Файл: 2. 1 Анализ развивающей предметнопространственной среды по шкалам.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дошкольного образования МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский д/с «Золотая
рыбка» подготовительная группа – 5 баллов.
Таблица 6
Контрольный анализ оценки взаимодействия педагога с детьми в среде
в учреждении дошкольного образования МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский
д/с «Золотая рыбка» в подготовительной группе.
58
Экспертная карта для заполнения
No критерии недос
таточ
но
миним
ально
хоро
шо
отлич
но
1 2 3 4 5 6 7
1 Книги и картинки +
2 Поощрение детей к
общению
+
3 Использование языка
для развития навыков
рассуждения
+
4 Неформальное
использование языка
+
5 Присмотр за детьми
во время подвижных
игр
+
6 Дисциплина + +
7 Взаимодействие
персонала и детей
+
8 Взаимодействие
среди детей
+
9 Распорядок дня +
10 Свободная игра +
11 Время для работы в
минигруппах
+
Средний балл 4.81 балла
Таблица 7
Результаты исследования ECERS-R шкалы для комплексной оценки качества
образования в ДОО
оценки На начало эксперимента На конец эксперимента
баллы % баллы %
окружающей
среды
3,91 55,85 5,0 71,4
взаимодействия
педагога с
детьми в среде
3,72 53,14 4,81 68,71
Таким образом, результаты проведенной работы показали, что после
проведения контрольной оценки развивающей среды первоначальные
59
результаты диагностики изменились. Средний балл оценки РППС по
шкалам ECERS-R увеличился в сторону - хорошо, это свидетельствует о том,
что среда в группах стремится к совершенствованию. Высчитав процентный
уровень окружающей среды мы получили до начала эксперимента 55,85%, на
конец эксперимента увеличение до 71,4%. Взаимодействие педагога с детьми
в среде повысилось с 53,14 % до 68,71 %.: табл. 7.
Но для того чтобы достичь более высокого уровня РППС в ДОО не
достаточно одного исследования. Целесообразно анализ состояния
развивающей предметно-пространственной среды проводить систематически
с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и
эстетическими требованиями, подразумевающими единство стиля, гармонию
цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных
растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и
пропорциональность мебели и т.п.
В результате работы организованная предметно-пространственная среда
в группах имеет характер незамкнутой системы, способной к корректировке
и развитию, структурно функциональна, адекватна программе ДОО,
творческому характеру деятельности воспитателей. Дети имеют возможность
активно развиваться, усваивать информацию об окружающем мире в ходе
различных видов деятельности. Разработанная нами развивающая предметно
– пространственная среда отражает специфику детского сада; учитывает
возрастные и индивидуальные особенности детей; обеспечивает
качественный уровень содержательной работы с детьми; способствует
успешному развитию детей во всех сферах деятельности.
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая
среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои
силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и
сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это
лежит в основе развивающего обучения.
60
Заключение
В последнее десятилетие одним из основных национальных
приоритетов России стало обеспечение благополучного защищенного
детства.
ФГОС (2013) дошкольного образования подчеркивает важность учета
индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуа-
цией, состоянием здоровья, и создания особых условий для получения им
образования. Поэтому одно из важных условий воспитательно-
образовательной работы в дошкольной организации – правильная
организация развивающей предметно-пространственной среды.
Современные философы трактуют понятие «среда» как систему,
включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через
среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование
выступает при этом моделью социума.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет
обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать
возможности для реализации его права на свободный выбор вида
деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и
взаимодействия с окружающими. В то же время правильно организованная
предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи,
вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая
их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Изучив теоретические подходы к организации развивающей
предметно-пространственной среды дошкольной образовательной
организации, раскрыв принципы построения и требования Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольной организации,
были определены критерии оценки РППС (шкалы ECERS-Rдля комплексной
оценки качества образования в ДОО), которые помогли выявить, насколько
развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ «ЦРР-Усть-
Баргузинский д/с «Золотая рыбка» соответствует требованиям ФГОС, а
61
также возможность и условия эффективного сотрудничества педагога с
детьми в развивающей предметно-пространственной среде группы ДОО.
На основе проведённого анализа:
1. обоснована и апробирована модель организации РППС группы
детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в которой
созданы центры по интересам детей, которая способствовала
проявлению активности, самостоятельности и детской инициативы;
2. доказано, что созданные в среде группы центры по интересам
обеспечили возможность общения и совместной деятельности детей
и взрослы;
3. обеспечена доступность и разнообразие игрушек и материалов для
выбора предметов и материалов, вида занятий и игр, способов
действий и др.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие
выводы: что изменение предметно-развивающей среды группового
помещения, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно
развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в
рамках совместной с детьми партнерской деятельности. Только в случае
понимания ценности для развития детей партнерской позиции, изменения в
предметно-развивающей среде способствует возникновению принципиально
другого образовательного пространства для развития детей.
62
Список литературы
1. Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее
психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014.-
No8. С. 63-78
2. Акимова Ю.А., Иванова Е.В., Казунина И.И. Цаплина О.В. Организация
игровой среды ребенка : учебно-методическое пособие / Под ред. Е.В.
Ивановой, О.В. Цаплиной. – М.: МГПУ, 2014. - С.84-91
3. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в
воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-2001.-
No 4. С.26-52
4. Асмолов А. Г. Психология личности., Принципы общепсихологического
анализа. - М.: изд-во Моск. ун-та, 2000 - С.52-102
5. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского
сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.-М.:Перспектива,
2011. - С.18-56
6. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и
методы: методическое пособие / Н.А. Виноградова.- М.: Айрис-пресс,
2008. - С.83-98
7. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-
пространственной среды дошкольной образовательной организации в
соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –
http://goo.gl/VhpiUr
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-
во Эксмо, 2004. - С.311-401
9. Выготский Л.С., Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. –
М.: АСТ: Астрель, 2010. - С.671-689
10. Гладышева Н.Н. Журнал контроля и оценки развивающей предметно-
пространственной среды в ДОУ. – М: ООО Издательство «Учитель». –
2015. – С.147 - 218
63
11.Епачинцева Н. Д. Организация развивающей среды в ДОУ:
автореф.дисс....канд.пед.наук/Н. Д. Епачинцева.-Белгород: БГУ, 2001.-
С.39-132
12.Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в
дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-
Пресс. – 2010 – С. 5-12.
13.Кларина Л. М.Общие требования к проектированию моделей
образовательной среды, способствующей познавательному развитию
дошкольников/Л. М. Кларина.- СПб., 2001.- С.9 –18.
14.Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с
образовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014.-
No8. С.15-18
15.Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды//
Справочник старшего воспитателя -2014.-No8. С.32-38
16.Конвенция о правах ребенка
17.Конституция РФ
18. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в
России. – М., 2001.- С.39-43
19. Короткова Н.А. . Материалы и оборудование для детского сада: пособие
для заведующих и воспитателей :-Москва, ЗАО «Элти-Кудиц» 2003г.
20. Красношлык З.П. Психолого-педагогические основы организации
предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном
учреждении [Текст] / Красношлык // Актуальные задачи педагогики:
материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита:
Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 32-34
21.Кудрявцев В.П. «О «неожиданном» образовании и «ожиданиях»
образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. 2014.- No2. С.16-21
22. Максимова Г. Ю. Предметно-пространственная среда в контексте
отечественной педагогики развития. Актуальные проблемы педагогики:
64
сборник научных трудов. Вып.4/Г. Ю. Максимова, Л. Г. Русова.-
Владимир:ВГПУ, 2000. - С.205-289
23. Методическое письмо МО РФ от17.05.95 No 61/19-12«О психолого-
педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных
условиях»;
24.Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском
саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. –
Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006. – С.128 - 145
25.Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. / М., 2001. - С.78-91
26.Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические
рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов
развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных
комплексах / С. Л. Новоселова. -М.: Центр инноваций в педагогике, 2001.
– С.121-230.
27.Новоселова С.Л Развивающая предметно-игровая среда детства: мир
«Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2001. - No 4. - С. 79-
88
28. Новоселова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование
для дошкольных образовательных учреждений. Аннотированный
перечень / отв. ред. Л.Е. Курнешова. – М.: Центр инноваций в педагогике,
2001. – С.236 -263
29.Организация предметно-игрового пространства в детском саду:
Методическое пособие / Под общ.ред. Е.О. Смирновой. – М.: АРКТИ,
2012. – С.120-
30.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А.
Смирнова. — М., 1999. - С.28-93
31. Петровский В.А. Концепция построения развивающей среды / В.А.
Петровский / Москва. – 2010. - С.39-76
65
32.Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном
учреждении/В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т.
Стрелкова. -М.: Новая школа, 2001.- С.38-102