Файл: 2. 1 Анализ развивающей предметнопространственной среды по шкалам.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки,
пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с
условными обозначениями. В холодный период года мы с детьми размещаем
здесь комнатный мини – огород (проращиваем лук, выращиваем рассаду
цветов для посадки на участке). Помимо комнатных растений, в данном
центре присутствуют различные дидактические игры экологической
направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и
растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и
фруктов, насекомых и т. д. все это является настоящей мастерской для детей.
Здесь детьми создаются интересные образы из природного материала. В нем
52
каждая вещь, будь то камень или песок, играет не только эстетическую, но и
познавательную роль. Важным составляющим уголка природы является
календарь природы и погоды, которые дети ведут самостоятельно, изменяя в
зависимости от времени года.
- мини лаборатория, представлена многообразием коллекций (грунт,
камни, ракушки, минералы, вода, песок, семена, крупы и т. д.). В ней
находится материал для опытно-экспериментальной деятельности: лупы,
микроскоп, мензурки, колбы, мерные стаканчики, баночки, разнообразные
муляжи и т.д. Экспериментируя, ребята активно познают окружающую их
действительность.
Центр творчества - «Творческая мастерская» пользуется в группах
особой популярностью. В мастерской для развития детей подобраны
различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты
оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для
изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей
продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением
работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование
для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и
аппликации. Такие как бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей,
карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические
игры и т. п. Большинство из перечисленных материалов помещается в
специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и
воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей
,
замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ. Детские
работы присутствуют в оформлении в группе и на выставочном стенде.
Инновационный элемент, который изготовили родители
подготовительной группы – это стол для рисования песком с подсветкой.
Песок для детей остаётся самым притягательным материалом. Рисование
песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности
дошкольников, доступный практически каждому и не требующий
53
специальной подготовки. Для педагога это ещё один способ понять чувства
ребёнка. Заниматься рисованием на песке могут даже самые маленькие дети.
С помощью песка можно легко менять детали изображения, не используя
ластик, а одной и той же поверхностью можно пользоваться бесконечное
число раз. Борьба со стрессом – рисованию песком оно наиболее
свойственно: манипулируя с песком, человек избавляется от негативных
эмоций. По желанию детей песок можно заменить другими сыпучими
материалами (манная крупа, мелкие опилки и др.).
«Строительный» центр (конструирования) хоть и сосредоточен на
одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен.
Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка
(конструктор различного вида, крупный и мелкий) можно перемещаться в
любое место группы и организовывать данную деятельность как с
подгруппой детей, так и индивидуально. Наши воспитанники самостоятельно
при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр
дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного
центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это
позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
Двигательный - физкультурный центр групп оснащен как
традиционным, так и нетрадиционным спортивным оборудованием:
разнообразные шапочки и маски для подвижных игр, которые нам помогли
сделать наши родители; многофункциональные дорожки для профилактики
плоскостопья, мягкие мячи, кегли, мишени для метания, ребристые дорожки
и др..
В центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены
таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать
их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые
замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая
стационарная мебель используется многофункционально для различных
сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными
54
обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и
переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного
построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты
располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы
играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические
наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от
макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро
«населен», по желанию играющих).
Театральный – музыкальный центр, центр ряженья также является
излюбленным местом детей. В центре находятся все необходимые атрибуты
для переодевания, различные маски, разнообразие театров (пальчиковый,
теневой, кукольный, на ложках и др.). В центре имеется достаточное
количество музыкальных инструментов, большинство которых изготовлено
своими руками.
В центре безопасности дети знакомятся и запоминают жизненно важные
правила поведения на дороге. Для этого они используют разные игрушки и
предметы из других уголков, таких, как уголок ряженья – костюмы
полицейских и работников ДПС, медицинских работников, продавцов, а если
дети захотят поиграть в кого-то еще, а костюма нет в наличии, то они с
удовольствием используют для костюмов имеющийся в достаточном
количестве бросовый материал; конструктивная зона - мелкий и крупный
строительный материал для разного рода построек и многое другое.
Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание
книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного
возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной
программе. В нем находятся книги с художественными произведениями
детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике
недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум
текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография
писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его
55
литературные произведения. Помимо художественной литературы в
книжном уголке находятся различные энциклопедии.
В центре «Грамотности» расположены дидактические игры по
развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления
последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение,
разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это,
особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее
на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
В «Нравственно-патриотическом» центре помещены государственные
символики Республики Бурятия и России. Также в центре находятся
пособия, отражающие многонациональность нашей Родины,
иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими
зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т.
д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с
традициями, культурой и бытом жителей Бурятии. В уголок родного края
входит художественная литература по краеведению. Во многих группах
нашего детского сада организованы мини музеи.
Каждому ребенку время от времени необходимо уединиться. С этой
целью в группах появился центр уединения, место, где ребенок может
побыть один, собраться с мыслями и почувствовать себя защищенным.
Каждая группа по-разному обустроило это место. В одних группах это
специально отведенное небольшое пространство, которое отделено
занавеской или кулисой приделанной к потолку (стене). В других группах
дети сами находят место для уединения, спрятавшись под большой тряпицей
или покрывалом. Также для мест уединения дети часто используют ширмы.
Немало важную роль в организации РППС имеют атрибуты, которые
можно использовать во всех видах деятельности. Они помогают и дают
возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать,
создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую
территорию. К ним относятся модули разного размера, ширмы, небольшие
56
коврики для индивидуального использования, складные заборчики,
воротики-арки и др..
Мебель групповых помещений подобрана в соответствии с ростом и
возрастом детей (54). Приемные оформлены информационными стендами,
выставками детских работ. Коридоры оформлены выставками творчества
детей, в фойе устроены выставки поделок детей и родителей, в спортивном и
музыкальном залах меняется оформление к каждому времени году,
эстетичное оформление к различным праздничным и памятным датам.
Уют, комфорт, необходимые для благоприятного восприятия
предлагаемого материала создается за счет использования сочетающихся по
цвету красок спокойных, нейтральных тонов, штор на стенах, салфеток на
столе, наличие цветов, зелени и, конечно, чистоты и порядка.
Если в ДОУ нет перечисленного оборудования (мебели), можно
использовать для условного разделения зон составленные вместе столы;
универсальные и театральные самодельные ширмы; с помощью
пластмассовых контейнеров, ящиков, тазиков оборудовать место для игр с
водой и песком; поставить диван-трансформер, легкие банкетки и т.д.
Следует отметить, что при преобразовании групп мы учитывали все
требования ФГОС ДО к организации РППС. Процесс моделирования
организации РППС в нашем детском саду проводился с июня по октябрь
2016 года, принимая во внимание принципы и методические рекомендации
по построению развивающей среды, ФГОС ДО.
Для того чтобы наглядно убедиться в эффективности создания РППС в
ДОО проведем контрольный анализ оценки окружающей среды групп и
взаимодействие педагога с детьми по тем же шкалам (шкалы ECERS-R для
комплексной оценки качества образования в ДОО). И занесём в таблицы.
Контрольный анализ оценки окружающей среды в учреждении дошкольного
образования МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский д/с «Золотая рыбка»
подготовительная к школе группа: табл. 5, контрольный анализ
57
взаимодействия педагога с детьми в среде подготовительная к школе группа:
табл. 6
Таблица 5
Контрольный анализ оценки окружающей среды в учреждении
дошкольного образования МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский д/с «Золотая
рыбка» подготовительная группа
No критерии недос
таточ
но
мини
мальн
о
хоро
шо
отлич
но
1 2 3 4 5 6 7
1. Внутренние
помещения
+
2. Обстановка для игр в
комнате
+
3. Места для уединения +
+
+
4. Выставки для детей +
5. Пространство для
подвижных игр
+
6. Оборудование для
подвижных игр
+
7. Искусство +
8. Кубики +
9. Песок / вода +
10. Ролевые игры +
11. Природа / наука +
12. Поощрение принятия
многообразия
+ +
Средний балл 5 баллов
Контрольный анализ оценки окружающей среды в учреждении