупывает свои руки, край одеяла или пеленки.
В 4 мес. ребенок
- подолгу эмоционально гулит, позитивные эмоции выражает смехом. Достигает большого совершенства в доставании игрушек, способен захватывать висящую игрушку и длительно её рассматривать, берет её в рот для исследования;
- на звук поворачивает голову;
- подолгу может рассматривать, ощупывать, захватывать низко висящую над грудью игрушку;
- поворачивается со спины на бок;
В 5 мес.
- отличает близких людей и чужих;
- подолгу певуче гулит; узнает близких ему людей;
- различает тон, с которым к нему обращаются;
- берет игрушку и долго её удерживает;
- переворачивается со спины на живот; способен есть с ложки густую пищу.
В 6 мес.
- начинает произносить слоги;
- среднесуточная потребность во сне у 6 месячного ребенка 14,5ч.;
- свободно берет игрушку и подолгу ею занимается;
- переворачивается с живота на спину;
- при виде пищи открывает рот, хорошо ест с ложки; развивается способность сидеть.
В 7 мес.
- подолгу лепечет; на вопрос «где?» находит взглядом известный ему предмет; игрушкой стучит, размахивает, бросает;
- легко садиться, держась за руку взрослого;
- хорошо ползает.
В 8 мес.
- лепечет с различными интонациям;
- ищет и находит глазами предметы и лица, когда их называют;
- громко, четко повторно произносит различные слоги;
- выполняет «ладушки» и др.
- самостоятельно садится, сидит, ложится;
- придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит, переступает, опускается;
- характерная поза для детей этого возраста – положение на четвереньках.
В 9 мес.
- понимает название нескольких предметов, по просьбе («Где ляля?», «Где мишка»?) ищет названный предмет;
- действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, вынимает, нажимает);
- выполняет по просьбе некоторые движения – «дай ручку», «до свидания», играет в прятки и др.
- ходит при поддержке взрослого за обе руки.
В 10 мес.
- повторяет за взрослым слоги, некоторые слова;
- может самостоятельно стоять;
В 11 мес.
- сосредоточенно играет (например, собирает пирамидку);
- самостоятельно стоит и ходит при поддержке взрослого;
- пьет из чашки, удерживая её обеими руками, делает попытки есть самостоятельно ложкой.
В 12 мес.
- запас слов – 8 – 12;
- среднесуточная потребность во сне у 12 мес.- 13,5ч.;
- выполняет поручения (принеси, отдай, найди и т.д.)
- начинает самостоятельно ходить;
- различает значение слов «можно» и нельзя»;
В 1 год 3 мес.
- самостоятельно ходит, приседает, наклоняется;
- начинает употреблять облегченные слова (машина – «би – би», собака- «ав – ав» и т.д.);
В 1 год 6 мес.
- произносит 30 - 40 слов; движения более координированы, перешагивает через предметы на полу, поднимается по лестнице.
В 1 год 9 мес. – пользуется простыми придаточными предложениями, начинает собирать примитивные конструкции, предпринимает самостоятельные попытки одеваться и раздеваться.
В 2 года
– словарный запас 300 – 400 слов, первый период вопросов: «Что это?». Любит слушать сказки, самостоятельно ест ложкой, умеет частично одеваться.
В 2 года 6 мес.- строит предложения из 3 слов и более, речь усложняется. Самостоятельно одевается, но не умеет застегнуть пуговицы.
В 3 года – словарный запас – 1200 – 1500 слов, бегает с отрывом обеих ног от пола и прыгает.
Кожа и её придатки, подкожно-жировая клетчатка.
Кожа здорового ребенка раннего возраста нежно-розового цвета, бархатистая нежная, имеет хорошо развитую сеть капилляров, просвет их широк. Сальные железы функционируют хорошо, потовые железы в течение первых 3 – 4 мес. функционируют недостаточно. Волосы не имеют волосяных фолликулов, что обуславливает легкое выпадение и замену (через 4 - 8 недель после рождения) их другими. Состав подкожно- жировая клетчатка у грудных детей близок по составу к жирам женского молока, что обуславливает быстрое усвоение жира материнского молока. Преобладание твердых жирных кислот в подкожно-жировой клетчатки обеспечивает более плотный тургор тканей у грудных детей. Последовательность исчезновение подкожно-жировой клетчатки - вначале на груде, животе, конечностях, в последнюю очередь, на лице.
Функции кожи:
- слабо выражена функция кожи – защитная, выделительная, терморегулирующая;
-хорошо развита дыхательная, резорбционная (всасывательная), чувствительная, синтетическая.
Костно-мышечная система интенсивно развивается.
Начинают формироваться физиологические изгибы позвоночника, обусловленные определёнными двигательными навыками:
- шейный лордоз – когда ребенок начинает поднимать и держать голову (с 1,5 – 2мес.); грудной кифоз – когда ребенок начинает садиться; поясничный – когда ребенок уверенно стоит и начинает ходить (9 – 12 мес.)
Грудная клетка до 2-х летнего возраста широкая и короткая с горизонтально расположенными ребрами, бочкообразной формы.
Прорезываются молочные зубы в следующем порядке:
- нижние центральные резцы в 6 – 7мес. (допустимый диапазон 4 – 9мес.);
- верхние центральные резцы в 8 – 9мес.
- верхние боковые резцы в 9 – 10мес.
- нижние боковые резцы в 12мес.
Ориентировочная формула для подсчета молочных зубов до 2-х лет: N – 4, где N – возраст в месяцах.
Мышцы у детей первого года жизни развиты слабо. С появлением моторных навыков (держать голову, сидеть, ходить), нарастает мышечная масса. К 3 мес. исчезает физиологический гипертонус мышц-сгибателей. Развитие мышц верхних конечностей предшествует развитию нижних конечностей. Крупные мышцы развиваются раньше, чем мелкие (этим объясняется трудность выполнение тонкой работы пальчиками до 6 лет).