Файл: 2. 1 Анализ развивающей предметнопространственной среды по шкалам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение ......................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации развивающей

предметно-пространственной среды группы детского сада......................7

1.1. Сущность понятия развивающая предметно - пространственная среда

дошкольной образовательной организации...........................................7

1.2. Принципы организации и требования ФГОС ДО к развивающей

предметно-пространственной среде...................................................14

Глава 2. Педагогические условия организации развивающей предметно-

пространственной среды в группе детского сада..................................32

2.1 Анализ развивающей предметно-пространственной среды по шкалам

оценки окружающей среды в учреждениях дошкольного образования

(шкалы ECERS-R для комплексной оценки качества образования в

ДОО)...........................................................................................32

2.2. Моделирование варианта развивающей предметно-пространственной

среды группы детского сада.............................................................46

Заключение..................................................................................59

Список литературы........................................................................61

Приложение

Введение

Стратегическая цель государственной политики в области образования

– это повышение доступности качественного образования, которое

соответствует требованиям инновационного развития экономики,

современным потребностям общества и каждого гражданина. В связи с этим,

перед дошкольными образовательными организациями поставлены задачи

создания благоприятных условий для полноценного проживания ребенком

детства в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями

и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого

ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми

и миром.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды

дошкольного образования на сегодняшний день стоит особо актуально. Это

связано с реализацией Федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования (ФГОС, 2013) отражающего требования

к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного

образования и к условиям её реализации. В
данном документе развивающая

предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий

успешного образовательного процесса.

Проблема изучения развивающей предметно-пространственной среды

(РППС), как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет три

подхода. С одной стороны, она служит основной детерминантой

психического развития ребенка (Л.С.Выготский, Л.И.Божович,

А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн,

Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн, и другие), с другой стороны,

рассматривается в связи с развитием эстетических чувств (А.А.Бодалев,

Т.П.Гаврилова, Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, А.Н.Леонтьев, Я.З.Неверович и

др), и с третьей, как один из аспектов человеческих отношений

(Л.И.Божович, А.Д.Кошелева, Е.Ф.Субботский, Д.И.Фельдштейн и др).

Развивающая предметная среда детства - это система условий,

обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного

физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

(С.Л.Новоселова, Л.И.Новикова, Л.Ф.Обухова, Л.А.Парамонова,

К.В.Тарасова и другие).

Определение базового содержания компонентов развивающей

предметно-пространственной среды современного детского сада опирается

на деятельностно-возрастной подход. Содержание РППС должно

удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного

творческого развития ребенка, становления его способностей. В данном

контексте особое место занимают исследования, посвященные построению

развивающей среды в дошкольных учреждениях (Л.М.Кларина,

Е.Е.Кравцова, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, B.С.Мухина, В.А.Петровский,

Л.П.Стрелкова, Д.Б.Эльконин и др.).

Человек с самого рождения готов к восприятию окружающего мира. В

детском возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей

потребности – познанию окружающего мира и себя в нем. Поэтому

правильно организованная предметная среда поможет взрослому обеспечить

гармоничное развитие дошкольника и его социализацию.

Среда в широком смысле слова – это условия, которое государство

создает для развития детей, а также культура, традиции и обычаи народа.


При более детальном рассмотрении - это непосредственное предметное

окружение ребенка.

Известно, что дошкольная образовательная организация - это место,

где дети получают первый опыт широкого эмоционально-практического

взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Поэтому, развивающая

предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность

общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной

активности, а также возможности для уединения. Кроме того, развивающая

предметно-пространственная среда должна создавать условия для

одновременного включения всех детей в активную познавательно-

творческую деятельность.

Необходимость проектирования РППС группы детского сада

позволило выявить следующее противоречие между реальными

возможностями развивающей предметно-пространственной среды в развитии

дошкольника и использованием ее потенциала в дошкольной

образовательной организации.

Все вышесказанное определило цель исследования: определить

педагогические условия эффективной организации развивающей предметно-

пространственной среды группы детского сада с учетом требований ФГОС

дошкольного образования

Объект исследования: образовательное пространство группы детского

сада.

Предмет исследования: процесс моделирования развивающей

предметно-пространственной среды группы детского сада в соответствии с

требованиями ФГОС дошкольного образования

Гипотеза исследования: эффективность организации развивающей

предметно пространственной среды группы детского сада будет обеспечена,

если:

-разработать и апробировать модель полифункционального и

вариативного использования пространства и оборудования группы,

обеспечивающую доступность и разнообразие игрушек и материалов,

возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

- в среде группы будут созданы центры по интересам, способствующие

проявлению активности, самостоятельности и детской инициативы;

6

- среда будет способствовать индивидуальному самовыражению детей в

творческой, игровой деятельности (выбор предметов и материалов, вида

занятий и игр, способов действий и др.)

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические подходы к организации РППС ДОО, раскрыть


принципы построения, а также требования ФГОС дошкольного образования

к ее организации.

2. Определить критерии оценки РППС, используя шкалу ECERS-Rдля

комплексной оценки качества образования в ДОО.

3. Выявить возможности и условия эффективного сотрудничества педагога с

детьми в предметно-развивающей среде группы ДОО.

4.На основе проведенного анализа разработать и апробировать оптимальную

модель организации РППС группы с учетом требований ФГОС ДО.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- концептуальные идеи построения развивающей среды (Л.М. Кларина,

С.А. Новоселова, В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова). Образовательная среда:

от моделирования к проектированию (В.А. Ясвин)

Методы исследования:

- теоретические - анализ психолого-педагогической, методической

литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: наблюдение, анкетирование, опрос, педагогический

эксперимент.

Практическая значимость исследования заключается в том, что

предложенная модель организации развивающей предметно-

пространственной среды может представлять интерес для педагогов ДОО и

использована в образовательном процессе.

База исследования: МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский детский сад

«Золотая рыбка» МО «Баргузинский район», Республика Бурятия.

7

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,

заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации развивающей

предметно-пространственной среды ДОО

1.1. Сущность понятия развивающая предметно -

пространственная среда дошкольной образовательной организации

Среда как многокомпонентное явление – предмет изучение философов,

педагогов, психологов, экологов и других специалистов. Исследования

предметной среды ведутся уже давно. Во введении к Стокгольмской

декларации, принятой на конференции Объединённых Наций в 1972 году,

записано: «...человек одновременно является продуктом и творцом своей

среды, которая даёт физическую основу для жизни и делает возможным

интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие».

Следовательно, «среда» является продуктом деятельности человека и

поддаётся целенаправленному формированию. Относительно сферы

дошкольного воспитания чаще всего применяют термин «развивающая

предметно пространственная среда».


Среда – предполагает единство социальных и предметных средств

обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками,

пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной

творческой деятельности детей.

Среда – система материальных объектов деятельности ребенка,

функционально моделирующая содержание его духовного и физического

развития.

В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда – та,

которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития

всех субъектов образовательного процесса»( Ясвин, 2001).

8

Развивающая предметно пространственная среда - это система

материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и

физического развития, это единство социальных и предметных средств(19).

С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского,

П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева,

Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом

упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется

развивающее обучение. О воспитательных возможностях среды, для

подрастающего поколения писали Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, К.Д.

Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, П.П. Блонский. В условиях

реформируемой системы образования, особенно её дошкольного звена,

«средовый подход, его развитие и конкретизация в дошкольном

образовательном учреждении приобретает особую значимость, поскольку

образовательная РППС является неотъемлемым базовым условием

преодоления указанных противоречий ( Ясвин, 2001).

Известно, что на развитие личности ребенка, его познавательной

самостоятельности оказывает влияние множество факторов-стихийных и

специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими

факторами развития личности учёные и педагоги-практики выделяют среду-

окружение, в которой пребывает ребёнок, и посредством которого он себя

реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через

взаимодействие с ним (Л. П. Буева, Г. С. Костюк, Л. И. Новикова, В. А.

Петровский).

В отечественной и зарубежной педагогике и психологии прошлого и