Файл: 2. 1 Анализ развивающей предметнопространственной среды по шкалам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


настоящего «среда» рассматривается как один из генеральных факторов,

воздействием которого детерминируется процесс и результаты человеческого

развития (П. П. Блонский, Дж.Брунер, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л.

Рубинштейн, С.Френе и др.).

9

Педагогическая характеристика образовательной среды в различных

учреждениях представлена в широком круге исследований (Г. А. Ковалёв, В.

А. Козырев, Т. С. Назарова, Н. А. Пугал, В. А. Ясвин и др.).

Структурным компонентом образовательной среды ученые выделяют

предметное окружение. Для обозначения рассматриваемого окружения,

максимально стимулирующего развитие личности, введен термин

«развивающая среда» (Н. А. Ветлугина, В. А. Петровский, О. А. Радионова и

др.). Последняя затрагивает все стороны личности ребенка - его эмоции,

чувства, волю и требует от него работы мысли и воображения, то есть

становится для ребенка средой развития, с которой он вступает в

действенную связь.

Развивающая предметно-пространственная среда - составная часть

развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд

на РППС предполагает понимание её как совокупность предметов,

представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования

культуры. В предмете запечатлён опыт, знания, вкусы, способности и

потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя,

свою индивидуальность. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах

культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А. С. Выготский,

Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со

средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и

в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых

психических образований. (Выготский, 2010)

Воспитательный потенциал среды многоаспектен это – и: условия

жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер), формирование отношения к

базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно

необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева); способ трансформации

внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик),

удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в

деятельности.

10

Основополагающие идеи построения РППС в ДОО заложены в

«Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред.

В.А.Петровского (2010 г.) применительно к организации условий жизни


детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной

среды. (Петровский 2010)

Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития

всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть

информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразовании,

экспериментировании. Среда должна являться средством реализации

творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное

познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности

взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в

этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды

обеспечивает и психофизическое благополучие.

Директор института психолого-педагогических проблем детства

Российской академии образования, профессор, кандидат педагогических

наук Волосовец Татьяна Владимировна выделяет и классифицирует

характеристики компонентов развивающей предметно-пространственной

среды, которые нужно учесть при планировании (7).

Первая категория – это характеристики, относящиеся, в основном, к уже

сформированной среде: насыщенность, трансформируемость,

полифункциональность, доступность, безопасность.

Вторая категория – это те, которые можно отнести к каждой ее компоненте,

например, к каждой отдельной игрушке. Такие, как виды деятельности

ребенка, образовательные области, уровень развития ребенка.

Третья категория – характеристики, которые проявляются под влиянием

конкретной программы.

Сегодня, в связи с потребностями модернизации системы образования и

раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России

происходит трансформация системы дошкольного образования. ФГОС ДО,

11

подразумевает создание благоприятных условий развития детей в

соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и

склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого

ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми

и миром при реализации основной общеобразовательной программы

дошкольного образования (Виноградова, 2008).

Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной

деятельности. ФГОС ДОО нацеливает на личностно ориентированный

подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного




детства. Как говорит А. Асмолов: «В соответствии с принятой

разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в

ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры

полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают,

детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе;

образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не

сводится к сфере услуг.» [Асмолов, 2000, с.52].

Данный документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации

детской деятельности и выдвигает требования ориентации на

индивидуальные особенности детей при реализации образовательной

программы в дошкольных организациях. Таким образом, при создании

развивающей предметно - пространственной среды дошкольной

образовательной организации необходимо обеспечить реализацию:

 образовательного потенциала пространства групповой комнаты и

материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного

возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных

особенностей детей и коррекции их развития;

 двигательной активности детей, возможности общения и совместной

деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

12

 различных образовательных программ, с учетом применения

инклюзивного образования, а также национально - культурных,

климатических и других условий.

Следовательно, «РППС – часть образовательной среды, представленная

специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.),

материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного

возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны

и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их

развития» (Гладышева, 2015).

Иными словами, «РППС – это специфические для каждой Программы

Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и

т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства

Организации (группы)» (Кирьянова, 2010).

В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а

также меняющихся нормативно-правовых, административных,


экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут

вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Это также

касается и изменений развивающей среды ребенка. Здесь крайне необходимо

произвести новые изменения при сохранении лучших традиций системы.

РППС группового помещения является частью целостной образовательной

среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития

российского дошкольного образования, возможны разные варианты создания

РППС при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для

реализации общеобразовательной программы. (Акимова, 2014). Таким

образом, в соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда

должна обеспечивать и гарантировать:

 охрану и укрепление физического и психического здоровья и

эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их

человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и

поддерживать положительную самооценку, в том числе и при

13

взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в

собственных возможностях и способностях;

 максимальную реализацию образовательного потенциала пространства

Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для

реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и

инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с

особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,

учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

 построение вариативного развивающего образования,

ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов,

видов активности, участников совместной деятельности иобщения, как с

детьми разного возраста, так и с взрослыми, а также свободу в выражении

своих чувств и мыслей.

 создать условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации

непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие

педагогических работников, а также оказать содействие в определении

собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

 открытость дошкольного образования и вовлечение родителей

(законных представителей) непосредственно в образовательную