Файл: 2. 1 Анализ развивающей предметнопространственной среды по шкалам.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение ......................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации развивающей
предметно-пространственной среды группы детского сада......................7
1.1. Сущность понятия развивающая предметно - пространственная среда
дошкольной образовательной организации...........................................7
1.2. Принципы организации и требования ФГОС ДО к развивающей
предметно-пространственной среде...................................................14
Глава 2. Педагогические условия организации развивающей предметно-
пространственной среды в группе детского сада..................................32
2.1 Анализ развивающей предметно-пространственной среды по шкалам
оценки окружающей среды в учреждениях дошкольного образования
(шкалы ECERS-R для комплексной оценки качества образования в
ДОО)...........................................................................................32
2.2. Моделирование варианта развивающей предметно-пространственной
среды группы детского сада.............................................................46
Заключение..................................................................................59
Список литературы........................................................................61
Приложение
Введение
Стратегическая цель государственной политики в области образования
– это повышение доступности качественного образования, которое
соответствует требованиям инновационного развития экономики,
современным потребностям общества и каждого гражданина. В связи с этим,
перед дошкольными образовательными организациями поставлены задачи
создания благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
детства в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого
ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды
дошкольного образования на сегодняшний день стоит особо актуально. Это
связано с реализацией Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (ФГОС, 2013) отражающего требования
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и к условиям её реализации. В
данном документе развивающая
предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий
успешного образовательного процесса.
Проблема изучения развивающей предметно-пространственной среды
(РППС), как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет три
подхода. С одной стороны, она служит основной детерминантой
психического развития ребенка (Л.С.Выготский, Л.И.Божович,
А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн,
Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн, и другие), с другой стороны,
рассматривается в связи с развитием эстетических чувств (А.А.Бодалев,
Т.П.Гаврилова, Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, А.Н.Леонтьев, Я.З.Неверович и
др), и с третьей, как один из аспектов человеческих отношений
(Л.И.Божович, А.Д.Кошелева, Е.Ф.Субботский, Д.И.Фельдштейн и др).
Развивающая предметная среда детства - это система условий,
обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.
Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного
физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
(С.Л.Новоселова, Л.И.Новикова, Л.Ф.Обухова, Л.А.Парамонова,
К.В.Тарасова и другие).
Определение базового содержания компонентов развивающей
предметно-пространственной среды современного детского сада опирается
на деятельностно-возрастной подход. Содержание РППС должно
удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного
творческого развития ребенка, становления его способностей. В данном
контексте особое место занимают исследования, посвященные построению
развивающей среды в дошкольных учреждениях (Л.М.Кларина,
Е.Е.Кравцова, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, B.С.Мухина, В.А.Петровский,
Л.П.Стрелкова, Д.Б.Эльконин и др.).
Человек с самого рождения готов к восприятию окружающего мира. В
детском возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей
потребности – познанию окружающего мира и себя в нем. Поэтому
правильно организованная предметная среда поможет взрослому обеспечить
гармоничное развитие дошкольника и его социализацию.
Среда в широком смысле слова – это условия, которое государство
создает для развития детей, а также культура, традиции и обычаи народа.
При более детальном рассмотрении - это непосредственное предметное
окружение ребенка.
Известно, что дошкольная образовательная организация - это место,
где дети получают первый опыт широкого эмоционально-практического
взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Поэтому, развивающая
предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной
активности, а также возможности для уединения. Кроме того, развивающая
предметно-пространственная среда должна создавать условия для
одновременного включения всех детей в активную познавательно-
творческую деятельность.
Необходимость проектирования РППС группы детского сада
позволило выявить следующее противоречие между реальными
возможностями развивающей предметно-пространственной среды в развитии
дошкольника и использованием ее потенциала в дошкольной
образовательной организации.
Все вышесказанное определило цель исследования: определить
педагогические условия эффективной организации развивающей предметно-
пространственной среды группы детского сада с учетом требований ФГОС
дошкольного образования
Объект исследования: образовательное пространство группы детского
сада.
Предмет исследования: процесс моделирования развивающей
предметно-пространственной среды группы детского сада в соответствии с
требованиями ФГОС дошкольного образования
Гипотеза исследования: эффективность организации развивающей
предметно пространственной среды группы детского сада будет обеспечена,
если:
-разработать и апробировать модель полифункционального и
вариативного использования пространства и оборудования группы,
обеспечивающую доступность и разнообразие игрушек и материалов,
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- в среде группы будут созданы центры по интересам, способствующие
проявлению активности, самостоятельности и детской инициативы;
6
- среда будет способствовать индивидуальному самовыражению детей в
творческой, игровой деятельности (выбор предметов и материалов, вида
занятий и игр, способов действий и др.)
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к организации РППС ДОО, раскрыть
принципы построения, а также требования ФГОС дошкольного образования
к ее организации.
2. Определить критерии оценки РППС, используя шкалу ECERS-Rдля
комплексной оценки качества образования в ДОО.
3. Выявить возможности и условия эффективного сотрудничества педагога с
детьми в предметно-развивающей среде группы ДОО.
4.На основе проведенного анализа разработать и апробировать оптимальную
модель организации РППС группы с учетом требований ФГОС ДО.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концептуальные идеи построения развивающей среды (Л.М. Кларина,
С.А. Новоселова, В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова). Образовательная среда:
от моделирования к проектированию (В.А. Ясвин)
Методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической, методической
литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, опрос, педагогический
эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
предложенная модель организации развивающей предметно-
пространственной среды может представлять интерес для педагогов ДОО и
использована в образовательном процессе.
База исследования: МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский детский сад
«Золотая рыбка» МО «Баргузинский район», Республика Бурятия.
7
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации развивающей
предметно-пространственной среды ДОО
1.1. Сущность понятия развивающая предметно -
пространственная среда дошкольной образовательной организации
Среда как многокомпонентное явление – предмет изучение философов,
педагогов, психологов, экологов и других специалистов. Исследования
предметной среды ведутся уже давно. Во введении к Стокгольмской
декларации, принятой на конференции Объединённых Наций в 1972 году,
записано: «...человек одновременно является продуктом и творцом своей
среды, которая даёт физическую основу для жизни и делает возможным
интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие».
Следовательно, «среда» является продуктом деятельности человека и
поддаётся целенаправленному формированию. Относительно сферы
дошкольного воспитания чаще всего применяют термин «развивающая
предметно пространственная среда».
Среда – предполагает единство социальных и предметных средств
обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками,
пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной
творческой деятельности детей.
Среда – система материальных объектов деятельности ребенка,
функционально моделирующая содержание его духовного и физического
развития.
В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда – та,
которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития
всех субъектов образовательного процесса»( Ясвин, 2001).
8
Развивающая предметно пространственная среда - это система
материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и
физического развития, это единство социальных и предметных средств(19).
С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского,
П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева,
Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом
упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется
развивающее обучение. О воспитательных возможностях среды, для
подрастающего поколения писали Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, К.Д.
Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, П.П. Блонский. В условиях
реформируемой системы образования, особенно её дошкольного звена,
«средовый подход, его развитие и конкретизация в дошкольном
образовательном учреждении приобретает особую значимость, поскольку
образовательная РППС является неотъемлемым базовым условием
преодоления указанных противоречий ( Ясвин, 2001).
Известно, что на развитие личности ребенка, его познавательной
самостоятельности оказывает влияние множество факторов-стихийных и
специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими
факторами развития личности учёные и педагоги-практики выделяют среду-
окружение, в которой пребывает ребёнок, и посредством которого он себя
реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через
взаимодействие с ним (Л. П. Буева, Г. С. Костюк, Л. И. Новикова, В. А.
Петровский).
В отечественной и зарубежной педагогике и психологии прошлого и