Файл: Государственное управление интеллектуальной собственностью.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- организует коллективное управление правами авторов произведений, являющихся объектами авторского права и смежных прав в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- осуществляет защиту права авторства, права на имя и права на защиту репутации при отсутствии наследников автора;
- проводит государственную научно-техническую экспертизу и ведет реестр высокотехнологичных производств и предприятий;
- участвует в работе международных организаций, комиссий, комитетов и объединений, организует международное сотрудничество с зарубежными странами по вопросам, входящим в компетенцию ГКНТ;
- осуществляет контроль использования финансовых средств и материальных ресурсов государственных организаций, подчиненных ГКНТ;
- осуществляет в установленном порядке закупки товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского бюджета в пределах сметы на очередной финансовый (бюджетный) год;
- выполняет другие функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Национальный центр интеллектуальной собственности является государственным учреждением, подчиненным государственному комитету по науке и технологиям Республики Беларусь. Основной задачей Национального центра интеллектуальной собственности является выполнение функций патентного органа: выдача патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений, регистрация топологий интегральных микросхем, товарных знаков и наименований мест происхождения товаров.
Кроме того, на центр возложены задачи по обеспечению коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами, осуществлению информационной и издательской деятельности в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, организация подготовки (переподготовки) и повышения квалификации специалистов в сфере интеллектуальной собственности, а также осуществлению международного сотрудничества, обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности.
На центр возлагаются следующие основные задачи:
- разработка совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления и другими государственными органами предложений по формированию и реализации государственной политики в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;
- участие в реализации единой государственной политики в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;
- осуществление контроля соблюдения законодательства в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;
- обеспечение охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;
- обеспечение реализации законодательства в области коллективного управления имущественными правами;
- осуществление информационной и издательской деятельности в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;
- организация подготовки (переподготовки) и повышения квалификации специалистов в сфере интеллектуальной собственности;
- осуществление международного сотрудничества, обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;
- оказание содействия в пределах своей компетенции деятельности творческих союзов и иных общественных организаций.
Центр в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
- совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления и другими государственными органами принимает участие в разработке мероприятий по реализации государственной политики в области охраны прав на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, географические указания, топологии интегральных микросхем, сорта растений), объекты авторского права и смежных прав и участвует в их осуществлении;
- обобщает практику применения законодательства в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности и разрабатывает предложения по его совершенствованию, а также по заключению международных договоров Республики Беларусь в этой области;
- в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке вносит в государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь предложения, в том числе проекты нормативных правовых актов по вопросам, требующим нормативного правового регулирования;
- принимает к рассмотрению заявки на выдачу охранных документов (патентов, свидетельств) на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, топологии интегральных микросхем, сорта растений, проводит экспертизу этих заявок, осуществляет государственную регистрацию указанных объектов, выдает охранные документы, в установленном порядке признает их недействительными, ведет соответствующие государственные реестры;
- обеспечивает защиту государственных секретов, содержащихся в заявках на секретные изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
- организует в установленном порядке рассмотрение апелляционным советом при патентном органе жалоб, возражений и заявлений по вопросам охраноспособности объектов промышленной собственности и иным вопросам, отнесенным к компетенции данного совета в соответствии с законодательством;
- регистрирует лицензионные договоры, договоры уступки, договоры залога прав на объекты интеллектуальной собственности и другие договоры, которые подлежат регистрации в центре в соответствии с законодательством, ведет государственный реестр таких договоров;
- разрабатывает предложения о видах, размерах и сроках уплаты патентных пошлин и сборов, а также об основаниях для освобождения от их уплаты, осуществляет контроль правильности уплаты патентных пошлин и сборов;
- организует разработку и использование эффективных технологических процессов экспертизы заявок на объекты промышленной собственности, подготовки официальных бюллетеней, выдачи охранных документов (патентов, свидетельств), регистрации договоров, ведения государственных реестров, учета и контроля уплаты патентных пошлин и сборов с использованием современных информационных технологий;
- обеспечивает в соответствии с законодательством функционирование коллективного управления имущественными правами авторов и иных обладателей авторского права и смежных прав;
- обеспечивает издание официальных бюллетеней, а также иных информационных и периодических изданий в соответствии с компетенцией центра;
- организует подготовку (переподготовку) и повышение квалификации специалистов в сфере интеллектуальной собственности;
- осуществляет международное сотрудничество и обеспечивает выполнение международных обязательств Республики Беларусь, отнесенных к компетенции центра, представляет Республику Беларусь во всемирной организации интеллектуальной собственности и других специализированных международных организациях, осуществляет международный обмен патентной документацией и информацией;
- участвует в разработке предложений по совершенствованию механизма введения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот, оценки и учета объектов интеллектуальной собственности;
- обеспечивает организацию, проведение научно-исследовательских работ в области охраны и управления интеллектуальной собственностью;
- оказывает физическим и юридическим лицам методическую помощь, информационные, юридические и иные услуги в области охраны и управления интеллектуальной собственностью;
- осуществляет аттестацию и регистрацию патентных поверенных, а также контроль выполнения патентными поверенными требований, предъявляемых к их деятельности, ведет государственный реестр патентных поверенных.
2. Маркетинг объектов интеллектуальной собственности
Маркетинг объекта интеллектуальной собственности со стороны продавца имеет целью найти покупателя для этого объекта, а со стороны покупателя - найти объект, подходящий по цене и качеству. Обе задачи одинаково сложные, так как продавец должен оповестить о своем объекте интеллектуальной собственности множество покупателей, чтобы обеспечить выгодные условия продажи, а покупатель должен очень хорошо знать потенциальных поставщиков интересующих его объектов, чтобы не пропустить выгодное предложение и определить конкурентов.
Сложность работы на рынке объектов интеллектуальной собственности состоит в том, чтобы из массы, например, изобретений, выбрать то, которое окажется на острие технического прогресса через 5-10 лет. Большую помощь в решении этого вопроса оказывают патентные исследования.
Маркетинговое исследование рынка объектов интеллектуальной собственности должно выполняться с учетом этапов жизненного цикла этих объектов, которые несколько отличаются от этапов жизненного цикла товаров, созданных с использованием таких объектов. Можно выделить семь этапов жизненного цикла объектов интеллектуальной собственности:
- этап предшествования созданию объекта интеллектуальной собственности совпадает по времени с годами учебы его автора, так как ни один объект интеллектуальной собственности не создается неподготовленным мозгом. Необходимы годы учебы, анализа, предшествующие синтезу нового знания, выраженного в таком объекте;
- этап создания объекта интеллектуальной собственности мозгом человека, продолжительность которого может измеряться мгновениями или занимать всю человеческую жизнь;
- этап объективизации, завершающийся переводом мыслительного образа в одну из объективных форм существования объекта интеллектуальной собственности. Длительность этапа - от нескольких минут до многих лет.
- этап возникновения права начинается и заканчивается в момент создания произведения для объектов авторского права и смежных прав; для объектов промышленной собственности этот этап может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет; права на объект возникают лишь в силу признания их государством, которое подтверждается выдачей патента или свидетельства;
- этап коммерциализации является определяющим в судьбе вновь созданного объекта, так как на этом этапе решается вопрос, станет ли объект интеллектуальной собственности товаром, принесет ли прибыль. Весьма важным моментом является своевременность вывода на рынок объектов интеллектуальной собственности, особенно патентов.
- этап морального старения объекта интеллектуальной собственности начинается в момент завершения его создания и совпадает по времени с такими этапами жизненного цикла товара и услуг, как этапы роста продаж, насыщения рынка, падения спроса, уход с рынка.
- этап замены объекта интеллектуальной собственности новым начинается при завершении этапа объективизации нового объекта интеллектуальной собственности, который идет на смену устаревшему. Особенностью объектов интеллектуальной собственности на этом этапе является то, что они никогда не исчезают вместе с товаром. Старые объекты интеллектуальной собственности являются носителями знаний, которые усваиваются авторами и изобретателями на этапе предшествования, помогая создать на их основе новые, более совершенные объекты интеллектуальной собственности.
Несмотря на то, что традиционные методы организации маркетинговых исследований применимы и для объектов интеллектуальной собственности, тем не менее, существует ряд особенностей таких объектов маркетинга, как объекты авторского права, смежных прав и промышленной собственности, требующих корректировки этих моделей. Особенностями маркетинга объектов интеллектуальной собственности являются:
- значительный, иногда исчисляемый десятилетиями, временной разрыв между появлениями объекта интеллектуальной собственности и его воплощением в товаре, признанием потребителем и получением коммерческой выгоды от использования того или иного объекта (например, патент на создание канального транзистора был выдан в 1930 года, но изготовить его удалось только в 1952 году.);
- как следствием, маркетинговых исследования рынка объектов интеллектуальной собственности до быть ориентированы на более далекую перспективу на 5-15 и более лет, быть весьма чувствительны к появлению открытий и принципиально новых изобретений, создающих предпосылки для создания неизвестных на момент проведения исследований поколений техники, продукции, услуг, предметов культуры и быта, а также условий и качества жизни населения;