Файл: 2. 1 Анализ развивающей предметнопространственной среды по шкалам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


дошкольного образования МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский д/с «Золотая

рыбка» подготовительная группа – 5 баллов.

Таблица 6

Контрольный анализ оценки взаимодействия педагога с детьми в среде

в учреждении дошкольного образования МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский

д/с «Золотая рыбка» в подготовительной группе.

58

Экспертная карта для заполнения

No критерии недос

таточ

но

миним

ально

хоро

шо

отлич

но

1 2 3 4 5 6 7

1 Книги и картинки +

2 Поощрение детей к

общению

+

3 Использование языка

для развития навыков

рассуждения

+

4 Неформальное

использование языка

+

5 Присмотр за детьми

во время подвижных

игр

+

6 Дисциплина + +

7 Взаимодействие

персонала и детей

+

8 Взаимодействие

среди детей

+

9 Распорядок дня +

10 Свободная игра +

11 Время для работы в

минигруппах

+

Средний балл 4.81 балла

Таблица 7

Результаты исследования ECERS-R шкалы для комплексной оценки качества

образования в ДОО

оценки На начало эксперимента На конец эксперимента

баллы % баллы %

окружающей

среды

3,91 55,85 5,0 71,4

взаимодействия

педагога с

детьми в среде

3,72 53,14 4,81 68,71

Таким образом, результаты проведенной работы показали, что после

проведения контрольной оценки развивающей среды первоначальные

59

результаты диагностики изменились. Средний балл оценки РППС по

шкалам ECERS-R увеличился в сторону - хорошо, это свидетельствует о том,

что среда в группах стремится к совершенствованию. Высчитав процентный

уровень окружающей среды мы получили до начала эксперимента 55,85%, на

конец эксперимента увеличение до 71,4%. Взаимодействие педагога с детьми

в среде повысилось с 53,14 % до 68,71 %.: табл. 7.

Но для того чтобы достичь более высокого уровня РППС в ДОО не

достаточно одного исследования. Целесообразно анализ состояния

развивающей предметно-пространственной среды проводить систематически

с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и

эстетическими требованиями, подразумевающими единство стиля, гармонию

цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных

растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и

пропорциональность мебели и т.п.


В результате работы организованная предметно-пространственная среда

в группах имеет характер незамкнутой системы, способной к корректировке

и развитию, структурно функциональна, адекватна программе ДОО,

творческому характеру деятельности воспитателей. Дети имеют возможность

активно развиваться, усваивать информацию об окружающем мире в ходе

различных видов деятельности. Разработанная нами развивающая предметно

– пространственная среда отражает специфику детского сада; учитывает

возрастные и индивидуальные особенности детей; обеспечивает

качественный уровень содержательной работы с детьми; способствует

успешному развитию детей во всех сферах деятельности.

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая

среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои

силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и

сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это

лежит в основе развивающего обучения.

60

Заключение

В последнее десятилетие одним из основных национальных

приоритетов России стало обеспечение благополучного защищенного

детства.

ФГОС (2013) дошкольного образования подчеркивает важность учета

индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуа-

цией, состоянием здоровья, и создания особых условий для получения им

образования. Поэтому одно из важных условий воспитательно-

образовательной работы в дошкольной организации – правильная

организация развивающей предметно-пространственной среды.

Современные философы трактуют понятие «среда» как систему,

включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через

среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование

выступает при этом моделью социума.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет

обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать

возможности для реализации его права на свободный выбор вида

деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и


взаимодействия с окружающими. В то же время правильно организованная

предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи,

вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая

их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Изучив теоретические подходы к организации развивающей

предметно-пространственной среды дошкольной образовательной

организации, раскрыв принципы построения и требования Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольной организации,

были определены критерии оценки РППС (шкалы ECERS-Rдля комплексной

оценки качества образования в ДОО), которые помогли выявить, насколько

развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ «ЦРР-Усть-

Баргузинский д/с «Золотая рыбка» соответствует требованиям ФГОС, а

61

также возможность и условия эффективного сотрудничества педагога с

детьми в развивающей предметно-пространственной среде группы ДОО.

На основе проведённого анализа:

1. обоснована и апробирована модель организации РППС группы

детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в которой

созданы центры по интересам детей, которая способствовала

проявлению активности, самостоятельности и детской инициативы;

2. доказано, что созданные в среде группы центры по интересам

обеспечили возможность общения и совместной деятельности детей

и взрослы;

3. обеспечена доступность и разнообразие игрушек и материалов для

выбора предметов и материалов, вида занятий и игр, способов

действий и др.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие

выводы: что изменение предметно-развивающей среды группового

помещения, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно

развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в

рамках совместной с детьми партнерской деятельности. Только в случае

понимания ценности для развития детей партнерской позиции, изменения в

предметно-развивающей среде способствует возникновению принципиально

другого образовательного пространства для развития детей.


62

Список литературы

1. Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее

психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014.-

No8. С. 63-78

2. Акимова Ю.А., Иванова Е.В., Казунина И.И. Цаплина О.В. Организация

игровой среды ребенка : учебно-методическое пособие / Под ред. Е.В.

Ивановой, О.В. Цаплиной. – М.: МГПУ, 2014. - С.84-91

3. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в

воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-2001.-

No 4. С.26-52

4. Асмолов А. Г. Психология личности., Принципы общепсихологического

анализа. - М.: изд-во Моск. ун-та, 2000 - С.52-102

5. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского

сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.-М.:Перспектива,

2011. - С.18-56

6. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и

методы: методическое пособие / Н.А. Виноградова.- М.: Айрис-пресс,

2008. - С.83-98

7. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-

пространственной среды дошкольной образовательной организации в

соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –

http://goo.gl/VhpiUr

8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-

во Эксмо, 2004. - С.311-401

9. Выготский Л.С., Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. –

М.: АСТ: Астрель, 2010. - С.671-689

10. Гладышева Н.Н. Журнал контроля и оценки развивающей предметно-

пространственной среды в ДОУ. – М: ООО Издательство «Учитель». –

2015. – С.147 - 218

63

11.Епачинцева Н. Д. Организация развивающей среды в ДОУ:

автореф.дисс....канд.пед.наук/Н. Д. Епачинцева.-Белгород: БГУ, 2001.-

С.39-132

12.Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в

дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-

Пресс. – 2010 – С. 5-12.

13.Кларина Л. М.Общие требования к проектированию моделей

образовательной среды, способствующей познавательному развитию

дошкольников/Л. М. Кларина.- СПб., 2001.- С.9 –18.

14.Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с

образовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014.-

No8. С.15-18

15.Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды//

Справочник старшего воспитателя -2014.-No8. С.32-38

16.Конвенция о правах ребенка

17.Конституция РФ

18. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в


России. – М., 2001.- С.39-43

19. Короткова Н.А. . Материалы и оборудование для детского сада: пособие

для заведующих и воспитателей :-Москва, ЗАО «Элти-Кудиц» 2003г.

20. Красношлык З.П. Психолого-педагогические основы организации

предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном

учреждении [Текст] / Красношлык // Актуальные задачи педагогики:

материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита:

Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 32-34

21.Кудрявцев В.П. «О «неожиданном» образовании и «ожиданиях»

образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. 2014.- No2. С.16-21

22. Максимова Г. Ю. Предметно-пространственная среда в контексте

отечественной педагогики развития. Актуальные проблемы педагогики:

64

сборник научных трудов. Вып.4/Г. Ю. Максимова, Л. Г. Русова.-

Владимир:ВГПУ, 2000. - С.205-289

23. Методическое письмо МО РФ от17.05.95 No 61/19-12«О психолого-

педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных

условиях»;

24.Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском

саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. –

Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006. – С.128 - 145

25.Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. / М., 2001. - С.78-91

26.Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические

рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов

развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных

комплексах / С. Л. Новоселова. -М.: Центр инноваций в педагогике, 2001.

– С.121-230.

27.Новоселова С.Л Развивающая предметно-игровая среда детства: мир

«Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2001. - No 4. - С. 79-

88

28. Новоселова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование

для дошкольных образовательных учреждений. Аннотированный

перечень / отв. ред. Л.Е. Курнешова. – М.: Центр инноваций в педагогике,

2001. – С.236 -263

29.Организация предметно-игрового пространства в детском саду:

Методическое пособие / Под общ.ред. Е.О. Смирновой. – М.: АРКТИ,

2012. – С.120-

30.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А.

Смирнова. — М., 1999. - С.28-93

31. Петровский В.А. Концепция построения развивающей среды / В.А.

Петровский / Москва. – 2010. - С.39-76

65

32.Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном

учреждении/В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т.

Стрелкова. -М.: Новая школа, 2001.- С.38-102