Файл: 2. 1 Анализ развивающей предметнопространственной среды по шкалам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


деятельность, осуществлять им поддержку по вопросам образования детей,

воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки

образовательных инициатив внутри семьи;

 построение образовательной деятельности на основе взаимодействия

взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого

ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и

соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей

(недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного

замедления развития детей);

14

 создание равных условий, максимально способствующих реализации

различных образовательных программ в дошкольных образованиях для

детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным

общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе

ограниченные) возможности здоровья. В каждой ДОО РППС обладает

свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую,

воспитывающую, стимулирующую функции.

На протяжении процесса взросления ребенка все компоненты

(игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) РППС также необходимо

менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только

развивающей, но и развивающейся.

При проектировании РППС необходимо учитывать все вышесказанное,

но для характеристики РППС на современном этапе, необходимо

проанализировать требования ФГОС, в котором представлены основные

требования к среде на современном этапе.

1.2. Принципы организации и требования ФГОС ДОО к

развивающей предметно-пространственной среде

Созданию РППС в современном ДОО сегодня уделяется большое

внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и

принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа

детского сада для многих детей является их вторым домом, где они проводят

большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят,

принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано,

что от того, насколько комфортно смоделирована РППС в группе во многом

зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка,

уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Формируя РППС в дошкольной организации (групповом помещении),

необходимо учитывать все нюансы влияния среды на развитие ребенка от

цветового оформления помещений до подбора игрового оборудования


(игрушек).

15

Для того чтобы правильно организоватьРППС, необходимо владеть

знаниями о принципах, на основе которых проходит её организация.

Наукоёмкие проекты организации развивающей среды разработаны под

руководством В. А. Петровского, С. Л. Новоселовой и др. В данных проектах

дается психолого-педагогическое обоснование необходимости организации

развивающей среды, и рассматриваются её основные принципы

(Новосёлова,2001).

Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать

вывод о том, что организация РППС является непременным элементом в

осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер.

Развивающая среда строится с целью предоставления детям, как можно больше

возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, — это

система материальных объектов деятельности ребенка, функционально

моделирующая содержание его духовного и физического

развития(Новосёлова, 2001).

Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных

средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными

элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и

природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и

спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства,

оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами;

аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др.

В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее

игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода,

игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды

увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному

решению.

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях

должна отвечать определенным принципам:

16

- принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком

темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;

- принцип универсальности позволяет детям и воспитателями строить и

менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее

содержанием и перспективами развития;

- принцип системности представлен сомасштабностью отдельных

элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими



целостное игровое поле.

Пространственная развивающая среда включает себя совокупность

подпространств:

- интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны,

поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и

интеллектуального и эмоционального освоения является игра;

- физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную

активность детей;

- игрового развития;

- экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к

природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных

природных форм;

- компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и

способствует активизации познавательной деятельности, формированию

ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение.

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др.

разработали Концепциюпостроения развивающей среды для организации

жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы

личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в

дошкольном образовательном учреждении. (Петровский и др.2001)

Исходя из данных концепций, при создании развивающей предметно-

пространственнойсреды, педагогам необходимо учитывать принципы

17

построения развивающей среды в дошкольных учреждения, изложенных в

«Концепции по дошкольному воспитанию» (2001)

Рассмотрим данные принципы.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной

модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между

ними.

Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную

дистанцию, общеепсихологическое пространствообщения и с каждым ребенком,

и с группой в целом. Именно поэтому, педагогу необходимо помнить, что у

каждого человека - в том числе и у ребенка - свои особые представления о

комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше себя чувствуют на более

близкой «короткой» дистанции, другие - на более «длинной».Кроме этого, эти

представления меняются в зависимости от разных причин: состояния человека,

вида деятельности и т.д. Дети, как и взрослые, устают от постоянного общения и

нуждаются в уединении. Созданные в группе уголки уединения позволять

ребенку провести несколько мгновений в тишине или организовать игру с 1 -

2 сверстниками (сборные домики, навесы из ткани, уголки у аквариума, у


«камина»).

Психологи утверждают, что дети, сидя за круглым столом, чувствуют себя

психологически комфортнее и защищеннее, поэтому они более активны в

учебной деятельности. В условиях наших учреждений педагог так же может

расставлять столы не только «как в школе», но и, учитывая различные виды

деятельности, трансформировать их расстановку.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества

По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном

учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцировать

возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых

качеств, эмоций и чувств. Взрослый обучает детей бытовым операциям в

процессе результативной настоящей деятельности и в ходе общения самым

18

естественным образом развивает познавательные, интеллектуальные,

эмоциональные и волевые способности ребенка. Для этих целей используются

различные функциональные блоки (кухня, мастерская и т.д.). Ребёнок и

взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.

Например: на стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в

которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок

может менять оформление стен в зависимости от построения или новых

эстетических вкусов. Одна из стен - «стена творчества» - предоставлена в полное

распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками,

углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. Другие

стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных

пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.

3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды

Среда развития стимулирует детей к активной деятельности с теми

предметами, игрушками, которые привлекают своей формой, цветом. Легкая

мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство.

При этом важным моментом является учет половозрастной характеристики детей

группы. Если в группе больше мальчиков, то целесообразнее отвести большее

пространство группы для работы с напольным конструктором, машинами. Если

больше девочек, чаще разворачивается игра в «семью», «больницу», «магазин»,

поэтому большую часть группы необходимо наполнить соответствующими

играми и пособиями.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. При рассматривании


этого принципа следует учитывать, что он не только вплотную связан с

предыдущим принципом стабильности - динамичности, но и в какой - то степени

перекрывает его, особенно в той части, где представлена динамичность

развивающей среды. Жизненное пространство в детском саду должно быть

таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер

активности. Это позволит каждому ребенку в соответствии со своими

интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами

19

деятельности, не мешая, друг другу. Эти помещения должны быть устроены

так, чтобы они могли создавать разный эмоциональный настрой, то есть

становится таинственными, сказочными, смешными, загадочными,

фантастическими. Далее подробнее остановимся на требованиях к данным

помещениям.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и

эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Одна из задач организации среды может быть сформулирована следующим

образом: для того, чтобы определить структуру оптимальной окружающей среды,

в которой может развиваться и комфортно себя чувствовать человек, необходимо

провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Среда

должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с

ее различными элементами, повышая, тем самым, функциональную активность

ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся

впечатления. Среда должна пробуждать у детей двигательную активность,

давая им возможность осуществлять разнообразные движения. В то же время

нужно, чтобы окружающая обстановка имела свойства тормозить двигательную

активность детей, когда это необходимо.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение

содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и

способами познания, развитию их интеллекта и представления об окружающем

(природа, рукотворный мир, знания о человеке). Комплекты игрового и

дидактического оборудования и пособий должны быть соразмерны емкостям

для хранения и доступны для детей (Виноградова, 2011).

Учитывая, что в детском саду ребенок проводит практически весь день,

необходимо создать ему условия отдыха от общения, поэтому в группе должна

быть зона для отдыха, где ребенок может уединиться, рассмотреть книгу и т.д.,