Файл: Государственное управление интеллектуальной собственностью.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- маркетинговые исследования должны учитывать социальный эффект от появления того или иного объекта интеллектуальной собственности, учитывать прогнозируемые изменения потребностей человека и общества в такого рода объектах, с целью обеспечения конкурентоспособности будущих товаров, в которые эти объекты будут использованы;
- при определении цены объекта интеллектуальной собственности следует учитывать, что она зависит от способности объекта удовлетворять потребности потребителя, а также экономить живой труд и материальные ресурсы в сфере производства, причем именно последнее свойство делает объект интеллектуальной собственности уникальным и дает его владельцу исключительное право его использования;
- быстрый моральный «износ» объектов интеллектуальной собственности требует от маркетолога принятия своевременных мер по защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также определения оптимального срока вывода объекта на рынок;
- многие объекты интеллектуальной собственности могут продаваться на нескольких рынках, например, книгу можно предложить издательству и киностудии одновременно, что следует учитывать при разработке плана маркетинга.
Исследование рынка объектов интеллектуальной собственности включает следующие этапы:
1. Изучение спроса на объекты интеллектуальной собственности,
2. Изучение предложения объектов интеллектуальной собственности,
3. Исследование конъюнктуры рынка,
4. Определение конкурентоспособности объекта интеллектуальной собственности,
5. Выбор партнера и заключение соглашения (договора, контракта).
Субъектами рынка объектов интеллектуальной собственности в Республике Беларусь выступают их продавцы и покупатели.
В качестве продавцов объектов интеллектуальной собственности выступают:
- научные организации и учреждения, функционирующие в Республике Беларусь,
- институты Национальной академии наук Беларуси,
- высшие учебные заведения,
- научно-промышленные и промышленные предприятия, имеющие в своем составе конструкторские и конструкторско-технологические структурные подразделения,
- учреждения культуры и искусства, предлагающие для продажи объекты авторского права и смежных прав,
- малые научные и научно-инновационные предприятия, занятые разработкой и производством наукоемкой продукции,
- зарубежные фирмы и изобретатели,
- частные лица - изобретатели, рационализаторы, художники, композиторы и т.п., не имеющих постоянного места работы или поддержки своих разработок по месту работы,
- другие юридические и физические лица.
Все эти субъекты являются реальными или потенциальными продавцами объектов интеллектуальной собственности.
Что касается покупателей объектов интеллектуальной собственности, то к их числу следует отнести:
- предприятия промышленности, сельского хозяйства и лесного хозяйств, связи, транспорта, социальной и других сфер всех форм собственности от промышленных гигантов до малых предприятий и частных предпринимателей без образования юридического лица,
- издательства, средства массовой информации, фирмы по производству аудио- и видеопродукции и т.п.,
- зарубежные предприятия, фирмы и частные лица.
Ряд субъектов хозяйствования, каких как научно-исследовательские организации, институты Национальной академии наук Беларуси, учебные заведения, выступают одновременно как продавцы и покупатели прав на объекты интеллектуальной собственности.
Задача № 1
Фармацевтическое предприятие успешно использует запатентованные им изобретения созданные его работниками. Авторы указанных изобретений обратились в суд с требованием о взыскании вознаграждения с предприятия.
Обязан ли наниматель выплачивать вознаграждение за создание и использование изобретений им запатентованных? В каком порядке осуществляется стимулирование создания и использования объектов права промышленной собственности?
Задача № 2
Иностранный гражданин обратился в патентное ведомство Республики Беларусь с заявкой на выдачу патента Республики Беларусь на изобретение. Ему было отказано в приеме заявки на том основании, что он не является гражданином Республики Беларусь и не вправе самостоятельно вести дела с патентным ведомством.
Правомерен ли такой отказ? Какую роль играет патентные поверенные в системе государственного управления интеллектуальной собственностью?
Задача № 3
В национальный центр интеллектуальной собственности поступили следующие заявления и обращения граждан:
а) заявка на выдачу патента на изобретение;
б) заявка на регистрацию товарного знака;
в) заявка на регистрацию фирменного наименования создаваемого юридического лица.
Все ли указанные заявления и обращения будут рассмотрены Национальным центром интеллектуальной собственности? На каком основании они будут приняты к рассмотрению, или в их рассмотрении будет отказано?
Тест 1.
Элементами системы управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь являются:
-
Законодательство в сфере интеллектуальной собственности; -
Инфраструктура охраны интеллектуальной собственности; -
Объекты права интеллектуальной собственности; -
Субъекты права интеллектуальной собственности.
Тест 2.
Инфраструктуру охраны интеллектуальной собственности составляют:
-
Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь; -
Национальный центр интеллектуальной собственности; -
Комиссия по обеспечению охраны прав и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности при совете Министров Республики Беларусь; -
Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь; -
Республиканская научно-техническая библиотека; -
Белорусское общество изобретателей и рационализаторов; -
Общественное объединение «Белорусская ассоциация патентных поверенных»; -
Отраслевые службы управления интеллектуальной собственностью.
Тест 3
Развитие отраслевой и региональной инфраструктуры охраны интеллектуальной собственности предполагает:
-
Развитие служб по интеллектуальной собственности в министерствах, учреждениях науки и образовании, иных организациях; -
Профессиональное кадровое обеспечение указанных служб по интеллектуальной собственности; -
Организацию методической помощи заинтересованным лицам в охране интеллектуальной собственности; -
Разработку нормативной правовой базы в области охраны интеллектуальной собственности.
Тест 4
Комиссия по обеспечению охраны прав и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности при Совете Министров Республики Беларусь обеспечивает:
-
Охрану прав интеллектуальной собственности; -
Противодействие нарушениям в сфере интеллектуальной собственности; -
Взаимодействие органов государственного управления и иных организаций в целях реализации единой государственной политики в области охраны прав и противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности.
Тест 5
Основными направлениями деятельности Национального центра интеллектуальной собственности являются:
-
Реализация государственной политики в области интеллектуальной собственности; -
Экспертиза, регистрация и выдача патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений; -
Регистрация произведений литературы; -
Экспертиза, регистрация и выдача охранных документов на товарные знаки (знаки обслуживания), наименование мест происхождения товаров, топологии интегральных микросхем; -
Регистрация и выдача свидетельств на фирменные наименования; -
Создание новых объектов права интеллектуальной собственности; -
Регистрация компьютерных программ и баз данных; -
Коллективное управление имущественными правами авторов и иных правообладателей; -
Регистрация договоров об уступке, лицензионных договоров, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности; -
Учебная и издательско-просветительская деятельность в сфере интеллектуальной собственности; -
Осуществление международного сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями в области интеллектуальной собственности.
Тест 6
Судебные споры в сфере интеллектуальной собственности разрешаются:
-
Судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь; -
Минским городским судом; -
Высшим Хозяйственным Судом; -
Районными (городскими) судами.
Тест 7
Государственную политику в области интеллектуальной собственности осуществляет:
-
Президент Республики Беларусь; -
Правительство Республики Беларусь; -
Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь; -
Национальный центр интеллектуальной собственности.
Список использованной литературы
1. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: учеб. пособие / В.Г. Зинов. - М.: дело, 2003. - 512 с.
2. Якимахо А.П. Управление объектами интеллектуально собственности: учеб. пособие/А.П. Якимахо, Г.И. Олехнович. - Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006.-355 с.
3. Якимахо А.П. Управление объектами интеллектуальной собственности в Республике Беларусь: практич. пособие /А.П. Якимахо. - Минск: Амалфея, 2005. - 471 с.