Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При этом все расчеты со своими контрагентами, а также по своим обязательствам перед бюджетом компания должны производить в безналичной форме.
Для открытия счета в банке организация обязана представить ему необходимые документы. После открытия счета, банк в обязательном порядке сообщает об этом в налоговый орган.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ) установлено, что организация обязана письменно сообщать в территориальный налоговый орган по информацию об открытии или закрытии счетов в течение семи дней со дня осуществления данной операции [1].
Рассмотрим особенности учета безналичных денежных средств.
Для отражения информации о движении денежных средств на расчетных счетах компании в рублях, открытых в банке используется счет 51.
Операции по расчетному счету отражаются в учете организации на основании банковских выписок по счету, с обязательным приложением к ним денежно-расчетных документов.
Счет 52 содержит информацию о денежных средствах организации в иностранной валюте. Операции в иностранной валюте могут производиться только на валютных счетах организации, в банках на как территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
На счете 55 отражается информация о денежных средствах в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах, за исключением векселей, на текущих, особых и иных специальных счетах. На данном счете также отражается информация о средствах целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
К данному счету открываются следующие субсчета:
-
1 Аккредитивы; -
2 Чековые книжки; -
3 Депозитные счета и др [6].
Аккредитив является специальным счетом в банке, на нем происходят операции по резервированию средств при расчетах с поставщиками, если того требует договор.
Открывается такой счет отдельно для каждого поставщика. Получить средства с данного счета поставщику, возможно, только после того, как им будет предоставлены в банк документы, которые подтверждают выполнение им договорных обязательств перед заказчиком. Состав таких документов и особые условия оговариваются в договоре с поставщиком.
После списываются с расчетного счета организации денежных средств и депонирования их банком для дальнейшей выплаты поставщику, аккредитив считается покрытым. При этом организация теряет возможность распоряжаться, находящимися в покрытых аккредитивах средствами.
В случае если банк поставщика списывает денежные средства со счета банка покупателя в пределах суммы аккредитива, то он считается непокрытым. В таком случае денежные средства организации доступны для использования до того момента, когда произойдет списание денег с корреспондентского счета обслуживающего его банка.
Аккредитив обладает рядом преимуществ:
-
для покупателя - гарантия покупки необходимых товаров или услуг надлежащего качества; -
для продавца - гарантия получения денежных средств за поставленные товары или оказанные услуги; -
не нужно разбивать платеж на части или делать предоплату; -
соблюдение условий договора контролируется банком.
Однако помимо преимуществ такой вид расчетов обладает и недостатками, к которым в частности относится достаточно сложный документооборот. Еще одним недостатком является значительная комиссии банка за оформление и обслуживание аккредитива. Таким образом, использование аккредитива целесообразно только при проведении серьезных сделок.
Счет 55 используется для учета операций со средствами целевого финансирования. К которым относятся бюджетные средства, или средств на финансирование капитальных вложений, накапливаемые организацией на отдельном счете.
Счет 57 предназначен для обобщения информации о движении денежных средств в рублях и иностранных валютах в пути, т.е. денежных сумм которые внесены в банк для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачислены.
Таким образом, счет 57 является транзитным, он показывает, что деньги в банк отправлены, но до него еще не дошли. И при этом всегда есть конкретное лицо - инкассатор или почтовое отделение, отвечающее за их сохранность. Ведение этого счета обусловлено тем, что записи по счетам 51 и 52 должны выполняться на основании банковских выписок. В течение непродолжительного времени на нем учитывается дебиторская задолженность или инкассаторской службы, или банка, в случае если инкассация производится им, или почтового отделения, которая погашается при зачислении банком денежных средств на счета 51 и/или 52.
1.3 Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств
Бухгалтерский учет операций с денежными средствами, регулируется следующими основными нормативно-правовыми документами:
-
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». -
Приказ Минфина РФ от 02.02.2011 N 11н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011)». -
Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». -
Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению».
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности осуществляется на четырех уровнях.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ является документом первого уровня в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Целями Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета [1].
Данный документ раскрывает общие требования к бухгалтерскому учету, такие как его объекты, обязанность ведения, организация учета. Вводит в действие понятия об учетной политике, первичных документах, регистрах бухгалтерского учета, инвентаризации активов и обязательств. Федеральный закон приводит общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, о ее особенностях при реорганизации и ликвидации юридического лица.
Третья глава федерального закона посвящена регулированию бухгалтерского учета. В ней приводятся принципы, документы и субъекты регулирования бухгалтерского учета. Перечислены функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета и субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.
Ко второму уровню нормативного регулирования бухгалтерского учета организаций, а также их бухгалтерской отчетности относятся нормативные акты, которые составлены министерством финансов РФ и другими органами, регулирующими вопросы бухгалтерского учета. Для регулирования бухгалтерского учета министерством финансов РФ изданы положения по бухгалтерскому учету.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н стало первым среди всех положений по бухгалтерскому учету, и призвано было конкретизировать нормы Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В частности, как и федеральный закон, оно содержит следующие пункты: требования к ведению бухгалтерского учета, регистры бухгалтерского учета, инвентаризация имущества и обязательств.
Остальные положения по бухгалтерскому учёту - это стандарты бухгалтерского учёта России, регламентирующие порядок бухгалтерского учёта тех или иных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. В частности для регулирования вопроса по составлению отчетности по движению денежных средств применяется Приказ Минфина РФ от 02.02.2011 N 11н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011)».
Под третьим уровнем нормативного регулирования понимаются различные методические указания, а также инструкции по ведению бухгалтерского учета.
Примерами нормативных актов данного уровня являются:
-
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н в редакции приказа МФ РФ от 7.05.2013г. №38н); -
Письма Минфина РФ; -
Письма ФНС РФ.
Письма Министерства финансов и Федеральной налоговой службы являются необходимым инструментов в работе бухгалтерской службы любой компании. Данные документы конкретизируют те частные случаи в бухгалтерской практике, ответы на которые прямо не прописаны ни в федеральном законе, ни в положениях по бухгалтерскому учету.
Последним четвертым уровнем нормативного регулирования являются непосредственно документы компании, которые формируют ее собственную систему бухгалтерского учета.
К таким документам, прежде всего, относится учетная политика, которая составляется отдельно для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Как правило, в приказе компании об утверждении учетной политике одновременно утверждается и рабочий план счетов.
Данные документы компания разрабатывает самостоятельно на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете», ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», а также Плана счетов бухгалтерского учета. Совместно с учетной политикой компания утверждает формы первичных документов, которые будут ею использоваться в учете, а также график документооборота, устанавливающий важные вопросы по обращению документов в организации.
2. Организация бухгалтерского учета денежных средств в ООО «Анастасия»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Анастасия»
Целью деятельности ООО «Анастасия И И» является получение прибыли от основной деятельности.
Вид деятельности организации – аренда и управление собственным или арендованным торговым объектом недвижимого имущества
Организация ведения бухгалтерского учета в ООО «Анастасия И И» осуществляется бухгалтерским отделом.
Бухгалтерский отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия, который находится в подчинении непосредственно у Генерального директора ООО «Анастасия И И». Руководство деятельностью бухгалтерии осуществляет главный бухгалтер.
Деятельность бухгалтерского отдела регламентируется следующими нормативными документами:
- Федеральным Закон «О бухгалтерском учете»;