Файл: Образовательное учереждение новосибирской области новосибирский медицинский колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОВОСИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КАФЕДРА: «СОВРЕМЕННЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Дисциплина: ПМ01«Проведение профилактических мероприятий»

Раздел программы: МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение»

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Курс: I

Лекция 2

Тема: «Периоды детского возраста и их характеристика. АФО детей грудного возраста, периода раннего детства (преддошкольного) и проведение оздоровительно-профилактических мероприятий при них»

(ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»)

Составитель: Преподаватель Васильева Т.А.
Лекция № 2: «Периоды детского возраста и их характеристика. АФО детей грудного возраста, периода раннего детства (преддошкольного) и проведение оздоровительно-профилактических мероприятий при них»

План:

1. Периоды детского возраста и их характеристика.

2. АФО детей грудного возраста и периода раннего детства

3. Физическое развитие ребенка.

4. Особенности дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной систем.

5. Проведение оздоровительных и профилактически мероприятий.

Периоды детского возраста и их характеристика.


Грудной возраст – с 29 дней после рождения до 1 года жизни.

Период раннего детства (преддошкольный период) - от 1 года до 3 лет.

Для грудного возраста характерно:

- тесный контакт с матерью;

- высокий темп роста, морфологического и функционального совершенствования всех органов и систем;

- ребенок нуждается в большом количестве пищи на килограмм массы;

- быстрый темп нервно-психического развития: с первых недель жизни формируются условные рефлексы, к году развивается речь;

- быстрым темпом происходит развитие двигательных умений (функция кисти, ходьба);

- после 3 - 4 месяцев жизни ребенок теряет трансплацетарный иммунитет, формирование собственных систем иммунитета происходит медленно.

Характерная патология:

- рахит, анемия, дистрофия, аномалии конституции, инфекционные заболевания.
Период раннего детства (преддошкольный период) - от 1 года до 3 лет.

Для этой возрастной группы присущи следующие черты:

- стремительно совершенствуются двигательные навыки, происходит развитие интеллектуальной сферы, развитие речи;

- сохраняется высокий темп роста и развития, совершенствуется функциональные возможности органов и систем;

- расширяются контакты с другими детьми;

- меняется характер питания, совершенствуются навыки самостоятельной еды, большое значение имеет выработка гигиенических навыков.

Характерная патология: детские инфекции (ветряная оспа, скарлатина, коклюш, ОРВИ и др.)
АФО детей грудного возраста и периода раннего детства (преддошкольного).

Грудной возраст – с 29 дней после рождения до 1 года жизни.

Период раннего детства (преддошкольный период) - от 1 года до 3 лет.

Нервная система грудного и периода раннего детства характеризуется развитием и созреванием. Борозды и извилины головного мозга становятся многочисленными. Данный период характеризуется интенсивным нервно-психическим развитием. Быстрее формируются условные рефлексы, движения становятся более четкими

Основные этапы нервно-психического и моторного развития на первом году жизни.

Нервная система интенсивно развивается. Происходит угасание врожденных (безусловные) рефлексов и идет образование новых условных рефлексов. Однако под влиянием любых патологических воздействий (болезнь, стресс и др.) приобретенные навыки могут утрачиваться.



В возрасте 1-го месяца жизни у ребенка появляется зрительное сосредоточение, взгляд фиксируется на ярком неподвижном предмете. Начинает улыбаться. Лежа на животе, может приподнять голову на мгновение на уровень туловища. Начинает произносить отдельные гортанные звуки

- низкая острота зрения, слезоотделение начинается после 2-х недель - 2-х мес.;

- с рождения ребенок слышит;

- орган вкуса функционирует с рождения и его развитие с возрастом совершенствуется;

- органы обоняния при рождении слабо функционируют;

- орган осязания (тактильная чувствительность, реакция на болевые раздражения) достаточно хорошо развиты;

- среднесуточная потребность во сне 20-23ч.

В возрасте 1,5 – 2 мес. ребенок:

- спокойно бодрствует; рассматривает висящую или движущуюся над ним игрушку;

- совершает повороты головы на звук;

- улыбается, когда с ним разговаривают, гулит;

- с 2 – 4 мес. отчетливая реакция на неприятные и приятные запахи;

- начинает держать голову, лежа на животе, поднимает и некоторое время (не менее 5 сек.) удерживает голову;

- начинает произносить отдельные протяжные звуки.

В 3 мес. ребенок:

-живо реагирует на попытку общения с ним, проявляет радость улыбкой, эмоционально гулит и совершает оживленно движения ручками и ножками - это комплекс оживления в возрасте (2 – 3мес);

- лежит на животе, опираясь на предплечья, высоко поднимает голову;

в 3 – 4мес различает голос матери, к 6 – 7 мес. дифференцирует тембр голоса;

- удерживает голову и в вертикальном положении (на руках у взрослого);

- поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах;

- ощупывает свои руки, край одеяла или пеленки.

В 4 мес. ребенок

- подолгу эмоционально гулит, позитивные эмоции выражает смехом. Достигает большого совершенства в доставании игрушек, способен захватывать висящую игрушку и длительно её рассматривать, берет её в рот для исследования;

- на звук поворачивает голову;

- подолгу может рассматривать, ощупывать, захватывать низко висящую над грудью игрушку;

- поворачивается со спины на бок;

В 5 мес.

- отличает близких людей и чужих;

- подолгу певуче гулит; узнает близких ему людей;

- различает тон, с которым к нему обращаются;

- берет игрушку и долго её удерживает;

- переворачивается со спины на живот; способен есть с ложки густую пищу.


В 6 мес.

- начинает произносить слоги;

- среднесуточная потребность во сне у 6 месячного ребенка 14,5ч.;

- свободно берет игрушку и подолгу ею занимается;

- переворачивается с живота на спину;

- при виде пищи открывает рот, хорошо ест с ложки; развивается способность сидеть.

В 7 мес.

- подолгу лепечет; на вопрос «где?» находит взглядом известный ему предмет; игрушкой стучит, размахивает, бросает;

- легко садиться, держась за руку взрослого;

- хорошо ползает.

В 8 мес.

- лепечет с различными интонациям;

- ищет и находит глазами предметы и лица, когда их называют;

- громко, четко повторно произносит различные слоги;

- выполняет «ладушки» и др.

- самостоятельно садится, сидит, ложится;

- придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит, переступает, опускается;

- характерная поза для детей этого возраста – положение на четвереньках.

В 9 мес.

- понимает название нескольких предметов, по просьбе («Где ляля?», «Где мишка»?) ищет названный предмет;

- действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, вынимает, нажимает);

- выполняет по просьбе некоторые движения – «дай ручку», «до свидания», играет в прятки и др.

- ходит при поддержке взрослого за обе руки.

В 10 мес.

- повторяет за взрослым слоги, некоторые слова;

- может самостоятельно стоять;

В 11 мес.

- сосредоточенно играет (например, собирает пирамидку);

- самостоятельно стоит и ходит при поддержке взрослого;

- пьет из чашки, удерживая её обеими руками, делает попытки есть самостоятельно ложкой.

В 12 мес.

- запас слов – 8 – 12;

- среднесуточная потребность во сне у 12 мес.- 13,5ч.;

- выполняет поручения (принеси, отдай, найди и т.д.)

- начинает самостоятельно ходить;

- различает значение слов «можно» и нельзя»;

В 1 год 3 мес.

- самостоятельно ходит, приседает, наклоняется;

- начинает употреблять облегченные слова (машина – «би – би», собака- «ав – ав» и т.д.);

В 1 год 6 мес.

- произносит 30 - 40 слов; движения более координированы, перешагивает через предметы на полу, поднимается по лестнице.

В 1 год 9 мес. – пользуется простыми придаточными предложениями, начинает собирать примитивные конструкции, предпринимает самостоятельные попытки одеваться и раздеваться.

В 2 года
– словарный запас 300 – 400 слов, первый период вопросов: «Что это?». Любит слушать сказки, самостоятельно ест ложкой, умеет частично одеваться.

В 2 года 6 мес.- строит предложения из 3 слов и более, речь усложняется. Самостоятельно одевается, но не умеет застегнуть пуговицы.

В 3 года – словарный запас – 1200 – 1500 слов, бегает с отрывом обеих ног от пола и прыгает.
Кожа и её придатки, подкожно-жировая клетчатка.

Кожа здорового ребенка раннего возраста нежно-розового цвета, бархатистая нежная, имеет хорошо развитую сеть капилляров, просвет их широк. Сальные железы функционируют хорошо, потовые железы в течение первых 3 – 4 мес. функционируют недостаточно. Волосы не имеют волосяных фолликулов, что обуславливает легкое выпадение и замену (через 4 - 8 недель после рождения) их другими. Состав подкожно- жировая клетчатка у грудных детей близок по составу к жирам женского молока, что обуславливает быстрое усвоение жира материнского молока. Преобладание твердых жирных кислот в подкожно-жировой клетчатки обеспечивает более плотный тургор тканей у грудных детей. Последовательность исчезновение подкожно-жировой клетчатки - вначале на груде, животе, конечностях, в последнюю очередь, на лице.

Функции кожи:

- слабо выражена функция кожи – защитная, выделительная, терморегулирующая;

-хорошо развита дыхательная, резорбционная (всасывательная), чувствительная, синтетическая.

Костно-мышечная система интенсивно развивается.

Начинают формироваться физиологические изгибы позвоночника, обусловленные определёнными двигательными навыками:

- шейный лордоз – когда ребенок начинает поднимать и держать голову (с 1,5 – 2мес.); грудной кифоз – когда ребенок начинает садиться; поясничный – когда ребенок уверенно стоит и начинает ходить (9 – 12 мес.)

Грудная клетка до 2-х летнего возраста широкая и короткая с горизонтально расположенными ребрами, бочкообразной формы.

Прорезываются молочные зубы в следующем порядке:

- нижние центральные резцы в 6 – 7мес. (допустимый диапазон 4 – 9мес.);

- верхние центральные резцы в 8 – 9мес.

- верхние боковые резцы в 9 – 10мес.

- нижние боковые резцы в 12мес.

Ориентировочная формула для подсчета молочных зубов до 2-х лет: N – 4, где N – возраст в месяцах.

Мышцы у детей первого года жизни развиты слабо. С появлением моторных навыков (держать голову, сидеть, ходить), нарастает мышечная масса. К 3 мес. исчезает физиологический гипертонус мышц-сгибателей. Развитие мышц верхних конечностей предшествует развитию нижних конечностей. Крупные мышцы развиваются раньше, чем мелкие (этим объясняется трудность выполнение тонкой работы пальчиками до 6 лет).