Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОВРЕМЕННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ И УРОКИ
Начинавшийся в середине 80-х годов процесс реформирования всех сфер жизни советского общества на основе всеобъемлющей демократизации был направлен, в первую очередь, на слом командно-административной государственности. Этот процесс коснулся реформирования как бывшего союзного государства (СССР), так и всех союзных республик. В обобщенном виде он затронул следующие аспекты государственности:
остро был поставлен и решен вопрос о разделении государственной и партийной власти, отменена статья 6 Конституции СССР, провозглашавшая партию руководящей и направляющей силой общества, установлено, что партийные органы отныне не осуществляют диктата над государственными органами;
установлена ответственность исполнительных органов перед выборными органами (исполкомов - перед Советами народных депутатов), повышен статус народных депутатов, осуждена практика командования ими со стороны работников исполнительных органов, признано нецелесообразным избрание работников исполнительных органов в состав Советов народных депутатов (за исключением председателя исполкома);
признано необходимым проводить выборы во все советы на альтернативной основе (из нескольких кандидатов в депутаты) и не более, чем на два срока подряд;
образованы новые высшие органы власти: съезд народных депутатов СССР и съезды народных депутатов республик, расширены полномочия Верховных Советов СССР и союзных республик, признано необходимым их постоянное функционирование (ранее Верховные Советы собирались один-два раза в год, в основном для утверждения бюджета и плана);
начата реорганизация работы местных советов на основе самоуправления, самофинансирования, самообеспечения, сочетания региональных интересов с общегосударственными. Было признано необходимым, чтобы местные советы имели устойчивые источники доходов, включая поступления от всех предприятий, расположенных на их территории (ранее они практически не участвовали в формировании местных бюджетов, бюджетные ассигнования поступали в основном из центра), могли формировать внебюджетные фонды и свободно распоряжаться ими.
После августовских событий 1991 г. практически стало ясно, что подписание нового Союзного договора не состоится. Издается Указ Президента РСФСР «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» (22 августа 1991 г.). В соответствии с этим Указом в краях, областях, автономных областях и округах РСФСР упразднялись исполкомы Советов, вместо них исполнительно-распорядительные функции возлагались на глав администраций, назначаемых Президентом РСФСР по согласованию с соответствующим Советом народных депутатов, вводилась должность представителя Президента на местах.
В конце 1991 г. был образован Конституционный суд РФ, Высший арбитражный суд, значительную реорганизацию претерпел Кабинет Министров РФ.
V съезд народных депутатов РФ значительно расширил полномочия Президента России, дав ему право формировать правительство. В сложных экономических условиях пост главы правительства взял на себя сам Президент, введя при этом не предусмотренный Конституцией пост госсекретаря. Новое правительство было сформировано из молодых экономистов, которые не имели опыта государственного управления, но решительно стояли за безотлагательное проведение экономической реформы, основанной на монетаристских экономических воззрениях. Реформа была начата с либерализации цен, что значительно подорвало и без того тяжелое материальное положение народа, привело к потере правительством авторитета среди народа, тому кризису власти, который отчетливо проявился на VII съезде народных депутатов РФ, на котором Е.Т.Гайдар был освобожден от обязанностей премьер-министра и на эту должность был назначен В.С.Черномырдин.
Противостояние Президента и Съезда народных депутатов нарастало. В сентябре 1993 г. Б.Н.Ельцин издал указ № 1400 о ликвидации советских органов власти, последствием которого было массовое возмущение граждан (на защиту Дома Советов собралось более 300 тыс. человек) и расстрел здания Верховного Совета РСФСР из танков (октябрь 1993 г.). Власть формирующейся буржуазии и выражающих ее интересы коррумпированных чиновников резко укрепилась. Эта власть в форме президентской республики была закреплена через референдум Конституцией 1993 г. Президент получил большие права даже в сравнении с Генеральным секретарем Политбюро ЦК КПСС. Вместо Верховного Совета учреждалось Федеральное собрание из двух палат: нижней - Государственной Думы (450 чел.) и верхней - Совета Федерации (178 чел.). Была создана администрация Президента с многочисленным аппаратом, которая, наравне с Кабинетом Министров, стала решать основополагающие вопросы государственного управления. Впоследствии были учреждены Совет Безопасности, Президентский Совет. В регионах вместо Советов народных депутатов как представительные формы власти учреждались законодательные и земские собрания с минимальным количеством депутатов (от 10 до 15).
Таким образом, реформирование государственной власти в России позволяет выделить два этапа:
первый – 1985 - 1993 г.г., когда сами властные структуры (ЦК КПСС, Верховные Советы СССР и РСФСР) инициировали процессы демократизации политической жизни. Именно в это время органы власти начали формировать на альтернативной основе, расширялась самостоятельность хозяйственных единиц, начался слом командно-административной системы, стал утверждаться плюрализм мнений, многопартийность, однако и в этот период слом командно - административной системы проводился без подготовки новых властных органов, шла «война законов», представительной и законодательной власти «радикал-либералов» и «консерваторов», не была проработана концепция проведения экономических реформ. Все это нанесло тяжелый удар по экономике и социальной жизни народа;
второй этап – 1993 - 1996 г.г. В это время сложилась новая система государственной власти, предусмотренная Конституцией РФ 1993 г. Дважды прошли выборы в Государственную Думу, дважды сформирован Совет Федерации, проведены выборы Президента (1996 г.), неоднократно обновлены состав и структура Правительства. После 1993 г. по инициативе президентской власти была приостановлена деятельность Конституционного суда, а затем значительно обновлен его состав. Предполагалось, что степень управляемости страной значительно возрастет. Однако кропотливая и квалифицированная работа по управлению государством продолжала подменяться политической демагогией и популизмом. Дилетантизм захлестнул и парализовал многие властные структуры. Государственно-политическая система вновь оказалась крайне неустойчивой, ибо она не отражала интересы большинства трудящихся. Если в 1992 г. курс Президента поддерживало 58% опрошенных, то к ноябрю 1996 г. - 12%. Стало очевидно, что требуется коренное изменение в социально-экономической политике, курсе реформ. Не сделают это властные структуры государства, сам народ проведет необходимые изменения, но с более серьезными и трудными издержками.
Российское государство находится в начале пути своего становления как демократического, правового. В этом становлении много противоречий и субъективных моментов. В дальнейшем, с учетом накопленного опыта, будет совершенствоваться нормативно-правовая база, что повлечет за собой более совершенные структурные изменения в системе органов государственной власти и управления, форм и методов их функционирования. Это, в свою очередь, позволит Российской Федерации состояться как цивилизованному, правовому институту власти и управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коренным образом изменилась государственная политика во всех сферах российского общества, особенно в сфере экономики. Сложность российских реформ состоит в том, что не существует ни теории, ни практического опыта (достаточно убедительного) перестройки общества, основанного на государственной собственности, в общество с частной собственностью на средства производства и свободой предпринимательства. Имеющиеся научные школы, исследующие роль государственного управления, пока не смогли в полной мере и убедительно показать механизм перехода от одной экономической формации к другой.
Государственное управление в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды (Конституционный, Верховный, Арбитражный) РФ, органы государственной власти субъектов РФ. Государственную власть и управление в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
К сожалению, в современных условиях государство пока не вполне справляется с выполнением важных функций и принимаемых на себя обязательств. Это объясняется тем, что в стране пока не сложилась сильная, дееспособная власть.
Исторический опыт развития мировой цивилизации свидетельствует, что при определенных условиях государственная власть, может быть, с одной стороны - эффективной, дееспособной, а с другой - может выступать как источник опасности, не только для граждан, но и для всего общества. Такая власть, осуществляя государственное управление обществом, может не только негативно влиять на развитие общества, но стать разрушителем органически сложившейся экономической, политической, социальной и духовной структуры общества, вызвать резкое падение уровня жизни населения, способствовать появлению конфронтационных явлений между социальными группами, что, в конечном счете, создает угрозу национальной безопасности.
В современных условиях, когда угрозы национальной безопасности Российской Федерации усилились, проблема повышения эффективности государственного управления признана приоритетным направлением всей текущей политики. Сегодня стоит задача, коренного усовершенствования системы управления страной начиная с верхних эшелонов власти, пересмотра методов, принципов государственного участия в различных сферах общества: экономической, политической, социальной и духовной.
Разделение властей - одно из важнейших и принципиальных условий и основной механизм функционирования государственной власти в обществе. Разделение властей возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами этой же самой власти. В качестве субъектов власти выступают учреждения государства или других политических инстанций, т.е. разделение власти между принимающим решение и исполняющими данное решение. Например, Законодательная власть - институт принимающий решение, а правительство - институт, который осуществляет на практике выполнение данного решения.
Управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является функцией только исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. Однако, главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (законов), а в их реализации, т.е. в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически властных требований. В этом и заключается процесс исполнения.
Таким образом, в рассматриваемом аспекте исполнение и есть по существу государственно-управленческая деятельность, т.е. управляющее воздействие и исполнительство практически полностью совместимы. Поэтому, государственное управление в новом понимании по своему назначению и представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.
ЛИТЕРАТУРА
-
Бицилли П. М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад.М: , 2006, с. 510. -
Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие/под ред. Василенко И.А. – СПб.: Гардарики, 2007. 317 с. -
Иванченко В. Реформы и противоречия системы управления.// М: Экономист, № 9, 1993, 56 с. -
Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. 4-е изд., М: Инфра-М, 2006, 200 с. -
Коркунов Н.М. Русское государственное право. - СПб., 1909. -
Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учебник для вузов - С-Пб: Проспект (ТК Велби), 2008. 464 с. -
Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов под ред. Т.Г. Морозовой. - М.: Закон и право, БНИТИ, 1997.
Политические проблемы теории государства. - М., 1993.
9. Леванов Б.В.История России XIX - XX вв.: учеб. пособие для вузов/ Леванов Б.В., Корнилов В.А., Рябов В.В. - М: Владос, 2008. – 605 с.
1 Баглай М. Социальное государство. М: Союз, 1991 г., № 26, с.4