Файл: Образовательное учереждение новосибирской области новосибирский медицинский колледж.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Физическое развитие– динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела и др.) в разные периоды жизни, которые обусловлены наследственными факторами и конкретными факторами внешней среды.
Таблица №1 .Длина тела на 1-ом году жизни.
Квартал жизни | Средняя ежемесячная прибавка (см) | Прибавка за квартал (см) |
1 | 3 – 3,5 | 9 – 10,5 |
2 | 2.5 | 7,5 |
3 | 1, 5 – 2 | 4,5 – 6 |
4 | 1 | 1 |
К году рост ребенка достигает 75 – 77см. Окружность головы (ОГ) за 1-й год жизни увеличивается на 10 – 11 см, и затем, до 15 лет тоже приблизительно на 10 -11см. Окружность груди за первый год жизни увеличивается на 13 - 15см., за 2-й год – на 2,5 – 3 см, за 3-й год – на 1,5 – 2см. К 3 мес. жизни окружность головы и окружность головы сравниваются.
В течение второго года жизни длина тела увеличивается на 10 – 13см, в течение 3-го года жизни прибавка составляет 7 – 8см.
Таблица №2 Среднемесячная прибавка массы тела на первом году жизни.
1мес. – 600г. | 4 мес. – 750г. | 7мес. – 600г. | 10 мес. – 450г. |
2 мес. – 800г. | 5 мес. - 700г. | 8 мес. – 550г. | 11 мес. – 400г. |
3 мес. – 800г. | 6 мес. – 650г. | 9 мес. – 500г. | 12 мес. – 350г. |
Начиная с 4мес., масса тела ребёнка уменьшается на 50г ежемесячно до возраста 1-го года.
Средняя масса тела в возрасте одного года составляет 10,0 – 10,5кг. За 2-ой и 3- й год жизни массы тела увеличивается по 2,0- 2,5кг на каждый год.
Для ориентировочной оценки физического развития используют определенные формулы и центильные таблицы.
Дыхательная система.
Особенности дыхательных путей (верхних и нижних) у детей раннего возраста:
- относительно малые размеры и более узкие просветы;
- голосовые связки короткие, что определяет высокий тембр детского голоса;
- правый бронх является продолжением трахей;
- слизистая оболочка нежная и богата сосудами, легко проницаема;
- снижена секреция иммуноглобулина А;
- выражена податливость хрящевого каркаса грудной клетки;
Особенности дыхательных путей способствуют более легкому развитию воспаления (ринита, отита, стеноза, пневмонии и др.).
Евстахиева (слуховая) труба – короткая, широкая, ближе расположена к полости носа – это риск развития среднего отита.
Дыхательная система совершенствуется. Увеличивается число альвеол.
Частота дыханий в одну минуту в возрасте 1 – 2 года составляет 30 -35.
Дыхание:
- тип дыхания – брюшной и дыхание менее ритмичное;
После 2-х лет формируются придаточные пазухи носа – лобная и решетчатая (с рождения только гайморовы пазухи)
Сердечно-сосудистая система:
Положение сердца горизонтальное и поэтому дети испытывают дискомфорт при метеоризме. Миокард более чувствителен к различным инфекционным и неинфекционным воздействиям.
Частота сердечных сокращений к 1 году – 120 в 1 минуту. Пульс остается лабильным (зависит от внешних обстоятельств). Во сне пульс уряжается приблизительно на 20 ударов в 1 минуту, в то время как крик, плач приводит к учащению. У детей этого возраста часто наблюдается дыхательная аритмия – учащение пульса на вдохе. Наиболее интенсивно увеличение массы и объема сердца происходит в первые два года жизни. До 2- 3 летнего возраста сердце расположено горизонтально, затем принимает более косое положение.
Частота сердечных сокращений в 2 – 3 года 110 – 120 в 1 мин.;
Сосуды:
- артерии у детей шире, чем вены;
- стенки более эластичные и податливые;
- меньшая нагнетательная способность сердца;
Особенности сосудов и малый объем крови во время сердечных сокращений обуславливает низкое артериальное давление.
Ориентировочная формула для расчёта (максимального) систолического АД:
- до 1-го года жизни – 76 + 2n, где n – число месяцев; (НП Шабалов - у новорожденных АД = 60 -80/36 – 40мм.рт.ст., у ребенка возраста 1-го года АД = 80 – 90/40 -56мм.рт.ст.)
Ориентировочная формула для расчета систолического давления у детей старше 1-го года.
- 90 + 2n – это систолическое АД , диастолическое АД = 60 +n, где n – число лет ребенку.
Совершенствуются основные функции почек. Почки у детей раннего возраста неспособны быстро и эффективно нормализовать водно-электролитные нарушения, поэтому быстро наступает обезвоживание или отеки.
Почечная лоханка и мочеточник относительно широкие, а стенки их гипотоничные – это создает условия, предрасполагающие к застою мочи и риску развития воспалительных процессов.
Мочевой пузырь у детей грудного возраста расположен выше, частично находится в полости живота. Ёмкость мочевого пузыря в 1 год – 35 - 50мл (100 мл?), относительная плотность мочи составляет (1,002 – 1,010).
Мочеиспускательный канал (уретра) у девочек короче, шире и ближе к анусу, что создает большой риск инфицирования. Частота мочеиспусканий в возрасте 1-го года 15 – 16 раз в сутки.
Мочевой пузырь на 2-ом году жизни опускается в малый таз. Число мочеиспусканий в возрасте 2 – 3 лет – 10 раз в сутки; Произвольное мочеиспускание формируется:
- у девочек – к 1.5 – 2 годам;
- у мальчиков – к 3 – 3,5 годам.
Суточное количество мочи (суточный диурез) составляет около 60% от объема выпитой жидкости.
Рекомендуют начинать формирование условного рефлекса на мочеиспускание с 5 - 6 мес. возраста.
Особенности органов пищеварения.
Полость рта мала, язык большой, жировые комочки Биша в толще щек, складчатость слизистой оболочки губ, хорошее развитие мышц языка и губ – всё выше перечисленное приспособлено для акта сосания. Слюноотделение начинается на 3 -4 мес, обильным становиться с 5 -6 месяца и сохраняется до 1-го года жизни.
Желудок после года принимает вертикальное положение. Печень до 2 – 3 лет выступает из-под края реберной дуги. К 1-му году объем желудка – 200 – 250мл.
Микрофлора кишечника у детей, находящихся на исключительно грудном вскармливании, представлена преимущественно бифидобактериями, а на искусственном или смешанном вскармливании – кишечной палочкой и энтерококками. Ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание способствует сенсибилизации.
В тонком кишечнике у ребенка грудного возраста образуется сравнительно много газов, которые исчезают к 6 -7 годам. Слизистая оболочка кишечника нежная, богата сосудами, что обуславливает её высокую проницаемость. Прямая кишка у детей первых месяцев жизни плохо фиксирована, поэтому могут наблюдаться её выпадение.
Акт дефекации (опорожнение кишечника) впервые месяцы жизни осуществляется на основе врождённых (безусловных) рефлексов. Рекомендуют начинать формирование условного рефлекса на акт дефекации с 5 - 6 мес. возраста. К концу 1-го года жизни акт дефекации становится произвольным.
Пищеварительная система развивается, совершенствуются её функции – ферментативная, двигательная, всасывающая и др.
Объем желудка в 3 года 400 – 600мл
Частота дефекаций после года 1 – 2 раза в сутки.
Кровь у детей грудного возраста и периода раннего детского возраста :
С1-го мес до1-го года
- количество эритроцитов - 3,5 -4,5 х 10 12/л, гемоглобина – до 110 - 120 - г/л;
- количество лейкоцитов – 8, 0 – 11 х 10 9/л ;
- кровь у детей старше одного года:
- количество эритроцитов 4,3 – 5 х 10 12/л; гемоглобина 126 – 142 г/л;
В лейкоцитарной формуле:
- постепенно нарастает число нейтрофилов и соответственно уменьшается число лимфоцитов, до 1 -года СОЭ – 3 – 5 мм/час, а после 1-го года жизни – 4 – 10мм/час.
Иммунная система:
До 5 – 6мес. возраста у ребенка преобладает иммунитет пассивный.
Наиболее беззащитен ребенок в возрасте от 6 мес. до 1,5 – 2-х лет:
- утрачен трансплацентарный иммунитет от матери;
- собственные иммуноглобулины вырабатываются в недостаточном количестве.
Проведение оздоровительных и профилактически мероприятий.
1. Обучать родителей уходу за ребенком и детей умению удовлетворять универсальные потребности: (дышать, есть, спать, быть чистым, двигаться, общаться, избегать опасности, быть здоровым, учиться).
2.Факторы, оказывающие влияние на рост и развитие ребенка периода грудного возраста (с рождения и до 1- го года) и периода раннего детства (преддошкольного возраста т.е. с 1-го года до 3 лет):
- наследственность учитывать, особенно, при организации питания, а так же при организации других потребностей ребенка;
- организация ухода (соблюдение режима дня, соблюдение гигиенических норм и правил, соблюдение правил закаливания);
- вскармливание до 1 – года жизни и организация питания в возрасте с 1-го года до 3-х лет;
- безопасность окружающей среды особенно актуально для детей грудного возраста и периода раннего детства (преддошкольного);
- организация, стимулирование нервно-психического и моторного развития;
- подготовка к поступлению в дошкольную организацию (учреждение).