Файл: Государство, как институт власти и управления.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.


    1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ЕГО СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ


В самом широком смысле управление (фр. management)  означает руководство чем-либо (кем-либо)3. Однако ограничиваться такой констатацией недостаточно.

Общетеоретические позиции, включая и кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов, раскрывающих содержание руководства, его функциональное назначение:

управление - есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение структуры, поддержание должного режима их деятельности;

управление служит интересам обеспечения взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами;

управление - внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления);

управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления;

управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие реализуется через вещественно-энергетические и информационные связи между субъектом и объектом и осуществляется непосредственно субъек­том управления;

управление реально только тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядоченное) воздействие - прерогатива субъекта управления.

Таковы основные выводы, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы и для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальное образование, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты, семья и т.п.).


Различают два вида социального управления:

государственное управление;

общественное управление.

Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной литературе, а также в законодательствах многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.

Место и роль государственного управления в осуществлении государственных задач и функций определяются следующим:

государственное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетентную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

государственное управление - деятельность исполнительно - распорядительного характера. Основным направление ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов, подзаконных актов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически - властных полномочий (распорядительство);

государственное управление - прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;

государственное управление - исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства может быть обуслов­лена и тем, что в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находятся объекты собственности;

государственное управление - подзаконная деятельность, осуществляемая "на основе и во исполнение закона", она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и такие специфические его признаки: вертикальность (субординационность, иерархичность) системы исполнительно - распорядительных органов, реализация принадлежащих этим субъектам юридически - властных полномочий в административном, т.е. во внесудебном порядке и т.д.

Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от термина «государственное управление», вместо него введен в оборот новый термин «исполнительная власть». Означает ли это, что государственное управление впредь не существует или же налицо чисто терминологическая реформация.



На эти вопросы ответ может быть один: все объясняется конституционным провозглашением разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является функцией только исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. Однако, главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (законов), а в их реализации, т.е. в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически - властных требований. В этом и заключается процесс исполнения.

В рассматриваемом аспекте исполнение и есть по существу государственно-управленческая деятельность, т.е. управляющее воздействие и исполнительность практически полностью совместимы. Поэтому, государственное управление в новом понимании по своему назначению и представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.

Одно из ключевых мест в теории управления отводится принципам управления.

Принципы управления - это основные правила, определяющие:

построение и функционирование системы управления;

важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управленческой деятельности.

"Правильные принципы в руках посредственных людей оказываются сильнее бессистемных и случайных попыток гения", учил автор книги "Двадцать принципов производительности" Г.Смерсон.

Сегодня принципы управления разделяются на общие, частные и организационно-технологические.

Общие принципы управления действуют во всех сферах и подсистемах социальной жизни. Это - стратегические нормы управления. Однако действуют они специфически в различных сферах управления. К ним относятся: системность, объективность, саморегулирование, принцип обратной связи, дополнительности, информационной достаточности, оптимальности, эволюционизма, вероятности, демократизма, состязательности (конкуренции), ведущего звена, стимулирования и др.

Следующая группа относится к частным принципам управления. Сфера их действий локальна, ограничена. Применительно к государственному управлению их можно подразделить на две подгруппы:

принципы, применяемые в различных подсистемах или сферах общества (экономической, социально-политической, духовной). Например, в политической сфере применяются принципы экономического планирования, хозрасчета, распределения, ценообразования и т.д.);


принципы, применяемые при управлении различными общественными организациями, институтами.

Например, в Положении «О федеративной государственной службе», утвержденном в декабре 1993 г., перечислены основные принципы организации и действия государственной службы:

законность;

обязательность решений вышестоящих государственных органов и должностных лиц для нижестоящих;

подконтрольность и подотчетность государственных органов и государственных служащих и т.д.

Организационно-технологическая сторона управления охватывает преимущественно организационно-распорядительную и административно-исполнительную деятельность. Этой стороне управления присущи свои принципы:

единоначалие;

сочетание федерального, регионального и местного управления;

конкретность;

разделение труда;

иерархия;

единство распорядительства;

делегирование полномочий;

диапазон управления и другие.

По своей сути данная группа принципов определяет построение аппарата управления (принципы федерального, регионального и местного управления, принцип иерархии) и основы его деятельности (единоначалие, конкретность, разделение управленческого труда, единство распорядительства и т.д.).

Как видно, все рассмотренные принципы взаимосвязаны между собой и только целостное их применение обеспечивает успех в управлении.

Разумеется, вся система принципов остается открытой для дополнений, изменений, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении и обобщении.


    1. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И УПРАВЛЕНИЯ


Российская теория государства и права традиционно выделяла в формах:

правления;

государственного устройства;

политического режима;

формы и методы осуществления государством своих функций

Форма правления - это ответ на вопрос, кто и как правит, осуществляя государственную власть, как устроены, организованы и действуют органы государства.

Форма государственного правления показывает систему организации высшей власти в государстве. Так как к ней относятся, прежде всего, институты главы государства, законодательной и исполнительной власти, то рассмотрим механизм взаимодействия этих государственных институтов при различных формах правления.

Исторически сложились два вида формы правления: монархия и республика4.

Монархия – (греч. monarchia – единовластие) форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и, во многом, функции других властей (законодательной и исполнительной), передается, как правило, по наследству и принадлежит одному человеку – монарху (королю, императору, султану, эмиру) 5.

Монархия характеризуется следующими признаками:

монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, «отец нации»;

монарх осуществляет единоличное правление (обладает всей полнотой власти, власть монарха верховна и суверенна, монарх может рассмотреть любой вопрос, если сочтет достойным своего внимания). Как правило, власть объявляется священной, распространяется на различные сферы государственной деятельности: законодательную, исполнительную, судебную;

власть монарха, как правило, передается по наследству (саллическая, кастильская и австрийская системы престолонаследия), народ не принимает никакого участия в процессе легитимации;

монарх имеет бессрочную и пожизненную власть (то есть срок правления монарха не устанавливается заранее);

монарх считается свободным от ответственности (не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за злоупотребления и ошибки в государственном управлении отвечают советники и чиновники).

Различные сочетания этих признаков дают различные виды монархии:

монархия неограниченная (абсолютная);

дуалистическая монархия;

парламентарная (конституционная) монархия;

выборная монархия и др.

Абсолютная монархия (имперская, единодержавная) - это такая монархия, в которой монарх не ограничен в своей высшей власти конституцией, представительным органом, единодержавно осуществляет законодательство, руководит правительством, контролирует правосудие и местное самоуправление.

Признаки абсолютной монархии:

полное бесправие народа;

отсутствие каких-либо представительных учреждений;

сосредоточение всей государственной власти в руках монарха (издает законы, ведет внутреннюю и внешнюю политику, собирает и расходует налоги, причем делает все самостоятельно).

Страны, в которых сохранилась абсолютная монархия: Оман, Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (но необходимо учитывать, что реалии сегодняшнего дня не могли не коснуться и этих стран - в большинстве из них существуют органы, аналогичные парламенту, но их функции и полномо­чия предельно ограничены в пользу монархии. По сути, это кон­сультативные органы при монархах, члены которых назначаются самими правителями).

Дуалистическая монархия (от лат. dualis - двойственный) - это такая форма правления, при которой существуют одновременно два политических учреждения: монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть6.

Признаки дуалистической монархии:

монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти;

монарх назначает правительство, которое несет ответственность перед ним;

законодательные полномочия конституционно предоставляются парламенту;

монарх имеет право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.

Страны, в которых сохранилась дуалистическая монархия: Иордания, Кувейт, Марокко. Например, в Кувейте уже 2 раза, в 1992 и 1996 годах избирали парламент. Несмотря на то, что в первом парламенте преобладали критически настроенные к правящей семье Сабахов политики исламистской ориентации (25 мест из 40), правительству удалось взаимодействовать с законодателями, не прибегая ни к роспуску парламента, ни к ограничению его прав.

Конституционная (парламентарная) монархия7 - это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, сосредотачивается на функциях главы государства, а законодательная власть осуществляется выборным представительным органом - парламентом.

Признаки конституционной монархии:

монарх формально назначает главу правительства и ми­нистров, но правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом;

все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если одобряются парламентом;

монарх играет в конституционной монархии, главным образом, представительную роль.

Страны, в которых действуют конституционная монархия: Ве­ликобритания, Дания, Швеция, Норвегия, Испания, Нидерланды и др


.Республика (от лат. respublica - общественное дело) - это форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам. Республика характеризуется следующими признаками:

коллективное правление;

отношения строятся по принципу разделения властей (парламент принимает законы, правительство и его органы исполняют законы, судебные органы осуществляют контроль за исполнением законов и привлекают к ответственности за их нарушение);

все высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются общенациональным представительным учреждением;

органы государственной власти избираются на определенный срок (исключение составляют, пожалуй, судебные органы, которые часто избираются или назначаются пожизненно), после истечения, которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости, как правило, не более двух сроков подряд);

принцип ответственности (должностные лица несут за свою деятельность ответственность, которая имеет прежде всего политический характер - уход в отставку правительства или конкретного министра, роспуск парламента, импичмент президента, снятие с должности).

Виды республик:

Президентская республика - это такая республиканская форма правления, которая характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (США, Мексика, Бразилия) и имеет следующими признаками:

президент, при определенном парламентском контроле, формирует правительство, и оно несет перед президентом ответственность за свою деятельность;

отсутствие поста премьер-министра;

внепарламентский способ избрания президента и формирования правительства;

отсутствие ответственности правительства перед парламентом;

президент лишен права роспуска парламента;

парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент – от англ. impeachment - обвинение, от лат. impedivi - воспрепятствовал, пресек)8.

Парламентарная республика - это такая республиканская форма правления, парламент которой прямо, преимущественно из своего состава, формирует правительство (однопартийное, коалиционное) и оно несет перед парламентом ответственность за свою деятельность (ФРГ, Чехия, Литва), которая характеризуется следующими признаками:

верховенство власти парламента;

правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партий, получивших большинство в парламенте по итогам выборов;