Файл: Управление персоналом понятие, деятельность по управлению персоналом 4.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методы управления персоналом в зависимости от принятой стратегии условно можно сгруппировать следующим образом:
-
административные (ориентированные на определенные мотивы человеческого поведения - осознание необходимости трудовой деятельности и дисциплины труда, чувство долга, культуру труда и т.п., напрямую воздействующие на персонал с помощью норм, распоряжений, регламентирующих актов, подлежащих обязательному исполнению); -
экономические (косвенно воздействующие, основанные на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников); -
социально-психологические, базирующиеся на использовании «формальных факторов мотивации - интересов, потребностей личности, группы, коллектива. Последние особенно активно применяются в менеджменте японских компаний. Их успешный опыт охотно заимствуют американские и западноевропейские компании: в частности, благодаря использованию японского подхода, получившего название "уплотненная технология" (по мнению многих специалистов, именно он будет определять организацию производства в (XI в.).
Кадровая политика (механизм выработки целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, создание ответственного, высокопроизводительного сплоенного коллектива, способного адекватно реагировать на постоянного меняющиеся требования рынка) преуспевающих западных компаний, которая носит комплексный характер, включает множество направлений. Имеются в виду: организация новых рабочих мест с учетом внедрения передовых технологий; подготовка программ развития персонала, обеспечивающих решение не только сегодняшних, но и будущих задач организации путем совершенствования систем обучения и служебного продвижения работников; формирование мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом; создание современных систем подбора персонала; проведение маркетинга персонала; разработка программ занятости, социальных программ и т.д [12].
Особое место в кадровой политике занимает планирование, в задачи которого входят:
-
определение количественного и квалификационного состава требуемых работников, способов их привлечения и возможности сокращения лишнего персонала; -
поддержание знаний персонала в соответствии с требованиями -
организации и обеспечение развития кадров; -
расчет финансовых затрат на запланированные кадровые мероприятия; -
стимулирование повышения производительности труда и создание условий для удовлетворенности работой.
Успех управления трудовыми ресурсами напрямую зависит от уровня квалификации занятого в службе персонала. Отечественная практика свидетельствует, что уровень образования, профессиональная подготовка и компетентность кадровиков на госпредприятиях недостаточно высоки, возрастной состав неблагоприятен, уровень оплаты труда низок. Переход к акционерной и частной собственности обусловил улучшение качественного состава работников служб управления персоналом, омоложение кадровой структуры, повышение уровня образования, профессионализма, соответственно изменились восприятие новых идей, методы работы с персоналом, возросла заинтересованность в результатах труда.
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Человеческие ресурсы. Развитие, специфика использования человеческих ресурсов в организации
Человеческие ресурсы - специфический и важнейший из всех видов экономических ресурсов. ( см.приложение 1)
Как фактор экономического развития человеческие ресурсы - это работники, которые имеют определенные профессиональные привычки и знания и могут использовать их в трудовом процессе. [3].
Изучение человеческих ресурсов имеет большое значение для оценки рынка работы и разработки соответствующей демографической политики с целью влияния на процессы воспроизведения населения и его занятости. [4]
Специфика человеческих ресурсов сравнительно с другими факторами, экономического развития заключается в том, что:
-
люди не только создают, а и потребляют материальные и духовные ценности; -
многогранность человеческой жизни не исчерпывается лишь трудовой деятельностью, а итак, чтобы эффективно использовать человеческую работу, нужно всегда учитывать нужды человека как личности; -
научно-технический прогресс и гуманизация общественной жизни стремительно увеличивают экономическую роль знаний, нравственности, интеллектуального потенциала и других личных качеств работников, которые формируются годами и поколениями, а раскрываются человеком лишь при благоприятных условиях.
Одной из предпосылок успешного экономического развития как на микро, так и на макроуровне есть учеты интересов людей в любых действиях, направленных на повышение эффективности функционировання хозяйственного механизма. Без такого учета нельзя достичь повышения эффективности в широкому (т.е. социально-экономическому) понимании.
[11]
Особого значения грамотное согласование социально-экономических преобразований с нуждами и судьбами людей приобретает в наше время в связи с коренной перестройкой системы общественного отношения. Важнейшие преобразования происходят именно в социально-трудовой сфере, задевая интересы миллионов людей и отображаясь на результатах экономического развития всей страны. Очень важными во время изменений есть также гибкость и мобильность, постоянная адаптация людей к новым условиям экономического развития. [7].
Развитие Человеческих ресурсов - это структура, предназначенная для того, чтобы помочь служащим развить свои личные и организационные навыки, знания, и способности.
Развитие Человеческих ресурсов включает такие возможности как:
-
обучение служащего; -
развитие карьеры служащего; -
управление работой и тренинги; -
планирование карьеры; -
определение ведущего сотрудника; -
помощь в обучении и развитие организации.
Центр всех аспектов Развития Человеческих ресурсов сконцентрирован на развитии самой превосходящей рабочей силы так, чтобы организация и индивидуальные служащие могли достигнуть своих целей в работе.
Использование человеческих ресурсов - составляющая часть практики управления персоналом.
Человеческие ресурсы = количество людей (людские ресурсы) + человеческий потенциал (компетенции, опыт, интеллект, способность к постоянному совершенствованию и развитию)
Использование человеческих ресурсов может происходить при различных условиях:
-
от создания сетевых сообществ (проектных групп) -
до поддержки и совершенствования процедур (функций) внутри организации. [6].
Задача руководства компании или проекта при использовании человеческих ресурсов заключается в следующем:
-
выявление скрытых человеческих ресурсов в организации; -
правильная расстановка и перестановка кадров в соответствии с задачами. -
для этого в организации создаются базы данных навыков штатных и внештатных работников. Эти данные используются для распределения и оптимизации использования человеческих ресурсов в проектах. [2].
2.2 Планирование человеческих ресурсов
Сущность процесса планирования человеческих ресурсов в современной организации.
Планирование человеческих ресурсов - традиционно подразумевает процесс определения того когда, где, сколько, какого качества (квалификации) и по какой иене потребуется организации сотрудников для реализации ее задач.
Основная задача планирования человеческих ресурсов (в узком смысле) состоит в обеспечении реализации планов организации с точки зрения человеческого фактора предприятия - работников - их численности, квалификации, производительности, издержек на их найм.
Несовершенное планирование человеческих ресурсов дорого обходится организациям и может привести к потере ценных ресурсов.
( см.приложение 3)
Пример. Крупная американская корпорация, создавшая совместное предприятие с российским партнером, направила ему оборудование стоимостью около 4 млн. долл., которое должно было быть установлено на заводе совместного предприятия. Предполагалось, что российская сторона предоставит монтажников для установки оборудования. Однако российские монтажники оказались не в состоянии смонтировать оборудование, более того нанесли ему ущерб. В результате, совместное предприятие понесло значительные незапланированные расходы, связанные с приглашением иностранных специалистов, ремонтом оборудования, задержкой пуска производственной линии. [12].
В то же время, эффективное планирование человеческих ресурсов положительно влияет на результаты организации благодаря:
-
оптимизации использования персонала. Детальное планирование позволяет выявить и продуктивно применить невостребованный потенциал сотрудников путем расширения должностных обязанностей, перевода работников на другие рабочие места, реорганизацию производственных процессов; -
совершенствованию процесса приема на работу. Планирование является источником информации о потребностях организации в персонале, что дает возможность обеспечить поиск и отбор кандидатов на планомерной основе, снизить издержки и избежать кризисных ситуаций, связанных с нехваткой рабочей силы; -
организации профессионального обучения. План по человеческим ресурсам является основой для планирования и проведения профессионального обучения в компании. Тщательная разработка этого плана позволяет обеспечить нужную квалификацию работников и добиться реализации бизнес-планов с наименьшими издержками; -
созданию основы для развития других программ управления персоналом. Знание тенденций в динамике численности, изменении квалификационной структуры персонала позволяет отделу человеческих ресурсов разрабатывать долгосрочные программы в области компенсации, профессионального развития и т.д. -
сокращению общих издержек на рабочую силу за счет продуманной, последовательной и активной политики на рынке труда. Знание собственных потребностей на длительную перспективу дает компании возможность эффективно противостоять своим конкурентам и взаимодействовать с контрагентами на рынке труда и извлекать выгоду из меняющейся ситуации.
Обычно на практике понятие "планирование человеческих ресурсов" может дифференцироваться.
В зависимости от объема планирования выделяют:
-
стратегическое планирование персонала; -
оперативное планирование персонала.
Стратегическое планирование охватывает далеко идущие решения и носит долгосрочный характер.
Пример. В течение 2-х лет повысить на 30% объемы реализации на 1 сотрудника компании за счет сокращения непроизводственных рабочих и обучения линейного персонала новым методам обслуживания.
К концу 1999 года обновить на 20% состав высших руководителей, организации за счет активного поиска и привлечения в организацию руководителей в возрасте до 35 лет с высшим финансовым или экономическим образованием и опытом работы в промышленности (промышленно-торговая группа).
Как видно из приведенных выше примеров стратегии управления персоналом направлены на поддержку достижения конкретных целей организации, определяют направление работы и содержат сроки и показатели, по которым может быть оценена эффективность их реализации. В основе стратегии управления персоналом лежит стратегия развития организации.
Стратегия управления персоналом - это планы, использующие предоставляемые внешней средой возможности для упрочения и сохранения конкурентоспособности компании с помощью ее сотрудников.
Разработка собственно стратегии управления персоналом сходна с разработкой стратегии развития организации и состоит в определении курса действий, времени его реализации, показателей оценки прогресса и выработки планов организационно-технических мероприятий по реализации этого курса действий. Стратегия определяет общее направление работы, фокус для реализации планов организационно-технических мероприятий.
Так же как и при разработке, бизнес стратегии при формулировании стратегии управления персоналом используются два подхода: "снизу-вверх" и "сверху-вниз". Современные компании используют оба метода, имеющих свои недостатки и дополняющих друг друга.
При использовании подхода "сверху-вниз" высшее руководство определяет общую стратегию управления персоналом для всей организации, которая впоследствии разбивается на стратегии и планы для каждого из ее подразделений. За счет участия высшего руководства обеспечивается высокое качество оценки внешней среды и определения тенденций в ее динамике, связь со стратегией развития организации, определение приоритетов, актуальных для всей организации. Стратегия и планы управления персоналом, разработанные высшим руководством, определяют основные направления формирования стратегии и планов для следующего уровня руководства и т.д. При таком подходе центральной является проблема мотивации руководителей низовых подразделений и их подчиненных на реализацию "чужих" для них планов.