Файл: Образовательное учереждение новосибирской области новосибирский медицинский колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОВОСИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КАФЕДРА: «СОВРЕМЕННЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Дисциплина: ПМ01«Проведение профилактических мероприятий»

Раздел программы: МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение»

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Курс: I

Лекция 3

Тема: «Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного, школьного возраста, физическое развитие и проведение оздоровительно-профилактических мероприятий при них»

(ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»)

Составитель: Преподаватель Васильева Т.А.

Лекция № 3: «Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного, школьного возраста, физическое развитие и проведение оздоровительно-профилактических мероприятий при них»

План:

1. Периоды детского возраста и их характеристика.

1.2. Первый период детства

1.3. Второй период детства.

1.4. Старший школьный возраст.

2. Физическое и физиологическое развитие в каждом периоде детства.

3. Половое развитие мальчиков и девочек.

4. Проведение оздоровительных и профилактически мероприятий.
АФО детей первого периода детства (дошкольный период от 3-х до 7 лет ), второго периода детства (младший школьный возраст девочки от 7 до 11 лет, мальчики от 7 до 12 лет) и старшего школьного возраст (девочки с 12 лет; мальчики с 13 лет):физическое развитие, половое воспитание и проведение оздоровительно-профилактических мероприятий при них.


Первый период детства (дошкольный возраст) (от 3 лет до 7 лет).

Характерные особенности этого периода детства:

- это период посещения детского сада (для определенной части детей);

- замедляются процессы роста, нарастания массы;

- интенсивно развивается интеллект, физическая сила, ловкость, усложняется игровая деятельность, улучшается память;

- совершенствуется речь, начинает логически мыслить, делать обобщения;

-возрастает потребность в общении с другими детьми;

- эмоции более сдержаны (формирование самоконтроля);

- начало различия в поведении девочек и мальчиков;

- в 5 - 6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные;

- иммунная система достигла определенной зрелости;

- ребенок готовится к поступлению в школу.

Характерная патология: атопический дерматит, глистная инвазия, болезни органов дыхания, в том числе аллергической природы, высокий травматизм в этом возрасте, как основная причина смертности
Второй период детства (младший школьный возраст): (девочки 7 – 11 лет), (мальчики 7 – 12 лет).

- продолжает совершенствоваться функции органов и систем;

- происходит замена молочных зубов на постоянные;

- начинает посещать школу, меньше бывает на свежем воздухе, возрастают нагрузки на нервную систему и психику;

- совершенствуется интеллект, улучшается память;

- идет развитие сложных координированных движений мелких мышц кистей, что способствует развитию письменных навыков.

Характерная патология: нарушения осанки, зрения, кариес зубов, высокая инфекционная заболеваемость, а так же желудочно-кишечными, сердечно-сосудистыми, аллергическими заболеваниями и ожирением.

Старший школьный возраст (девочки с 12 лет, мальчики с 13 лет).

Для этого периода характерно:

- завершается морфологическое и функциональное созревание всех органов и систем;

- выраженная перестройка эндокринной системы, интенсивное половое созревание и сексуального поведения;

- быстрое увеличение роста со свойственной некоторой дисгармоничностью;

- формирование психохарактерологических особенностей, стереотипов поведения и вредных привычек, влияющих на здоровье.


Отклонения в состоянии здоровья.

- нарушения физического и полового развития, обусловлено нестабильностью гормонального фона;

- заболевания желудочно-кишечного тракта;

- нарушения питание (ожирение);

- неустойчивость вегетативной нервной системы, обуславливает расстройства сосудистого тонуса, что определяет признаки «Юношеского сердца»
Физическое развитие.

Факторы, влияющие на рост и развитие ребенка:

- генетические факторы роста;

- гормональные факторы роста организма;

- средовые факторы – алиментарный фактор, адекватная физическая нагрузка, острые и хронические заболевания, влияние различных климато-географических условий.

С возрастом пропорции тела меняются: конечности растут быстрее туловища. Длина нижних конечностей возрастает примерно в 5 раз за весь период роста, верхних – в 4 раза, туловища - в 3 раза, а высота головы – в 2 раза.

Некоторые ориентировочные формулы физического развития.

Длина тела от 2 до 15 лет:

- рост 8-летнего ребенка принимается за 130см (средний показатель);

- на каждый недостающий год до 8 лет отнимают по 7см от 130см;

- на каждый последующий год после 8 лет прибавляют по 5см к 130см. Существуют и другие ориентировочные формулы для оценки физического развития.

Выделяют период ускоренного роста, или «вытягивания»:

- для мальчиков первый период «вытягивания» - 4 – 5,5 лет;

- для девочек первый период «вытягивания» - после 6 лет.

Период второго «вытягивания» наступает:

- для мальчиков – 11 – 12 лет, для девочек -9 – 10 лет.

Ориентировочная формула для определения массы тела после 1-го года жизни до 10 -11лет:

- m = m в 1 год + k х n, где n – количество лет, а k – коэффициент, равный 2 – 2,5кг; m – масса тела в кг.

Ориентировочный расчет окружности головы (ОГ) в возрасте от 2 до 15 лет:

- ОГ – в 5лет – 50см;

- на каждый недостающий год до 5лет необходимо вычесть 1см из 50см;

- на каждый последующий год после 5 лет необходимо к 50см прибавить по 0,6см.

Окружность грудной клетки увеличивается от 1 года до 10 лет на 1,5см ежегодно.

Для более точной оценки физического развития разработаны соответствующие таблицы стандартов, в частности центильная шкала распределения.


Нервная система характеризуется дальнейшим развитием и созреванием. Борозды и извилины головного мозга становятся многочисленнее, крупнее, рельефнее, особенно, впервые 5 – 6 лет жизни. Хорошо ориентируется ребенок в известной ему обстановке, усложняется речь. С 3-х лет появляются собственные суждения, полностью осознается личность, формируется чувство «Я». Отмечается тяга к самостоятельности. Появляется упрямство. В этом возрасте ребенок быстро запоминает слова, легко учится иностранному языку, музыке рисованию. В течение первых шести лет жизни закладывается основа личности ребенка, формируется характер, проявляются его склонности и таланты.

К 6 - 8 годам заканчивается дифференцировка большей части коры головного мозга. У детей вырабатываются активные тормозные процессы, легко формируются сложные условные рефлексы. Адаптация к школе и коллективу в этом возрасте затруднена. Острота зрения в возрасте 4 лет – 1,0

Средняя суточная потребность во сне в возрасте 4-х лет – 11,5ч., в 6 лет – 9,5ч.; 12 лет- 8,5ч.; 18 лет – 8ч.

Кожа и её придатки продолжают развиваться. Ресницы растут быстро и в 3 – 5 лет их длина такая же, как у взрослых. Совершенствуется функции кожи. Кожа и её придатки (потовые, сальные железы и т.д.), достигают полной анатомической и функциональной зрелости. Жировая ткань играет роль механической защиты и стабилизации внутренних органов, сосудов, нервных стволов и участвует в стабилизации температуры тела. У детей раннего возраста в грудной, брюшной полостях, в забрюшинном пространстве скопление жировой клетчатки почти отсутствует. Она появляется только в 5 -7 лет и в основном в период полового созревания, в основном за счет увеличения размеров жировых клеток, так и за счет их числа. В пубертатном периоде проявляются специфическое половое распределение жировой ткани - у мальчиков

её отложение больше в верхней половине туловища и вокруг внутренних органов, а у девочек – больше в нижней половине тела, особенно на бедрах и в подкожной клетчатке. У девочек более 70% жировой ткани приходится на подкожный жир, а у мальчиков подкожный жировой слой составляет около 50% общей жировой ткани.

Костно-мышечная система продолжает расти и развиваться.

С 4,5 - 5 лет начинается смена молочных зубов на постоянные (как правила в той же последовательности как появлялись молочные зубы). Происходит дальнейший рост грудной клетки, ребра принимают более косое направление. К 7 годам устанавливается постоянство шейной кривизны позвоночника (лордоз) и грудной кривизны (кифоз), а к 13 -14- поясничный лордоз.


С 7-ми летнего возраста начинается срастание костей таза.

Развитие мышц у детей происходит неравномерно: вначале развиваются мышцы плеч, предплечий, затем – ладоней, пальцев, позже – мышцы нижних конечностей. После 15 лет продолжают интенсивно развиваться мелкие мышцы. Совершенствуется точность и координация мелких движений. Двигательные умения также формируются последовательно. Мышечная сила постепенно нарастает.

Дыхательная система активно развивается.

Тип дыхания зависит от возраста и пола. У девочек с 5-ти летнего возраста дыхание становится грудным.

Частота дыханий в одну минуту в возрасте: 3- 4 года – 25 – 30; 5 – 6 лет – 20 – 25; 10 – 12 лет – 18 – 20; старше 12 лет - 16 – 18.

Дыхательная система к 8 – 10 годам становится практически такой же, как у взрослых.

Тип дыхания: у мальчиков – брюшной; у девочек – грудной.

Сердечно-сосудистая система совершенствуется: увеличивается масса миокарда желудочков - в большей степени левого; размеры кровеносных сосудов большого круга кровообращения, меняется соотношение просвета артерий и вен. Частота пульса в 5 - 10 лет - 95 ударов в минуту, в 11 -14 лет - 85 ударов в минуту. Увеличивается возрастом артериальное давление (преимущественно систолическое).

Пищеварительная система развивается, совершенствуются её функции – ферментативная, двигательная, всасывающая и др. К 6 годам объем желудка составляет – 1000мл; в возрасте 10 – 12 лет - 1300 -1500мл.

Мочевыделительная система завершает свое развитие, становится анатомически и функционально зрелой.

Физиологическая ёмкость мочевого пузыря в возрасте 5 - лет – 100 – 150мл, частота мочеиспусканий -10 раз в сутки, относительная плотность мочи 1,010 – 1,0 20; в возрасте 10 лет ёмкость мочевого пузыря-200 – 250 мл; относительная плотность мочи – 1,011 – 1, 022, частота мочеиспусканий – 8 раз в сутки;

в возрасте 15 лет ёмкость мочевого пузыря- 400 мл, относительная плотность мочи – 1,012 – 1, 025, частота мочеиспусканий – 5 - 6 раз в сутки.

Кровь у детей старше одного года и в других возрастных периодах:

- количество эритроцитов 4,0 – 4,6 х 10 12/л; гемоглобина 120 – 142г/л;

В лейкоцитарной формуле:

- постепенно нарастает число нейтрофилов и соответственно уменьшается число лимфоцитов;

- примерно в 5 – 7 лет происходит второй физиологический перекрест, когда число нейтрофилов и лимфоцитов вновь сравниваются; лейкоцитов до 8,5х 109/л.

- в дальнейшем (после 5 – 7 лет) начинают преобладать нейтрофилы (как у взрослого человека).