Файл: Возможности психодиагностики в исследовании нарушения мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………. | 3 |
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения психолого-педагогической диагностики нарушения мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития ………………………………… | 7 |
1.1 Развитие мышления в онтогенезе………………………………………… | 7 |
1.2 Клинико-психологическая характеристика младших школьников с нарушениями интеллектуального развития………………………………… | 10 |
1.3 Особенности психолого-педагогической диагностики развития мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития………………………………………………… | 13 |
Выводы по главе 1 …………………………………………………………… | 16 |
Глава 2. Возможности психодиагностики в исследовании нарушения мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития ………………………………………………………………………. | 17 |
2.1 Организация исследования ………………………….…………………... | 17 |
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………. | 22 |
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития…….. | 29 |
Выводы по главе 2 …………………………………………………………… | 31 |
Заключение……………………………………………………………………. | 33 |
Список использованных источников и литературы …………….…...…….. | 35 |
Приложение …………………………………………………………………... | 38 |
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о необходимости изучения психологических особенностей мышления был поставлен и в определенной степени решен в работах Ж. Пиаже [2], С.Л. Рубинштейна[14], Р.А Белова-Давид[1].
Среди исследователей, занимавшихся изучением познавательного развития детей с речевой патологией
, можно назвать таких ученых, как Л.С. Цветкова [18], Е.М. Мастюкова [11], Н.А.Чевелева [19], Изучением своеобразия различных форм мышления занимались И.Т. Власенко [2], В.А. Калягин [7], Л.А. Зайцева [6], О.Н. Усанова [16], А.В. Запорожец [5], Е.Ф. Соботович [15], Д.Б. Эльконин [20].
Таким образом, актуальность исследования психолого-педагогической диагностики развития мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития остается проблемной, так как на практике существуют трудности правильного распознавания, своевременного выявления детей данной категории и применения психолого-педагогической диагностики.
Объект исследования – психолого-педагогическая диагностика развития мышления у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности психолого-педагогической диагностики развития мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
Цель исследования – определение и выявление возможностей психодиагностики в исследовании нарушения мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что нарушения мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития возможно диагностировать и применять психолого-педагогическую коррекцию.
Задачи исследования:
- сделать теоретический анализ литературных источников по проблеме психолого-педагогической диагностики развития мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития;
- подобрать методики и провести исследование процессов психолого-педагогической диагностики развития мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития;
- проанализировать результаты исследования психолого-педагогической диагностики развития мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития;
- сформулировать выводы по результатам исследования психолого-педагогической диагностики развития мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития;
- разработать рекомендации по психолого-педагогической диагностике нарушения мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования, были выбраны следующие
методы исследования:
1. Организационный метод – сравнительный.
2. Эмпирический метод, реализованный следующими методиками:
1) «Назови одним словом» в интерпретации Венгера А.Л. [14, с.77] для исследования обобщения в мышлении младших школьников с нарушениями интеллектуального развития;
2) «Выделение существенных признаков» в интерпретации Рубинштейна С.Я. [18, с.12] для исследования сформированности логичности мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития;
3) «Сравни слова» в интерпретации Фадиной Г.В. [23, с.40] для изучения сравнения в мышлении младших школьников с нарушениями интеллектуального развития.
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
4. Интерпретационный метод.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Казенного общеобразовательного учреждения Воронежской области «Верхнемамонская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». В нем приняли участие 24 детей в возрасте 7-8 лет, из них 12 детей с нарушениями интеллектуального развития и 12 нормотипичных детей.
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения психолого-педагогической диагностики нарушения мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития
-
Развитие мышления в онтогенезе
«Мышление как способность направлять, удерживать и контролировать внимание на чем-либо не является видом сознания, типом сознания и т.п.; более того мышление как особый модус существования показывает, что имеет непосредственную связь не с предметностью, а единичностью, которая по определению непредметна, целостна.» Малек Яфаров.
Мышление-это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышлением называется процесс отражения, осознания связи, различий и отношений между предметами и явлениями окружающей действительности и внутреннего мира человека.
Психология мышления является одной из самых разработанных областей психологической науки. В отечественной психологии мышление определяется как обобщенное отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей. Мышление является особой формой человеческой деятельности, формирующейся в практике, когда у человека возникает необходимость решить какую - нибудь задачу.
Проблема мышления долгое время не была предметом изучения психологии, а изучалось философией и логикой. В изучении мышления особенно отчетливо проявилась борьба между материализмом и идеализмом.
Существуют разные психологические теории мышления.
Согласно ассоцианизму, само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту).
Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, преходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних «умственных» действий.
Исследования мышления занимает одно из центральных мест во всех философских учениях, как прошлого, так и настоящего. Мышление в настоящее время исследуется не только психологией, но и различными другими науками- философией, логикой, физиологией кибернетикой, лингвистикой.
Современная наука идет к все более глубокому раскрытию сущности мышления разными путями:
- через исследования мышления и его законов путем логического анализа;
- через его исследования с точки зрения психических функций человека, процессов, протекающих в нервной системе;
- через исследования с помощью средств и методов кибернетики.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность, обобщено, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
Обобщенности способствуют то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным.
Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано.
Мышление также дает возможность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений.
Процесс познания являются чрезвычайно сложным. Прежде всего, для него необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помощью различных органов чувств. Такая форма отражения чрезвычайно важна, существенна, но недостаточна, но недостаточна для регуляции поведения. Для того чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что осуществлять в процессе мышления.
Мышление - психический процесс.
Этот процесс характеризуется следующими особенностями:
1. Процесс мышления и речи составляет сложное единство. мышление не «связано» с языком, но выражено в языке.
Несмотря на то, что в онтогенезе отношения мышления и речи своеобразны и изменчивы, невозможно изучать процесс мышления у ребенка вне анализа его речи.
2. Мышление взрослого человека имеет обобщенный характер. О чем бы человек ни думая, над решением какой бы конкретной задачи ни трудился, он всегда мыслит посредством языка, значит, обобщенно.
3. Для мышления характерна проблемность, то есть поиск связей в каждом конкретном случае, в каждом явлении, составляющем объект знания.
Мышление есть решение определенной задачи, сформулированный в вопросе. Поиск ответа на поставленный вопрос придает процессу мышления нацеленный, организованный характер.
4. Мышление является стержнем любой умственной деятельности человека. Этим мыслительный процесс даже двухлетнего ребенка, осваивающего речь, качественно отличается от примитивных форм анализа и синтеза, доступных высшим животным.
5. Процесс мышления совершается на основе уже накопленного человеком опыта, имеющихся представлений, понятий, умений и приемов мыслительной деятельности. Эта связь мышления и знаний отчетливо выступает уже на первом этапе мыслительного процесса.
6. Мышление может совершаться на уровне практических действий или на уровне оперирования представлениями или словами, т.е. «во внутреннем плане». Мыслительный процесс включает различные операции: сравнение, абстрагирование, конкретизацию и другие. Каждая из этих операций есть своеобразное выражение основных процессов анализа и синтеза.
7. Процесс мышления неотделим от деятельности всей личности.
Итак, мышление включает ряд операций, таких, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция. С их помощью осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решения задачи.
Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В ходе этого процесса субъект обнаруживает тождество и различие между вещами.
С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки.
С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки.
Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляются одновременно с синтезом и наоборот.