Файл: Государство, как институт власти и управления.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………...……...............................................................

4

1

Государство, как институт власти и управления………...……..

5

1.1

Государственное управление. Его сущность и принципы ….....

8

1.2

Формы, методы и система государственного устройства и управления ……………………………………………………….


12

1.3

Форма политического режима …………................................….

18

2

Развитие системы государственной власти и управления в России ………………………………………………...……….….


21

3

Система государственной власти и управления в Российской империи …………………………………………………….........


25

4

Современное реформирование государственной власти и управления в Российской Федерации: опыт и уроки ..………...


32

Заключение ……..…………………………..…..…………………….

35

Литература ……………….……………………………….……….……

37


ВВЕДЕНИЕ


Из всех видов управления в обществе только государственное управление опирается в процессах своего формирования и реализации на государственную власть. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема государства как института управления весьма актуальна и в теоретическом, и в практически-политическом аспекте.

Тема российской государственности была и будет одной из ведущих в выступлениях ученых, политиков, средствах массовой информации. Она звучит при реформировании государственного аппарата или заказе на выработку национальной идеи.


Однако представления отдельных современников об истории отечественной государственности все еще остаются туманными, путанными, фрагментарными. Во многом такое положение объясняется тем, что, несмотря на обилие трудов о формировании русского государства, этот вопрос никак нельзя считать изученным. По-прежнему точки зрения ученых и их оценки одних и тех же процессов нередко диаметрально противоположны.

Не случайно, наверное, Россия пока остается страной с неопределенным общественно-политическим и экономическим строем, страной без национальной идеи и четких представлений о своих национальных интересах.

  1. Государство, как институт власти и управления

Государство, как социальный институт, существовало не всегда, и имеются различные концепции его возникновения:

патриархальная - государство возникло в результате соединения родов в племена, а племен в большие целостности, вплоть до государственных образований;

теория общественного договора (Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо) - государство есть результат договора между суверенным властителем и подданными;

теория насилия (Л.Гумплович) - государство явилось организацией победителей над побежденными;

марксистско-ленинская теория - государство возникает в результате разделения общества на классы как выразитель интересов экономически господствующего класса и отмирает при ликвидации этого разделения.

По-видимому, для возникновения государств значимы все указанные факторы и действовали они совместно. Практика цивилизованных стран мира доказала, что демократическое устройство государства достигается путем консенсуса интересов различных социальных общностей людей, а не абсолютизацией «коренных интересов» одного класса.

Государство - это орган, обязанный по своей сути служить всему народу, всем социальным общностям людей, партиям и движениям, добровольным ассоциациям и союзам. Оно призвано обеспечить порядок и стабильность, демократические основы развития общества, права и свободы граждан.

Государство имеет внешние и внутренние функции.

К внешним функциям относятся:

защита страны от внешней агрессии, вооруженных нападений, предотвращение возникновения войн;

защита государственных интересов на международной арене;

развитие сотрудничества и партнерства со всеми странами мира, международными организациями

;

реализация принципов коллективной безопасности в международных отношениях.

Внутренние функции включают в себя:

государственное регулирование экономики. В условиях перехода к рынку в нашей стране усиленно распространяется мнение о том, что государство не должно вмешиваться в экономику, тем более осуществлять планирование. Приводят на этот счет и такое, например, высказывание: "Чем больше государство планирует, тем тяжелее планировать индивиду" (Ф.А. Хайек). Безусловно, практика планирования и регулирования всего и вся противо­естественна и справедливо подвергается критике. Однако, ни одно из современных обществ не обходится без государственного регулирования экономики. Надо только правильно определить границы политического влияния на экономику и возможные его последствия. В странах с рыночной экономикой руководствуются идеями Д. Кейнса, суть которых сводится к следующему: государство регулирует экономику таким образом, чтобы обеспечить полную занятость рабочей силы путем перераспределения прибыли и чтобы покупательская способность потребителей развивалась пропорционально развитию средств производства. Для этого государство использует такие рычаги как налоги, бюджет, инвестиции, кредит;

социальная функция. Она заключается:

в создании жилищных, экологических, продовольственных и других условий для нормальной жизни людей;

в организации образования, здравоохранения, регулировании семейно-брачных отношений, предоставлении пособий определенным слоям населения и т.п. В социальном государстве должны принципиально отвергаться две крайности: всеобщее иждивенчество и безразличие к судьбам слабых. Не борьба с богатством, а недопущение бедности должно составлять цель его регулирующей деятельности1;

в обеспечении законности и правопорядка, пресечении административного произвола. Государство призвано осуществлять не только карающие меры, но и создавать условия, препятствующие росту преступности, бюрократическому насилию;

культурно воспитательная функция. С упразднением коммунистической партии Советского Союза, которая монополизировала эту функцию, со снижением экономических возможностей страны эта функция оказалась на задворках государства. Идет безудержная коммерциализация культуры, разру­шается нравственное здоровье общества, научное мировоззрение заменяется иррационализмом и мистикой, падает уровень образовательной и профессиональной подготовки детей и юношества. При всех экономических трудностях государство не вправе забывать, что общество без культуры, это не общество;


защита существующего общественного (конституционного) строя от внутренних деструктивных сил. Статья 127 Конституции РФ провозглашает тягчайшим преступлением попытки насильственного устранения или изменения конституционного строя РФ. Но такие статьи были и в прежних Конституциях, однако это не предотвратило августовского путча 1991 г., Беловежского соглашения, событий в октябре 1993 г. Государство должно иметь надежную систему защиты завоеваний свобод и демократии, принимать все дозволенные законом меры для предотвращения гражданской войны.

Как показал мировой опыт, государство может эффективно функционировать, если его деятельность построена на принципе разделения властей.

В нашей научной литературе долгое время существовало мнение, что теория "разделения властей" - буржуазная политико-правовая доктрина, игнорирующая классовую природу государства. В основе распространенного сейчас понимания разделения властей лежит идея Ш.Монтескье о разграничении функций законодательной, исполнительной и судебной властей.

Глава государства (монарх, президент, председатель и т.д.) в определенной мере совмещает некоторые аспекты законодательной, исполнительной и судебной власти. Считается, что глава государства является также и высшей властью. Известен различный порядок замещения этого поста: наследование, различного рода выборы, насильственный захват.

Глава государства выполняет определенные функции и обладает соответствующими правами:

представляет страну в международных отношениях и некоторых внутренних церемониях;

руководит некоторыми исполнительными органами (является, например, главнокомандующим);

имеет право созыва внеочередных сессий законодательных органов, в ряде стран - право их роспуска, вручает награды, принимает верительные грамоты послов и др.;

имеет право законодательной инициативы, промульгации законов, в ряде стран - право «вето»;

решает вопросы гражданства, предоставления убежища, имеет право помилования;

объявляет в некоторых случаях чрезвычайное положение, состояние войны в случае вооруженного нападения.

Законодательная власть (парламент, Верховный Совет, Федеральное Собрание, Великое Собрание и др.) выполняет следующие функции:

принятие, изменение и отмена законов;

утверждение бюджета, определение налоговой политики;

осуществление контроля за деятельностью исполнительной власти;


формирование и упразднение государственных органов.

В каждом государстве объем, и характер этих функций может быть различным.

Исполнительная власть решает вопросы функционирования государственных организаций, обеспечивает выполнение основных функций государства. Основным органом исполнительной власти является правительство, состоящее главным образом из руководителей министерств (департаментов) и аналогичных организаций. Названия и порядок формирования правительств в различных странах разные. В США правительство формируется президентом и парламентом не утверждается. В РФ президент представляет на утверждение Государственной Думы кандидатуру премьер-министра. В Англии правительство формируется лидером партии, получившей большинство в парламенте, а затем утверждается главой госу­дарства (королем).

По крупному, обычно правительство выполняет две функции:

непосредственное руководство деятельностью государственного аппарата в центре и на местах в деле проведения объявленной внешней и внутренней политики;

регламентирующая и распределительная деятельность в пределах установленного законодательства, т.к. предусмотреть в законах все действия государственных и других организаций невозможно. Регламентирующая работа (издание распоряжений, постановлений, инструкций, положений и т.д.) - достаточно тонкая работа и требует соблюдения соразмерности. В противном случае все можно так зарегламентировать общеправительственными или ведомственными вердиктами, что люди перестанут не только проявлять какую-либо инициативу, но и работать.

Судебная власть осуществляет правосудие. Специальные судебные органы определяют соответствие действий людей установленным законом нормами и предписаниями, применяют принудительные меры по прекращению незаконной деятельности. К судебным органам относятся Конституционный суд, Верховный (Федеральный) суд, Высший арбитражный суд, суды республик, краев, областей, городов, районов, органы прокуратуры. Судьи независимы и подчиняются только закону. Они также неприкосновенны. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключение случаев, предусмотренных законом.

Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои ведения обязательными для населения всей страны