Файл: Государственное управление интеллектуальной собственностью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- маркетинговые исследования должны учитывать социальный эффект от появления того или иного объекта интеллектуальной собственности, учитывать прогнозируемые изменения потребностей человека и общества в такого рода объектах, с целью обеспечения конкурентоспособности будущих товаров, в которые эти объекты будут использованы;

- при определении цены объекта интеллектуальной собственности следует учитывать, что она зависит от способности объекта удовлетворять потребности потребителя, а также экономить живой труд и материальные ресурсы в сфере производства, причем именно последнее свойство делает объект интеллектуальной собственности уникальным и дает его владельцу исключительное право его использования;

- быстрый моральный «износ» объектов интеллектуальной собственности требует от маркетолога принятия своевременных мер по защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также определения оптимального срока вывода объекта на рынок;

- многие объекты интеллектуальной собственности могут продаваться на нескольких рынках, например, книгу можно предложить издательству и киностудии одновременно, что следует учитывать при разработке плана маркетинга.

Исследование рынка объектов интеллектуальной собственности включает следующие этапы:

1. Изучение спроса на объекты интеллектуальной собственности,

2. Изучение предложения объектов интеллектуальной собственности,

3. Исследование конъюнктуры рынка,

4. Определение конкурентоспособности объекта интеллектуальной собственности,

5. Выбор партнера и заключение соглашения (договора, контракта).

Субъектами рынка объектов интеллектуальной собственности в Республике Беларусь выступают их продавцы и покупатели.

В качестве продавцов объектов интеллектуальной собственности выступают:

- научные организации и учреждения, функционирующие в Республике Беларусь,

- институты Национальной академии наук Беларуси,

- высшие учебные заведения,

- научно-промышленные и промышленные предприятия, имеющие в своем составе конструкторские и конструкторско-технологические структурные подразделения,

- учреждения культуры и искусства, предлагающие для продажи объекты авторского права и смежных прав,


- малые научные и научно-инновационные предприятия, занятые разработкой и производством наукоемкой продукции,

- зарубежные фирмы и изобретатели,

- частные лица - изобретатели, рационализаторы, художники, композиторы и т.п., не имеющих постоянного места работы или поддержки своих разработок по месту работы,

- другие юридические и физические лица.

Все эти субъекты являются реальными или потенциальными продавцами объектов интеллектуальной собственности.

Что касается покупателей объектов интеллектуальной собственности, то к их числу следует отнести:

- предприятия промышленности, сельского хозяйства и лесного хозяйств, связи, транспорта, социальной и других сфер всех форм собственности от промышленных гигантов до малых предприятий и частных предпринимателей без образования юридического лица,

- издательства, средства массовой информации, фирмы по производству аудио- и видеопродукции и т.п.,

- зарубежные предприятия, фирмы и частные лица.

Ряд субъектов хозяйствования, каких как научно-исследовательские организации, институты Национальной академии наук Беларуси, учебные заведения, выступают одновременно как продавцы и покупатели прав на объекты интеллектуальной собственности.

Задача № 1

Фармацевтическое предприятие успешно использует запатентованные им изобретения созданные его работниками. Авторы указанных изобретений обратились в суд с требованием о взыскании вознаграждения с предприятия.

Обязан ли наниматель выплачивать вознаграждение за создание и использование изобретений им запатентованных? В каком порядке осуществляется стимулирование создания и использования объектов права промышленной собственности?
Задача № 2

Иностранный гражданин обратился в патентное ведомство Республики Беларусь с заявкой на выдачу патента Республики Беларусь на изобретение. Ему было отказано в приеме заявки на том основании, что он не является гражданином Республики Беларусь и не вправе самостоятельно вести дела с патентным ведомством.

Правомерен ли такой отказ? Какую роль играет патентные поверенные в системе государственного управления интеллектуальной собственностью?
Задача № 3

В национальный центр интеллектуальной собственности поступили следующие заявления и обращения граждан:

а) заявка на выдачу патента на изобретение;



б) заявка на регистрацию товарного знака;

в) заявка на регистрацию фирменного наименования создаваемого юридического лица.

Все ли указанные заявления и обращения будут рассмотрены Национальным центром интеллектуальной собственности? На каком основании они будут приняты к рассмотрению, или в их рассмотрении будет отказано?



Тест 1.

Элементами системы управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь являются:

  1. Законодательство в сфере интеллектуальной собственности;

  2. Инфраструктура охраны интеллектуальной собственности;

  3. Объекты права интеллектуальной собственности;

  4. Субъекты права интеллектуальной собственности.

Тест 2.

Инфраструктуру охраны интеллектуальной собственности составляют:

  1. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь;

  2. Национальный центр интеллектуальной собственности;

  3. Комиссия по обеспечению охраны прав и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности при совете Министров Республики Беларусь;

  4. Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь;

  5. Республиканская научно-техническая библиотека;

  6. Белорусское общество изобретателей и рационализаторов;

  7. Общественное объединение «Белорусская ассоциация патентных поверенных»;

  8. Отраслевые службы управления интеллектуальной собственностью.

Тест 3

Развитие отраслевой и региональной инфраструктуры охраны интеллектуальной собственности предполагает:

  1. Развитие служб по интеллектуальной собственности в министерствах, учреждениях науки и образовании, иных организациях;

  2. Профессиональное кадровое обеспечение указанных служб по интеллектуальной собственности;

  3. Организацию методической помощи заинтересованным лицам в охране интеллектуальной собственности;

  4. Разработку нормативной правовой базы в области охраны интеллектуальной собственности.


Тест 4

Комиссия по обеспечению охраны прав и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности при Совете Министров Республики Беларусь обеспечивает:

  1. Охрану прав интеллектуальной собственности;

  2. Противодействие нарушениям в сфере интеллектуальной собственности;

  3. Взаимодействие органов государственного управления и иных организаций в целях реализации единой государственной политики в области охраны прав и противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности.

Тест 5

Основными направлениями деятельности Национального центра интеллектуальной собственности являются:

  1. Реализация государственной политики в области интеллектуальной собственности;

  2. Экспертиза, регистрация и выдача патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений;

  3. Регистрация произведений литературы;

  4. Экспертиза, регистрация и выдача охранных документов на товарные знаки (знаки обслуживания), наименование мест происхождения товаров, топологии интегральных микросхем;

  5. Регистрация и выдача свидетельств на фирменные наименования;

  6. Создание новых объектов права интеллектуальной собственности;

  7. Регистрация компьютерных программ и баз данных;

  8. Коллективное управление имущественными правами авторов и иных правообладателей;

  9. Регистрация договоров об уступке, лицензионных договоров, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности;

  10. Учебная и издательско-просветительская деятельность в сфере интеллектуальной собственности;

  11. Осуществление международного сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями в области интеллектуальной собственности.

Тест 6

Судебные споры в сфере интеллектуальной собственности разрешаются:

  1. Судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь;

  2. Минским городским судом;

  3. Высшим Хозяйственным Судом;

  4. Районными (городскими) судами.

Тест 7

Государственную политику в области интеллектуальной собственности осуществляет:

  1. Президент Республики Беларусь;

  2. Правительство Республики Беларусь;

  3. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь;

  4. Национальный центр интеллектуальной собственности.




Список использованной литературы

1. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: учеб. пособие / В.Г. Зинов. - М.: дело, 2003. - 512 с.

2. Якимахо А.П. Управление объектами интеллектуально собственности: учеб. пособие/А.П. Якимахо, Г.И. Олехнович. - Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006.-355 с.

3. Якимахо А.П. Управление объектами интеллектуальной собственности в Республике Беларусь: практич. пособие /А.П. Якимахо. - Минск: Амалфея, 2005. - 471 с.