Файл: Социальнопрофилактическая работа в кризисном центре помощи семье и детям.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Коммуникативная функция исполняет роль духовного и культурного общения. Общение является основой семейных взаимоотношений. Общение удовлетворяет потребность членов семьи в человеческих контактах, информации, уважении и взаимопонимании. По многообразию и содержанию коммуникативная функция оказывает большое воздействие на семейную жизнь. Целью данной функции является установление связей между людьми, супругами и детьми в условиях их совместной жизнедеятельности. Формирование различных социальных культур, ориентаций, отношений, духовности и здоровья человека находятся в прямой зависимости от характера внутрисемейного общения: от атмосферы семейного психологического климата, от проявления в поведении и общении тех или иных стереотипов и установок взрослых членов семьи. Оптимальные возможности для интенсивного взаимодействие младшего и старшего поколений и взаимного развития семейной культуры осуществляются посредством общения с ближайшим окружением, родственниками, соседями, друзьями, коллегами. Общение с представителями разных категорий социума предъявляет многогранные требование к таким компонентам культуры личности, как терпимость, доверие и вариативность в интересах. Доверие во многом определяет потребность в установлении новых контактов. Другим фактором коммуникативности является наличие жизненного опыта и критичное и реалистичное его осмысление, т.е. наличие рефлексии. Задача родителей показать ребенку многообразие человеческих проявлений, как положительных, так и отрицательных, с целью обеспечения социализированного развития и становления молодого человека. При утрате доверия и откровенности между подростком и родителями коммуникативную функцию по отношению к подростку исполняют случайные люди. Проводниками подростка во взрослый мир становятся друзья, дворовая компания и все те, кто может удовлетворить потребность подростка в уважении, новых знаниях, чувстве защищенности в значимой группе и причастности к взрослому миру. Задача социализации детей должна решаться в семье, но при дефицитарности ее педагогических возможностей эту проблему необходимо эффективно компенсировать методами социально –культурной деятельности.
Рекреационная функция предоставляет возможности для психологической релаксации, досуга для всей семьи. Восстановления психического равновесия для семейных отношений очень важно. Это позволяет основать физическую и моральную силу, семейное здоровье, любовь, взаимопомощь и эмоциональную поддержку в семье. Рекреационная функция семьи является важным компонентом здоровых и стабильных отношений между родителями и детьми. Это способствует возникновению общих интересов и взглядов. Рекреационная функция семьи оказывает особое терапевтическое воздействие, в ее обязанности входит обеспечение надлежащего отдыха. Каждый человек, который приходит домой, должен чувствовать себя абсолютно защищенным от влияния внешнего мира. Это функция семьи позволяет создать теплую и уютную обстановку и наладить общения с детьми и близкими, так как удовлетворение потребности в отдыхе и общение в семье – это одна из базовых функций. К сожалению, эта потребность часто игнорируется или не удовлетворяется в полной мере. Многие родители или один из них по тем или иным причинам уделяют больше времени своим делам, тем самым отдаляясь от родных и близких.
Хозяйственно – бытовая функция – удовлетворение потребности в пище, одежде, жилище, восстановлении сил, совместная деятельность членов семьи по производству предметов потребления и услуг или получения их от отдельных ее членов. Хозяйственно – бытовая и экономическая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи, способствую приумножению благосостояния семьи, сохранению и увеличению здоровья ее членов. Реализация этой функции серьезное влияние оказывает на психологический климат внутри дома, включающий источники и количество семейных доходов, и распределение домашнего труда между родственниками и отношения между родителями и детьми. Характер выполнения семьей хозяйственно-бытовой функции оказывает непосредственное влияние на нравственно-психологический климат семейной группы, на семейное воспитание. Здесь значение имеет все, начиная от источников количества семейных доходов, заканчивая распределением домашнего труда.
Таким образом, считается, что семья - это сложное социальное, комплексное и многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности человека, обусловленная социально-экономическими и правовыми нормами.
-
Социальные проблемы семьи и детей, причины их возникновения
Проблемы семьи актуальны и значимы в современном мире. Ее значимость определяется тем, что, во-первых, семья - один из основных социальных институтов общества, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Даже семьи, которые официально не находятся в группе риска, могут нуждаться в помощи специалиста по социальной работе в различных ситуациях. Финансовые, психологические и межличностные проблемы могут нарушить гармонию семейных отношений и привести семьи к кризису и распаду. Когда в семье появляются значительные социальные проблемы, то она начинает переживать кризис, попадает в трудную жизненную ситуацию. Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства и т.д., которую он не может преодолеть самостоятельно. Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации – семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержки и помощи специалистов.
Семейные проблемы очень разнообразны. Это связано с напряженностью в отношениях между супругами, напряженностью между родителями и детьми, низким доходом, алкоголизмом или наркоманией у одного или всех членов ее семьи. К сожалению, в обществе принято решать семейные вопросы, когда напряженность и конфликты достигают своего пика, поэтому социально-профилактической работе с семьями и детьми, находящимися в группе риска нужно уделять больше внимания.
Основными актуальными социальными проблемами семьи и детей являются:
-
трудное материальное положение семьи; -
злоупотребление алкоголем и наркотиками; -
жестокое обращение с детьми и другими членами семьи.
Семьи с трудным материальным положением, как правило называются малообеспеченными. Малообеспеченность – особое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно-необходимое для жизнедеятельности потребление, что выступает фактором социального риска. К малообеспеченным (малоимущим) семьям относятся семьи, в которых средний доход на одного человека ниже величины прожиточного минимума. Малообеспеченность как социально-экономическая проблема – это, прежде всего, отсутствие материальных ресурсов для удовлетворения экономических и социальных потребностей человека. Чаще всего попадают в категорию малообеспеченных:
-
семьи с низким денежным доходом на члена семьи; -
семьи, потерявшие кормильца; -
матери, воспитывающие детей в одиночку.
Из-за недостаточной обеспеченности в семьях возникают различные проблемы, связанные с воспитанием детей и взаимоотношением членов семьи друг с другом. В таких семьях возникают, как материальные, так и досуговые проблемы. Сужается или отсутствует проведение свободного времени с семьей и детьми, нет возможности посещать различные культурные мероприятия. Естественно, такие проблемы оставляют отпечаток на психологическом состоянии каждого члена семьи. Происходит ухудшение психологической атмосферы, увеличивается число конфликтов, что негативно сказывается на внутрисемейных отношениях. У родителей часто нет возможности обеспечить детям посещение кружков и секций, что может сказаться на их всестороннем развитии.
Причинами возникновения малообеспеченных семей выступают такие факторы как:
-
экономические – представляют группу факторов, включающих безработицу, низкую заработную плату, низкую производительность труда; -
социально-медицинские – группа факторов, отражающих физиологическое состояние членов семьи (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости); -
демографические – факторы, отражающие состав семьи (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье); -
образовательно-квалификационные - факторы, отражающие уровень образования членов семьи: недостаточная профессиональная подготовка, отсутствие среднего, средне-специального, высшего образования); -
политические факторы – влияние политической обстановке в стране. На материальное положение влияют военные конфликты, вынужденная миграция); -
регионально-географические факторы, которые зависят от неравномерного развития регионов.
На данный момент нельзя строго выделить единственный фактор, влекущий за собой ухудшение материального положения. Современная семья сталкивается с рядом проблем, основной их который является адаптация к изменяющимся условиям в экономике, политике и обществе в целом.
Самым неблагоприятным фактором разрушающий психологическое равновесие детей, является пьянство родителей, которое впоследствии приводит к появлению у детей негативных черт характера. Снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально - познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.
Согласно данным Росстата о росте числа семей, употребляющих спиртные напитки, проблема алкоголизма семьи сохраняет свою актуальность. Такие семьи представляют острую социально - педагогическую проблему, так как, они не выполняют весьма важную воспитательную функцию. Зависимость родителей от спиртного не проходит бесследно для их детей и складывается из двух составляющих — биологической и социально-психологической. Алкоголь оказывает негативное влияние на воспитание ребенка и взаимоотношений в семье в течении всей жизни. Согласно статистике, дети родителей, страдающих алкогольной зависимостью, в 4 раза чаще испытывают проблемы, связанные с употреблением спиртного, по сравнению с остальными людьми.
Алкоголизм является причиной сильных внутренних конфликтов в семьях и одним из основных факторов разводов в мире (от 25 до 52%). В настоящее время в России половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.
Расход значительных материальных средств на спиртное ухудшает питание, что не может не сказаться на здоровье, в первую очередь, ребенка. Около 40% детей вследствие нарушенных семейных отношений страдают неврозами, проявляющимися в виде ночных страхов, трудностей засыпания, нервных тиков мышц лица и плечевого пояса, навязчивых движений, заикания. Жены алкоголиков психически истощены, тревожны, у них часто возникают чувство озлобленности, придирчивости или глубокой депрессии и апатии, стремление к социальной изоляции и ограничению контактов. Семья сокращает свои связи с другими людьми до минимума, старается отсекать от себя всякие источники влияния и помощи извне. Члены семьи как бы берут на себя ответственность за поддержание стабильности в системе. Они изо всех сил стремятся контролировать ситуацию, которая в принципе контролю не поддается.
Дети, находящиеся в семьях, где один или более родственников страдают алкогольной зависимостью подвергаются негативному влиянию не только в семье, но и со стороны общества, тем самым происходит негативная социализация личности такого подростка. В такой семье важнейшие потребности детей, а это потребность во внимании, руководстве, поддержки, в преданности, заботе и любви не находят у родителей понимания и эмпатии. Дети вырастают в атмосфере непредсказуемости и двойственных коммуникаций. Отношение к ребенку может меняться, выражая любовь, полное равнодушие или ненависть в зависимости от того, находится ли родитель в состоянии алкогольного опьянения или нет. Это порождает у детей чувство вины и заставляет их принимать на себя ответственность за изменения родительского отношения.
Для семей больных алкоголизмом характерен высокий уровень насилия как между супругами, так и по отношению к детям. Адекватные способы общения затрудняются из-за сужения мотивации и снижения самоконтроля у алкоголиков. С другой стороны, пьющие могут испытывать сильное чувство вины за свой образ жизни, которое с помощью защитных механизмов трансформируется в обвинение близких людей или обстоятельств и принимает агрессивные формы. Дети нередко подвергаются различным формам жестокого обращения, которое серьезно влияет на их эмоциональное развитие и поведение или приводит к телесным повреждениям.
Дети, которые подвергались жестокому обращению, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно: ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации. Важным представляется то, что наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна и пр.) повышается агрессивность, драчливость, жестокость; большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.