Файл: 2. 1 Анализ развивающей предметнопространственной среды по шкалам.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10 Свободная игра +
11 Время для работы
в минигруппах
+
44
Средний балл 3.54 балла
Таблица 4
Оценки взаимодействия педагога с детьми в среде в учреждении
дошкольного образования МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский д/с «Золотая
рыбка» подготовительная к школе группа.
Экспертная карта для заполнения
No критерии недо
стато
чно
мини
мальн
о
хор
ош
о
отли
чно
1 2 3 4 5 6 7
1 Книги и картинки +
2 Поощрение детей
к общению
+
3 Использование
языка для
развития навыков
рассуждения
+
4 Неформальное
использование
языка
+
5 Присмотр за
детьми во время
подвижных игр
+
6 Дисциплина
+
7 Взаимодействие
персонала и детей
+
8 Взаимодействие
среди детей
+
9 Распорядок дня +
1
0
Свободная игра +
1 Время для работы +
45
1 в минигруппах
Средний балл 3.9 балла
Данная диагностика показала, что уровень взаимодействия педагога с
детьми в среде МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский д/с «Золотая рыбка» имеет
показатель – минимально. В связи с этим можно сделать вывод, что уровень
взаимодействия педагога с детьми минимально соответствует требованиям
ФГОС.
В ходе беседы с воспитателями групп о положение РППС в МБДОУ
«ЦРР-Усть-Баргузинский д/с «Золотая рыбка» мы констатировали, что ее
содержание и формы организации были традиционными, стереотипными,
стандартными. Тематические центры в различных возрастных группах мало
отличаются по своему содержанию и развивающей направленности
дошкольников. В группах как раннего, так и старшего дошкольного возраста
моделировались конкретные ситуации, заданные взрослым – педагогом, а не
самими детьми. Появились новые игрушки, игры, но сама обстановка, подход
к организации среды остается тем же.
Из показаний таблицы видно, что уровень взаимодействия педагога с
детьми в среде соответствует оценке – минимально. В старшей группе
показатель 3,54 балла, в подготовительной 3,9 баллов. Средний балл
составляет 3.72 из возможных 7), это свидетельствует о том, что в среде
группы необходимы перемены.
Проанализировав среду групп МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский д/с
«Золотая рыбка», мы пришли к выводу, что наша предметная среда
минимально соответствует требованиям ФГОС ДО. Это проявилось в
таких вопросах как:
-предметно-пространственная среда не в полном объеме отвечает
потребностям и интересам современных детей;
- мало игровых материалов, игрушек, инвентаря, что составляет
трудности при реализации образовательной программы;
46
- недостаточность оснащенности среды в создании условий для детской
самостоятельности, через разные виды детской деятельности;
- не учитывался принцип интеграции детских центров активности;
- нехватка материалов и оборудования для деятельности дошкольников
в сюжетно-ролевых играх, для двигательной активности
- коллекция детских центров активности носит формальный характер;
-нерациональное распределение центров активности для
разнообразных видов детской деятельности,
- отсутствие единого стиля при оформлении помещения группы;
- нескорректирована работа в мини группах.
Выявив недостатки при построении развивающей среды в ДОО, мы
поставили перед собой цель: создать РППС в ДОО в условиях группы
способствующей реализаций ООП с последующим её формированием и
доведением до соответствия требованиям ФГОС, через реализацию основных
принципов ФГОС.
2.2. Моделирование варианта развивающей предметно-
пространственной среды группы ДОО
На современном этапе развития дошкольного образования и перехода
дошкольных учреждений в инновационный режим развития, необходимо
кардинально пересмотреть подходы к моделированию комфортной
развивающей предметно-пространственной среды, как в группах, так и ДОО
в целом.
Задача педагогических работников в ДОО состоит в умении
моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую
среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности,
познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств,
реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные
потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает
условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
Окружающая предметная среда, в которой живет ребенок, не может быть
47
монотонной, однообразной, бедной, стандартной. Она должна быть –
насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Правильно
организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие
по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать
с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а
ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
Известно, что одним из методов научного познания выступает
моделирование, которое с философской точки зрения представляет собой
“способ, приём познания, позволяющий посредством системы, искусственно
созданной человеком, воспроизвести другую, более сложную систему,
являющуюся объектом непосредственного исследования”, при этом
“система, воспроизводящая исследуемую целостную систему, называется
моделью” (Б.М. Кедров).
В толковых словарях “модель” рассматривается как изображение,
схема, описание какого-либо объекта, отражающие в более простом,
уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между
элементами исследуемого объекта и облегчающие процесс получения
информации об интересующем нас объекте.
Модель предполагает, прежде всего, воплощение заложенных в ней
идей. Вместе с тем модель является также и прогнозом, и средством
реализации авторской идеи, средством достижения целей и задач программы,
т.к. отвечает на вопросы, что и как нужно для этого делать.
Итак, на основе теоретического анализа подходов к проектированию
РППС нами обоснована модель развивающей предметно пространственной
среды группы детского сада. Основанием для выделения компонентов
модели явились требования ФГОС дошкольного образования. Модель
организации развивающей предметно пространственной среды группы,
полифункциональная и вариативная в использовании пространства и
оборудования группы, обеспечивающая доступность и разнообразие игрушек
48
и материалов, возможность общения и совместной деятельности детей и
взрослых в среде:
на схеме наглядно видно расположение центров, которые объединены
условными секторами по уровню активности и интересам детей, для
активного и самостоятельного действия ребенка. Границы секторов
подвижные. ( схема 1)
49
Схема 1
Вариант модели организации РППС подготовительной к школе группы ДОО
Цель создания РППС:
Развитие индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей,
уровня активности и интересов
Принципы:
1.Дистанции, позиции при взаимодействии
2.Активности
3.Стабильности-динамичности развивающей
среды
4.Эмоциональной среды, комфортности
5.Сочетания привычных и неординарных
элементов в эстетической организации среды
6.Открытости-закрытости 7.Учета половых и
возрастных отличий детей 8.Комплексирования
и гибкого зонирования.
Функции РППС
Организующая
Воспитательная
Развивающая
Требования
Безопас
ность
Полифу
нкциона
льность
Трансфо
рмируе
мость
Насыщен
ность
Вариат
ивность
Доступн
ость
Спокойный
сектор
Центр
патриотического
воспитания
Центр
книги
Центр уединения
Рабочий сектор
Центр математики
Эксперимен
тальный
центр
Активный сектор
Результативность: свобода выбора, свобода выражения своих чувств, развитие творческого
потенциала, самостоятельность, ориентировка на интересы и потребности детей.
Двигательно-
физкультурный центр
Игровой центр для
мальчиков
Театрально-
музыкальный центр Игровой центр для
девочек
Центр сюжетно-
ролевой игры
Центр
конструиро
вания
Центр
творчества
Центр
сенсорики
50
Изменения первую очередь коснулись интерьера группы, в котором
учитывались, и возрастные, и психологические особенности
наших воспитанников, а так же их повышенная двигательная
активность. В зависимости от годовых задач, которые ставятся перед нами, в
наших группах оформляются или обновляются различные центры.
Создавая развивающую среду, мы постарались создать из группы такое
место, куда ребенок идет с радостью и удовольствием, где чувствует себя
уютно и комфортно. В группах проводится оптимальный отбор средств, для
обеспечения психологического комфорта, полноценного развития ребёнка во
всех сферах.
Так как наши группы, как и многие группы других садов,
совмещает в себе игровое пространство и столовую, мы постарались
сделать так, чтобы детям было как можно более комфортно и свободно на
протяжении всего дня. Условно наши группы можно разделить на 3 сектора
по уровню активности детей, где можно выделить следующие центры плавно
переходящие один в другой:
- Рабочий сектор
• Центр сенсорного развития - дидактические игры, которые
подразделяются на три основных вида: игры с предметами, настольно-
печатные, словесные;
• Опытно-экспериментальный центр, центр природы, мини лаборатория;
• Изобразительный центр – центр творчества, творческая
мастерская;
- Активный сектор
• Центр конструирования - мелкий и крупный строительный материал;
• Двигательный центр - спортивный уголок;
• Игровой центр - сюжетно-ролевых игр;
• Театрально – музыкальный центр, центр ряженья;
- Спокойный сектор
• Книжный центр – центр грамотности:
51
• Центр отдыха, релаксации, уединения;
• Патриотический центр с учетом регионального компонента;
Именно интересам и потребностям детей соответствует среда, в которой они
находятся в течение дня.
Центр сенсорного развития пользуется большим спросом у наших
воспитанников. В данном центре располагаются нормативно - знаковый
материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и
количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами,
представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы.
Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При
выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать
развитие детей. В данном центре размещен разнообразный занимательный
материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по
интересам.
Опытно-экспериментальный центр содержит в себе два центра: центр
природы и мини лаборатория. Опытно-экспериментальный центр является
одним из любимых мест детей в группе.
- центр природы содержит в себе различные виды комнатных растений,
на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения,
инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники,