Файл: Возможности психодиагностики в исследовании нарушения мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
имеет и высокий уровень развития мышления, что обусловлено доступными для всех испытуемых детей заданиями.
Наглядно результаты распределения испытуемых младших школьников, в соответствии с уровнем обобщения в мышлении, при выполнении задания 1 «Психодиагностика обобщения в мышлении», представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Диаграмма распределения испытуемых по результатам исследования обобщения в мышлении, при выполнении задания 1 «Психодиагностика обобщения в мышлении» у детей младшего школьного возраста.
Вывод по результатам выполнения задания 1 «Психодиагностика обобщения в мышлении»: высокий уровень развития мышления преобладает как у младших школьников с нормотипичным психическим развитием, так и у школьников с ЗПР, что обусловлено доступными для всех испытуемых детей заданиями.
Анализ результатов позволил распределить испытуемых младших школьников, в соответствии с уровнем сформированности логичности мышления, на три группы, что представлено в таблице 2.
Таблица 2. Распределение испытуемых младших школьников, в соответствии с уровнем сформированности логичности мышления, при выполнении задания 2 «Психодиагностика сформированности логичности мышления»
Количественный анализ показал, что низкий уровень логичности мышления не показали ни младшие школьники с нормотипичным психическим развитием, ни младшие школьники с ЗПР. Все дети имеют высокий уровень развития логичности мышления, что обусловлено доступными для всех испытуемых детей заданиями.
Наглядно результаты распределения испытуемых младших школьников, в соответствии с уровнем сформированности логичности мышления, при выполнении задания 2 «Психодиагностика сформированности логичности мышления», представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Диаграмма распределения испытуемых по результатам исследования мышления, при выполнении задания 2 «Психодиагностика сформированности логичности мышления» у детей младшего школьного возраста.
Вывод по результатам выполнения задания 2 «Психодиагностика сформированности логичности мышления»: высокий уровень развития логичности мышления преобладает как у младших школьников с нормотипичным психическим развитием, так и у школьников с ЗПР, что обусловлено доступными для всех испытуемых детей заданиями.
Анализ результатов позволил распределить испытуемых младших школьников, в соответствии с уровнем сравнения в мышлении, на три группы, что представлено в таблице 3.
Таблица 3. Распределение испытуемых младших школьников, в соответствии с уровнем развития логического мышления, при выполнении задания 3 «Психодиагностика сравнения в мышлении»
Количественный анализ показал, что низкий уровень сравнения в мышлении не показали ни младшие школьники с нормотипичным психическим развитием, ни младшие школьники с нарушениями интеллектуального развития. Примерно одинаковое число детей имеет и высокий уровень развития мышления, что обусловлено доступными для всех испытуемых детей заданиями.
Наглядно результаты распределения испытуемых младших школьников, в соответствии с уровнем сравнения в мышлении, при выполнении задания 3 «Психодиагностика сравнения в мышлении», представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Диаграмма распределения испытуемых по результатам исследования сравнения в мышлении, при выполнении задания 3 «Психодиагностика сравнения в мышлении» у детей младшего школьного возраста.
Вывод по результатам выполнения задания 3 «Психодиагностика сравнения в мышлении»: высокий уровень развития логичности мышления преобладает как у младших школьников с нормотипичным психическим развитием, так и у школьников с нарушениями интеллектуального развития, что обусловлено доступными для всех испытуемых детей заданиями.
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития
В работе логопеду необходимо учитывать следующее:
Таким образом, своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь позволит ребенку с нарушениями интеллектуального развития удовлетворительно осваивать школьную программу.
Выводы по главе 2
В ходе нашего проведенного исследования было выяснено, что задержка психического развития – это состояние, характеризующееся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, имеющая тенденцию к компенсации в условиях специального обучения и воспитания.
В соответствии с задачами исследования было организовано и проведено обследование уровня развития мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью. Для этого были подобраны методики, направленные на изучение уровня развития всех видов мыслительной деятельности, выбор методик обусловлен особенностями психического и речевого развития детей данной категории.
Проведенное обследование уровня развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальную недостаточность подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что мышление детей этой категории отличается выраженным своеобразием и особенностями развития, а именно отмечается отставание в развитии наглядно-образного и понятийного мышления.
Таким образом, представив во второй главе методики исследования и анализ полученных в ходе исследования результатов, можно сделать следующие выводы:
Мы экспериментальным путём подтвердили гипотезу, что нарушения мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития возможно диагностировать и применять психолого-педагогическую коррекцию. Мышление младших школьников не страдает от интеллектуальной недостаточности, если нет органических поражений, но существует задержка его развития, которая в условиях проведения коррекционной работы с возрастом, с обогащением личностного опыта приходит в норму.
Дефект интеллектуальной недостаточности у детей с нарушениями интеллектуального развития, получающих своевременную коррекционную помощь, не влияет на развитие мышления, оно соответствует по возрастным данным детям массовых школ.
Так же выявилась такая тенденция, что при накоплении чувственного опыта младшие дошкольники испытывают незначительные трудности при выполнении логических заданий.
Проделав практическую работу по опытно-практическому исследованию психодиагностики познавательных процессов для детей с нарушениями интеллектуального развития, мы выяснили существующие проблемы воспитания и обучения. Также подтвердили актуальность проблемы психолого-педагогической диагностики познавательной сферы у детей с нарушениями интеллектуального развития.
Длительное наблюдение за такими детьми показало, что умение использовать оказанную помощь и осмысленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят к тому, что эти дети могут успешно обучаться в школах.
На основании полученных диагностических данных мы составили практические рекомендации для педагогов по формированию познавательных процессов для детей с нарушениями интеллектуального развития.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – работа, проводимая дефектологом, по коррекции познавательных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью дает положительную динамику в структуре их познавательных особенностей.
Заключение
Таким образом, психолого-педагогическая диагностика развития мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития показала, что мышление как отдельный психологический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах.
Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Норма – это своевременное развитие всех психических процессов. Нормальные дети играют в детском саду, они любознательны, в школе их привлекает сам процесс учения. Они знают, что в школу они пришли не играть, а учиться.
Для учителя важно знать особенности характера и эмоциональных реакций детей возрастной нормы, детей с ЗПР. Это позволяет выбирать правильную тактику при решении сложных и сравнительно простых вопросов воспитания.
Наглядно результаты распределения испытуемых младших школьников, в соответствии с уровнем обобщения в мышлении, при выполнении задания 1 «Психодиагностика обобщения в мышлении», представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Диаграмма распределения испытуемых по результатам исследования обобщения в мышлении, при выполнении задания 1 «Психодиагностика обобщения в мышлении» у детей младшего школьного возраста.
Вывод по результатам выполнения задания 1 «Психодиагностика обобщения в мышлении»: высокий уровень развития мышления преобладает как у младших школьников с нормотипичным психическим развитием, так и у школьников с ЗПР, что обусловлено доступными для всех испытуемых детей заданиями.
Анализ результатов позволил распределить испытуемых младших школьников, в соответствии с уровнем сформированности логичности мышления, на три группы, что представлено в таблице 2.
Таблица 2. Распределение испытуемых младших школьников, в соответствии с уровнем сформированности логичности мышления, при выполнении задания 2 «Психодиагностика сформированности логичности мышления»
Уровень выполнения задания | Младшие школьники с нарушениями интеллектуального развития | Младшие школьники с нормотипичным психическим развитием |
Высокий | 12 | 12 |
Средний | 0 | 0 |
Низкий | 0 | 0 |
Количественный анализ показал, что низкий уровень логичности мышления не показали ни младшие школьники с нормотипичным психическим развитием, ни младшие школьники с ЗПР. Все дети имеют высокий уровень развития логичности мышления, что обусловлено доступными для всех испытуемых детей заданиями.
Наглядно результаты распределения испытуемых младших школьников, в соответствии с уровнем сформированности логичности мышления, при выполнении задания 2 «Психодиагностика сформированности логичности мышления», представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Диаграмма распределения испытуемых по результатам исследования мышления, при выполнении задания 2 «Психодиагностика сформированности логичности мышления» у детей младшего школьного возраста.
Вывод по результатам выполнения задания 2 «Психодиагностика сформированности логичности мышления»: высокий уровень развития логичности мышления преобладает как у младших школьников с нормотипичным психическим развитием, так и у школьников с ЗПР, что обусловлено доступными для всех испытуемых детей заданиями.
Анализ результатов позволил распределить испытуемых младших школьников, в соответствии с уровнем сравнения в мышлении, на три группы, что представлено в таблице 3.
Таблица 3. Распределение испытуемых младших школьников, в соответствии с уровнем развития логического мышления, при выполнении задания 3 «Психодиагностика сравнения в мышлении»
Уровень выполнения задания | Младшие школьники с нарушениями интеллектуального развития | Младшие школьники с нормотипичным психическим развитием |
Высокий | 11 | 12 |
Средний | 1 | 0 |
Низкий | 0 | 0 |
Количественный анализ показал, что низкий уровень сравнения в мышлении не показали ни младшие школьники с нормотипичным психическим развитием, ни младшие школьники с нарушениями интеллектуального развития. Примерно одинаковое число детей имеет и высокий уровень развития мышления, что обусловлено доступными для всех испытуемых детей заданиями.
Наглядно результаты распределения испытуемых младших школьников, в соответствии с уровнем сравнения в мышлении, при выполнении задания 3 «Психодиагностика сравнения в мышлении», представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Диаграмма распределения испытуемых по результатам исследования сравнения в мышлении, при выполнении задания 3 «Психодиагностика сравнения в мышлении» у детей младшего школьного возраста.
Вывод по результатам выполнения задания 3 «Психодиагностика сравнения в мышлении»: высокий уровень развития логичности мышления преобладает как у младших школьников с нормотипичным психическим развитием, так и у школьников с нарушениями интеллектуального развития, что обусловлено доступными для всех испытуемых детей заданиями.
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития
В работе логопеду необходимо учитывать следующее:
-
Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка. -
Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с нарушениями интеллектуального развития с трудом переключаются с предыдущей деятельности. -
Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания. -
Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно. -
Не требовать от ребёнка с нарушениями интеллектуального развития изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время. -
В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен. -
Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен. -
Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д. -
Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы. -
Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий. -
Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут). -
Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. -
Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.). -
Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию. -
Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с нарушениями интеллектуального развития и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах. -
Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.
Таким образом, своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь позволит ребенку с нарушениями интеллектуального развития удовлетворительно осваивать школьную программу.
Выводы по главе 2
В ходе нашего проведенного исследования было выяснено, что задержка психического развития – это состояние, характеризующееся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, имеющая тенденцию к компенсации в условиях специального обучения и воспитания.
В соответствии с задачами исследования было организовано и проведено обследование уровня развития мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью. Для этого были подобраны методики, направленные на изучение уровня развития всех видов мыслительной деятельности, выбор методик обусловлен особенностями психического и речевого развития детей данной категории.
Проведенное обследование уровня развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальную недостаточность подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что мышление детей этой категории отличается выраженным своеобразием и особенностями развития, а именно отмечается отставание в развитии наглядно-образного и понятийного мышления.
Таким образом, представив во второй главе методики исследования и анализ полученных в ходе исследования результатов, можно сделать следующие выводы:
Мы экспериментальным путём подтвердили гипотезу, что нарушения мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития возможно диагностировать и применять психолого-педагогическую коррекцию. Мышление младших школьников не страдает от интеллектуальной недостаточности, если нет органических поражений, но существует задержка его развития, которая в условиях проведения коррекционной работы с возрастом, с обогащением личностного опыта приходит в норму.
Дефект интеллектуальной недостаточности у детей с нарушениями интеллектуального развития, получающих своевременную коррекционную помощь, не влияет на развитие мышления, оно соответствует по возрастным данным детям массовых школ.
Так же выявилась такая тенденция, что при накоплении чувственного опыта младшие дошкольники испытывают незначительные трудности при выполнении логических заданий.
Проделав практическую работу по опытно-практическому исследованию психодиагностики познавательных процессов для детей с нарушениями интеллектуального развития, мы выяснили существующие проблемы воспитания и обучения. Также подтвердили актуальность проблемы психолого-педагогической диагностики познавательной сферы у детей с нарушениями интеллектуального развития.
Длительное наблюдение за такими детьми показало, что умение использовать оказанную помощь и осмысленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят к тому, что эти дети могут успешно обучаться в школах.
На основании полученных диагностических данных мы составили практические рекомендации для педагогов по формированию познавательных процессов для детей с нарушениями интеллектуального развития.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – работа, проводимая дефектологом, по коррекции познавательных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью дает положительную динамику в структуре их познавательных особенностей.
Заключение
Таким образом, психолого-педагогическая диагностика развития мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития показала, что мышление как отдельный психологический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах.
Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Норма – это своевременное развитие всех психических процессов. Нормальные дети играют в детском саду, они любознательны, в школе их привлекает сам процесс учения. Они знают, что в школу они пришли не играть, а учиться.
Для учителя важно знать особенности характера и эмоциональных реакций детей возрастной нормы, детей с ЗПР. Это позволяет выбирать правильную тактику при решении сложных и сравнительно простых вопросов воспитания.
-
Задержка психологического развития возникает в связи с экзогенными вредностями. -
При нарушении темпа развития аномалия определяется задержкой развития в онтогенезе наиболее молодых в эволюционном отношении отделов нервной системы. -
Высшая нервная деятельность детей с нарушениями интеллектуального развития отличается от деятельности детей с нормальным развитием: большой силой основных нервных процессов (возбуждение, торможение). -
Установленные различия между детьми с нормальным развитием и детьми с нарушениями интеллектуального развития в отношении патогенеза и патофизиологии обуславливают различия и в клинической картине. -
Изучение детей с явлениями инфантилизма показало, что симптомы нарушениями интеллектуального развития, зачастую выступавшие уже в раннем преддошкольном возрасте, очень резко проявляются в школьном возрасте, когда перед ребенком ставятся задачи требующие сложной и опосредственной формы деятельности и мышления.