Файл: Курсовая работа по дисциплине Конституция Российской Федерации правовая основа Российского законодательства на тему Допустимые ограничения прав человека в экстраординарных ситуациях. Правовая позиция Конституционного суда рф..docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «экстраординарная ситуация» используется чаще всего в административным праве в контексте введения особого правового режима жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и местного самоуправления на территории, на которой возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий.
Как отмечает И.А. Исаев, ситуация чрезвычайного положения есть непрерывный и полномасштабный пробел в праве, а не в законе. В чрезвычайном положении приходится допускать создание новых правил поведения властью на основе соображений пользы, необходимости и пользоваться с этой целью конструкцией юридической фикции. Фиктивность чрезвычайного права заключается в том, что оно приостанавливает, заменяет ординарное правовое регулирование, предполагает, что права в таких условиях вовсе нет.16
Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, С.А. Авакьян включил в Государственно-правовой терминологический словарь современные понятия «Военное положение», «Особое управление», «Президентское управление», Чрезвычайное положение», однако данные понятия очень близки с понятием «Экстраординарная ситуация».
Экстраординарную ситуацию с точки зрения конституционного права можно описать как напряженность, исходящую от экономического, политического или военного (мобилизационного) фактора, которая может иметь хронический характер. Переход за черту риска также не означает практически приостановления деятельности государственного управления, ситуация может продолжаться - вяло, неритмично. Такие ситуации могут быть различного происхождения: социально-политического (массовые беспорядки, мятеж, бунт), криминогенного (акты терроризма, экстремистская деятельность), природного (наводнения, пожары и др.) или техногенного (крупные аварии, катастрофы на опасных объектах).
Первый случай такого упоминания можно было наблюдать в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. №10-П17, давшем оценку Указам Президента РФ, определившим правовой режим операции по наведению конституционного порядка в Чеченской Республике в 1994–1996 гг. Признаки экстраординарной ситуации определялись следующим образом:
– отрицание действия Конституции Российской Федерации и федеральных законов;
– разрушение системы законных органов власти;
– создание регулярных незаконных вооруженных формирований, оснащенных новейшей военной техникой;
– массовые нарушения прав и свобод граждан;
– конфликт между враждующими группировками, грозивший перерасти в гражданскую войну.
К Постановлению были написаны Особые мнения судьями Конституционного Суда РФ. Так, Н. В. Витрук подчеркивал, что суть Указов Президента РФ заключается в установлении в Чеченской Республике «специального (особого) правового режима, не совпадающего по своим характеристикам ни с чрезвычайным положением, ни с военным положением», характеризующегося двумя особенностями: 1) масштабным применением военизированных подразделений; 2) существенным ограничением основных прав и свобод человека и гражданина. В ходе рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ поднимался вопрос о соотношении ценностей – безопасность и права человека. Представитель Президента РФ отстаивал позицию об их равнозначности. Только Н. В. Витрук акцентировал на этом внимание, указав: «Принцип приоритетности ценности человека, его прав и свобод пронизывает буквально все содержание Конституции Российской Федерации (в том числе содержание ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 82 Конституции Российской Федерации). Это конституционная реальность, с которой нельзя не считаться» (с аналогичным мнением о приоритете прав человека выступил в Особом мнении и Судья А. Л. Кононов). В последующем Н. В. Витрук уточнил свою позицию, признав право государство на жесткие меры «точечного» характера при противодействии терроризму.
Приходится признать, что каждое государство должно заботиться по меньшей мере о своей собственной международной безопасности, которая не всегда тождественна с защитой граждан и поэтому не может быть подведена под понятие защиты права.
Исключительно государству принадлежит защита общества и его членов, а с тем вместе и своей территории против вторжений извне. Эта функция и соответствующая ей цель никогда не отсутствовали у государства, даже в самой рудиментарной его форме. Отражение общей внешней опасности во все времена служило важнейшим мотивом к установлению могущественных союзов.
В течение продолжительного периода одной из существенных целей государства признавалась не только защита, но и увеличение государства путем завоеваний или вообще расширение сферы его власти при помощи войн.
В настоящее время имеются разнообразные, направленные на расширение государства или создание новых политических образований целевые представления, и на основании современных политических, экономических, национальных воззрений такой наступательный образ действий не может быть признан противоречащим цели государства. Войны США в Вьетнаме (1945-1974 гг.), Палестине (1958 г.), Колумбия (1948 г.), Гватемала (1954 г.), Ирак (1963 г.), Сальвадор (1980), Ирак (2003 г.), Сирия (2011 г.), , Исламское государство — за объединение народов Ближнего Востока силами шейхов-сунитов (2011-2016 г.), России — за освобождение христианских государств и т. д., по общему убеждению, признаются правомерными и, таким образом, входящими в цель государства.
Целью введения чрезвычайного режима является восстановление конституционного правопорядка. Необходимый элемент чрезвычайного режима – установление ограничений прав и свобод личности. Конституция РФ 1993 г. предусматривает два вида особого правового режима – чрезвычайное положение и военное положение.
Обращение ко всем законам показывает отсутствие в них термина «экстраординарная ситуация». Однако именно он используется при характеристике особых ситуаций, правовое регулирование которых невозможно без применения специальных правовых методов и средств. В юридической литературе используется также понятие неординарного правового режима.
Сопоставляя различные цели государства, приходим к выводу, что ограничение прав человека в экстраординарных ситуациях является вынужденным решением ради безопасности граждан. Размеры и характер государственной деятельности в данном случае имеют как определенные общие пределы, обусловленные природой человеческих отношений, так и своеобразные границы, обусловленные природой отдельных отраслей управления.
1.2. Конституционные особенности ограничений прав человека в экстраординарных ситуациях
Одной из главных конституционных проблем для государства в современных условиях является разрешение противоречия между обязанностью гарантировать права и свободы граждан, в том числе их социальные права, социальную защищенность и благополучие, и необходимостью обеспечивать национальную безопасность, конкурентоспособность на международной арене, способность противостоять внешним экономическим санкциям и многочисленным вызовам глобализации.
В общей теории права по устоявшейся традиции принято выделять два вида правового регулирования – нормативное и индивидуальное. Иногда особыми видами правового регулирования называют автономное регулирование, регулирование на основе договоров (координационное правовое регулирование) и казуальное, или судебное правовое регулирование.
На наш взгляд, экстраординарная ситуация коренным образом отличается от ординарного нормативного и индивидуального правового регулирования. Включая в себя нормативное и индивидуальное правовое регулирование, при экстраординарной ситуации образуется особый вид правового воздействия на общественные отношения.
При экстраординарной ситуации возникает хаос, дезорганизация, сужается роль нормативного правового регулирования, чрезвычайное правовое регулирование находится между двух противоположностей – фактической чрезвычайной ситуацией или военным положением и законом, который перестает действовать и обеспечивать правопорядок. Сама по себе чрезвычайная ситуация – это, в сущности, пробел в законе, вакуум, где необходимых средств правового регулирования оказывается недостаточно, и возрастает усмотрение и роль правоприменительного и государственного усмотрения.
В период пандемии COVID-2019 многие ученые-правоведы разработали различные особенности чрезвычайного положения. Например, Джамбалиев Я.Р. 18 выделяет следующие отличительные характеристики экстраординарного правового регулирования:
-
Особое управление территорией, включающее создание специальных органов исполнительной власти, специальной структуры аппарата управления и введение дополнительных государственно-властных полномочий. -
Нетрадиционное правовое положение граждан и организаций:
-
Устанавливаются правовые ограничения, на которых мы остановимся более подробно в дальнейшем; -
Применение специальных правил осуществления государственно-правового принуждения; -
Усиление административной ответственности за совершение правонарушений.
-
Активизируется правовой инструментарий, общеобязательных и разрешительных методов правового регулирования, которые отсутствуют при обычных условиях (к примеру, при пандемии проводился контроль за соблюдением ношения медицинской маски, или при введении военного положения возможно изъятие у граждан имущества, введение комендаткого часа, военной цензуры, запрета на продажу оружия и алкоголя, приостановка деятельности политических и общественных и религиозных объединений, привлечение граждан к работам для обеспечения нужд обороны и ликвидации последствий применения противником оружия).
Действительно, для правового регулирования экстраординарной ситуации характерно ограничение правового статуса личности и гражданина. Анализ действующих законов позволяет установить тот перечень прав и свобод, ограничения которых в условиях экстраординарной ситуации, по мнению законодателя, является допустимым и совершенно необходимым для безопасности граждан. Этот перечень составляют как личные, так и политические и экономические права и свободы:
-
право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27); -
право на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища может быть ограничено в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, путем производства личного досмотра, досмотра вещей, жилища и транспортных средств; -
право на свободу может быть ограничено путем задержания граждан, нарушивших режим комендантского часа, до его окончания, а лиц, не имеющих при себе документов, удостоверяющих их личность, кроме того, до установления личности, но не более чем на трое суток; -
право граждан участвовать в управлении государством ограничивается различными способами: запрещается проведение выборов и референдумов; запрещается проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; приостанавливается деятельность политических партий; -
право на получение, передачу, производство и распространение информации через средства массовой информации и свобода печати могут быть ограничены путем введения предварительной цензуры и (или) временным изъятием или арестом печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установлением особого порядка аккредитации журналистов; -
право граждан участвовать в управлении государством ограничивается различными способами: запрещается проведение выборов и референдумов; запрещается проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; приостанавливается деятельность политических партий; ограничивается право на объединение (деятельность общественных объединений приостанавливается); -
право частной собственности (ст. 35), подразумевающее свободное владение, пользование и распоряжение имуществом, также может быть ограничено. Например, ограничивается право пользования гражданскими воздушными судами (они временно изымаются у собственников и привлекаются к воздушным перевозкам для государственных нужд,); временно изымаются звукоусиливающе технические средства и множительная техника, огнестрельное и холодное оружие, боеприпасы, ядовитые и взрывчатые вещества, учебная военная техника и радиоактивные вещества, мобилизуются транспортные средства граждан; -
право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37), может быть ограничено путем мобилизации трудоспособного населения для проведения специальных военных операций, контртеррористических действий;