Файл: Курсовая работа по дисциплине Конституция Российской Федерации правовая основа Российского законодательства на тему Допустимые ограничения прав человека в экстраординарных ситуациях. Правовая позиция Конституционного суда рф..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

Юридический институт

Кафедра конституционного и международного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституция Российской Федерации правовая основа Российского законодательства»
на тему «Допустимые ограничения прав человека в экстраординарных ситуациях. Правовая позиция Конституционного суда РФ.»


Выполнила студентка:

_________________________________
(курс, группа или номер зачетки) _____________________ А.В. Дёмина
(подпись, дата)

Руководитель:

Должность, ученая степень, ученое звание:

_____________________ И.О. Фамилия
(подпись, дата)

Санкт-Петербург

2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общая характерис

Содержание


Введение 2

Глава 1. Общая характеристика допустимых ограничений прав человека в экстраординарных ситуациях 8

1.1. Сущность ограничений прав человека в экстраординарных ситуациях 8

1.2. Конституционные особенности ограничений прав человека в экстраординарных ситуациях 16

Глава 2. Практика Конституционного суда РФ и Европейского суда по правам человека относительно прав человека в экстраординарных ситуациях 21

2.1. Анализ практики Конституционного суда РФ относительно прав человека в экстраординарных ситуациях 21

2.2. Анализ практики Европейского суда по правам человека относительно прав человека в экстраординарных ситуациях 23

Список использованной литературы 23

тика допустимых ограничений прав человека в экстраординарных ситуациях

    1. Сущность ограничений прав человека в экстраординарных ситуациях

    2. Виды классификаций допустимых ограничений прав человека в экстраординарных ситуациях

Глава 2. Анализ практики конституционного суда РФ и Европейского суда по правам человека относительно прав человека в экстраординарных ситуациях

2.1. Анализ практики Конституционного суда РФ относительно прав человека в экстраординарных ситуациях

2.2. Анализ практики Европейского суда по правам человека относительно прав человека в экстраординарных ситуациях


Глава 3. Проблема допустимых ограничений прав человека в экстраординарных ситуациях

3.1. Конституционные коллизии в экстраординарных ситуациях

3.2.

Заключение

Список использованных источников

Введение


Актуальность темы исследования. В наше время принято разделять общества на два типа: «открытые» и закрытые». Считается, что в обществе первого типа гражданам предоставлены широкие возможности для принятия личных решений, но вместе с тем они несут и личную ответственность за эти решения, тогда как для «закрытого» общества характерен коллективизм, при котором доминирует община в целом, а гражданин общества почти ничего не значит. В либеральной литературе часто указывают на контраст между демократическими обществом западного образца, с одной стороны, и тоталитарным обществом в бывших странах СССР, с другой. Однако всегда следует иметь в виду, что этот контраст не абсолютен, а лишь относителен. Западные демократии могут рассматривать открытое общество как идеал, которому необходимо следовать. Но в то же время в западном мире происходят большие изменения, свидетельствующие об усилении тенденции к коллективизму. Одним из проявлений этого является введение некоторыми европейскими странами полного локдауна в связи с пандемией COVID-2019. Кроме того, в западных обществах существует тенденция к закрытию границ, ограничению энергопотребления и плановая подготовка к возможному введению военного положения. Данные изменения указывают на ограничения прав и свобод граждан, однако возникает вопрос, где заканчиваются ограничения в случае их введения в связи с экстраординарной ситуацией.

Вопрос изъятий, ограничений, запретов в праве можно считать центральным для конституционного права, и для всей юридической науки в целом. Благодаря правоприменению данных юридических средств государственные органы поддерживают социальный порядок. Значимость стабильной правовой атмосферы для развития государства трудно переоценить.

В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации 1993 г. цель, в которой было провозглашено признание высшей ценностью человека, его достоинства и основные права. Выработка и практическое воплощение этих взглядов являются достаточно сложным делом. Развитие любого современного общества рождает новые ограничения конституционно гарантируемых прав либо расширение уже существующих.



В условиях российской действительности, особое внимание заслуживает вопрос о допустимости ограничений основных прав человека в экстраординарных ситуациях. Необходимость его исследования определяется самой сущностью основных прав как меры возможного поведения. С одной стороны, ограничения предотвращают злоупотребления основными правами. Абсолютная свобода немыслима в силу особой биологической, социальной, духовной природы человека и потребности защиты интересов иных лиц, общества и государства. С другой стороны, анализируемые права являются пределом полномочий органов и должностных лиц публичной власти, ограничивающих основные права. Соответственно освещение избранной темы служит ориентиром для установления системы конституционных ценностей, баланса индивидуальных и публичных интересов.

Актуальность анализа проблем приобретает практический интерес в силу их значения вне государственной конституционно-судебной защиты основных прав. Большинство из рассматриваемых конституционных гарантий связаны с правовыми позициями Конституционного Суда РФ и Европейского суда по правам человека в этой области и позволяют осуществить контроль нормативно-правовых актов, ограничивающих основные права значительного числа их носителей. Познание конституционных критериев допустимости ограничения основных прав в экстраординарных ситуациях важно, поскольку они оказывают значительное влияние на правовое регулирование общественных отношений иными отраслями российского права.

Степень разработанности исследования. Проблема ограничения основных прав является объектом исследования не только правоведения, но и многих иных общественных наук. Отдельные правовые аспекты указанной проблематики исследованы еще отечественными дореволюционными учёными (Э.Н. Берендтс1,П.И. Новгородцев, А.А. Рождественский, Е.Н. Трубецкой, Д.Д. Гримм, Н.Н. Алексеев, Б.Н. Чичерин). Стоит отметить, что в основном их правопонимание базировалось на представлении об ограничении свободы как сущностном признаке объективного права.

В трудах советских исследователей-юристов (В.А. Кучинский, Е.А. Лукашева, Н.В. Витрук, В.Е. Гулиев, Д.А. Керимов, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, М.Ф. Орзих, В.А. Патюлин, В.А. Ржевский, Ф.М. Рудинский, И.Е. Фарбер, В.М. Чхиквадзе и др.) ограничение основных прав изучалось путем простого упоминания необходимости пределов свободы и уважения прав иных членов социалистического общества.

Проблема ограничения основных прав превратилась из сугубо теоретического вопроса в одно из важнейших направлений практики российского конституциализма с принятием Конституции РФ 1993 г. и учреждением Конституционного Суда РФ.


Теоретическую основу работы составили работы составили работы таких западных ученых правовой мысли как Деннис Ллойд2, Георг Еллинек3, В.В. Комаров4, А.Н. Медушевский5.

При исследовании правового режима экстраординарных ситуаций с точки зрения теории государства и права были использованы труды С.М. Зырянова6, О.В. Соболев7, И.А. Исаев8, Я.Р. Джамбалиев9 и других отечественных правоведов.

Проблемами допустимых ограничений прав человека занимались такие ученые как А.В Должиков10, А.А. Подмарев11. Исследованием в области правового регулирования при введении чрезвычайного или военного положения занимались Т.Я. Хабриева, В.Г. Романовский12, Т.Н. Шмидт13, Ю.Г. Шпаковский14 и другие авторы.

Объектом курсовой работы выступили общественные отношения, складывающиеся в связи с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в условиях экстраординарной ситуации.

Предмет работы составили конституционные и иные отраслевые нормы, отражающие правовую позицию Конституционного суда РФ относительно социальных, экономических и культурных прав человека.

Целью настоящей работы является комплексный конституционно-правовой анализ допустимых ограничений прав и свобод человека в экстраординарных ситуациях.

В рамках достижения результатом исследования предполагается решить следующие задачи:

  • определить правовую природу допустимости ограничения прав и свобод человека;

  • выделить и охарактеризовать основные элементы правого режима прав человека при экстраординарных ситуациях;

  • выделить виды ограничений прав и свобод человека и гражданина;

  • охарактеризовать международно-правовое регулирование ограничений прав и свобод человека и гражданина;

  • отметить цели и пределы ограничений прав и свобод человека и гражданина;

  • изучить правомерные способы ограничений прав и свобод человека и гражданина;

  • рассмотреть практику Конституционного Суда Российской Федерации по решениям, связанным с ограничением прав граждан в экстраординарных ситуациях;

  • проанализировать неправомерные ограничения прав и свобод человека и гражданина и гарантии прав личности от таких ограничений.

Методология и методологические исследования. Исследование проводилось с использованием формальной логики, семантики, с позиций институционализма, экономического анализа права как направления в философии науки и позитивистской экономики. Также был использован эмпирический метод, так как из официальных экспертных источников были приведены статические данные, на основе которых были сделаны определенные заключения.


Научная и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что сформулированные и обоснованные в нем положения и выводы могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, при совершенствовании отечественного законодательства в вопросах правового регулирования допустимых ограничений при введении чрезвычайной ситуации или военного положения.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, списка литературы.

Глава 1. Общая характеристика допустимых ограничений прав человека в экстраординарных ситуациях

1.1. Сущность ограничений прав человека в экстраординарных ситуациях

В конце XIX века выдающийся ученный, основоположник немецкой социологии права Георг Еллинек указывал на то, что эвдемонистическая-утилитарная теория как цели государства изначала выработана спекулятивным путем. Согласно данной теории, благосостояние индивида и общества составляет высшую и единственную цель всех публичных учреждений, однако понятие блага и пользы настолько многозначаще, неопределенно и субъективно, что из него можно вывести и действительно выводили за всю время существования государства все что угодно. Под предлогом общего блага во все времена совершались самые беззастенчивые вторжения в высшие и важнейшие индивидуальные блага. К теории благосостояния примкнули поэтому все те, кто стремился к безграничному расширению сферы деятельности государства. Она является классической теорией государственного абсолютизма и полицейского государства.

По мнению Христиана Вольфа индивид должен мириться с ограничением его свободы, поскольку этого требуют цели государства. Под влиянием Вольфа вырабатывается теория полицейского государства, признавшая правомерным всякое вторжение в сферу индивидуальных прав под предлогом общего блага.

Теория благосостояния или пользы страдает именно в ее чистом виде отсутствием всякой меры, всяких внутренних границ. Тот элемент истины, который в ней заключается, может быть достигнут только путем тщательного расчленения конкретных задач государства — задача, которую основатели и последователи этой абстрактной теории никогда себе не уясняли.

Конституция России 1993 г. предназначена для регулирования общественных отношений как в условиях обычного (ординарного, нормального) правопорядка, так и в период действия чрезвычайных режимов (ст. 56, 87, 88)15. Чрезвычайный режим вводится на всей или на части территории государства в случае внутренней (к примеру, массовые беспорядки) или внешней (агрессия) угрозы конституционному строю, жизни граждан, институтам власти, с которой обычными мерами (правоохранительными, полицейскими) справиться невозможно. Основной закон РФ предусматривает два вида чрезвычайного режима: чрезвычайное положение (ст. 56, 88, 102, 109) и военное положение (ст. 87, 102, 109).