Файл: 2. 1 Анализ развивающей предметнопространственной среды по шкалам.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
настоящего «среда» рассматривается как один из генеральных факторов,
воздействием которого детерминируется процесс и результаты человеческого
развития (П. П. Блонский, Дж.Брунер, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л.
Рубинштейн, С.Френе и др.).
9
Педагогическая характеристика образовательной среды в различных
учреждениях представлена в широком круге исследований (Г. А. Ковалёв, В.
А. Козырев, Т. С. Назарова, Н. А. Пугал, В. А. Ясвин и др.).
Структурным компонентом образовательной среды ученые выделяют
предметное окружение. Для обозначения рассматриваемого окружения,
максимально стимулирующего развитие личности, введен термин
«развивающая среда» (Н. А. Ветлугина, В. А. Петровский, О. А. Радионова и
др.). Последняя затрагивает все стороны личности ребенка - его эмоции,
чувства, волю и требует от него работы мысли и воображения, то есть
становится для ребенка средой развития, с которой он вступает в
действенную связь.
Развивающая предметно-пространственная среда - составная часть
развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд
на РППС предполагает понимание её как совокупность предметов,
представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования
культуры. В предмете запечатлён опыт, знания, вкусы, способности и
потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя,
свою индивидуальность. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах
культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А. С. Выготский,
Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со
средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и
в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых
психических образований. (Выготский, 2010)
Воспитательный потенциал среды многоаспектен это – и: условия
жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер), формирование отношения к
базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно
необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева); способ трансформации
внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик),
удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в
деятельности.
10
Основополагающие идеи построения РППС в ДОО заложены в
«Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред.
В.А.Петровского (2010 г.) применительно к организации условий жизни
детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной
среды. (Петровский 2010)
Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития
всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть
информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразовании,
экспериментировании. Среда должна являться средством реализации
творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное
познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности
взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в
этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды
обеспечивает и психофизическое благополучие.
Директор института психолого-педагогических проблем детства
Российской академии образования, профессор, кандидат педагогических
наук Волосовец Татьяна Владимировна выделяет и классифицирует
характеристики компонентов развивающей предметно-пространственной
среды, которые нужно учесть при планировании (7).
Первая категория – это характеристики, относящиеся, в основном, к уже
сформированной среде: насыщенность, трансформируемость,
полифункциональность, доступность, безопасность.
Вторая категория – это те, которые можно отнести к каждой ее компоненте,
например, к каждой отдельной игрушке. Такие, как виды деятельности
ребенка, образовательные области, уровень развития ребенка.
Третья категория – характеристики, которые проявляются под влиянием
конкретной программы.
Сегодня, в связи с потребностями модернизации системы образования и
раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России
происходит трансформация системы дошкольного образования. ФГОС ДО,
11
подразумевает создание благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого
ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром при реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования (Виноградова, 2008).
Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной
деятельности. ФГОС ДОО нацеливает на личностно ориентированный
подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного
детства. Как говорит А. Асмолов: «В соответствии с принятой
разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в
ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры
полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают,
детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе;
образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не
сводится к сфере услуг.» [Асмолов, 2000, с.52].
Данный документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации
детской деятельности и выдвигает требования ориентации на
индивидуальные особенности детей при реализации образовательной
программы в дошкольных организациях. Таким образом, при создании
развивающей предметно - пространственной среды дошкольной
образовательной организации необходимо обеспечить реализацию:
образовательного потенциала пространства групповой комнаты и
материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного
возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных
особенностей детей и коррекции их развития;
двигательной активности детей, возможности общения и совместной
деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
12
различных образовательных программ, с учетом применения
инклюзивного образования, а также национально - культурных,
климатических и других условий.
Следовательно, «РППС – часть образовательной среды, представленная
специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.),
материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного
возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны
и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их
развития» (Гладышева, 2015).
Иными словами, «РППС – это специфические для каждой Программы
Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и
т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства
Организации (группы)» (Кирьянова, 2010).
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а
также меняющихся нормативно-правовых, административных,
экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут
вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Это также
касается и изменений развивающей среды ребенка. Здесь крайне необходимо
произвести новые изменения при сохранении лучших традиций системы.
РППС группового помещения является частью целостной образовательной
среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития
российского дошкольного образования, возможны разные варианты создания
РППС при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для
реализации общеобразовательной программы. (Акимова, 2014). Таким
образом, в соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда
должна обеспечивать и гарантировать:
охрану и укрепление физического и психического здоровья и
эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их
человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и
поддерживать положительную самооценку, в том числе и при
13
взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в
собственных возможностях и способностях;
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для
реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и
инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
построение вариативного развивающего образования,
ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов,
видов активности, участников совместной деятельности иобщения, как с
детьми разного возраста, так и с взрослыми, а также свободу в выражении
своих чувств и мыслей.
создать условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации
непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие
педагогических работников, а также оказать содействие в определении
собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей
(законных представителей) непосредственно в образовательную