Файл: Управление персоналом понятие, деятельность по управлению персоналом 4.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эта проблема является значительно менее актуальной при планировании "снизу-вверх", когда каждое подразделение разрабатывает собственную стратегию и планы организационно-технических мероприятий, которые впоследствии интегрируются в единый план организации. Недостатками этого подхода являются недостаточная компетентность низовых подразделений в оценке динамики внешней среды, понимании общей стратегии развития организации, ее приоритетов и возможностей, а также согласовании планов различных подразделений между собой. Как правило, руководство организации разрабатывает и направляет в подразделения стратегию управления персоналом на долгосрочный период (3-5 лет), на основании которой разрабатываются планы организационно-технических мероприятий для каждого из подразделений на более короткие периоды (1-2 года), которые впоследствии утверждаются руководством. Часто для проведения анализа динамики внешней среды и формулирования стратегии управления персоналом создаются временные группы из сотрудников организации различных уровней (с привлечением и без привлечения внешних консультантов), что позволяет обеспечить соединение взглядов "сверху" и "снизу" на организацию и ее персонал.
Оперативное планирование в области персонала называют планированием мероприятий.
В зависимости от выделяемых задач в сфере планирования персонала различают:
-
планирование потребности в персонале; -
планирование обеспечения персоналом; -
планирование использования персонала; -
планирование повышения квалификации персонала.
Факторы, определяющие потребность организации в человеческих ресурсах.
Внутриорганизационные факторы, определяющие потребность организации в человеческих ресурсах:
-
Потребности организации в рабочей силе зависят, прежде всего, от стоящих перед ней целей, для реализации которых необходимы человеческие ресурсы; -
Еще один источник изменений потребностей организации в рабочей силе - внутриорганизационная динамика рабочей силы - увольнения по собственному желанию, выходы на пенсию, декретные отпуска и т.п. Отдел человеческих ресурсов должен отслеживать эту динамику и заблаговременно предсказывать изменения.
Внешние факторы, влияющие на потребность организации в человеческих ресурсах:
-
Макроэкономические параметры - темпы экономического роста, уровень инфляции и безработицы, структурные изменения; -
Развитие техники и технологии может самым кардинальным образом изменить потребности организации в рабочей силе; -
Политические изменения могут влиять на потребности в человеческих ресурсах и положение на рынке труда через изменение законодательства (налогового режима, системы социального страхования, трудового законодательства), регулирование макроэкономических параметров, создание определенного политического климата в стране; -
Конкуренция и состояние рынка сбыта, изменяющиеся под воздействием множества факторов, оказывают самое прямое влияние на потребности компании в человеческих ресурсах; (см.приложение 4)
ГЛАВА 3. Использование человеческих ресурсов в организации
3.1 Задачи и цели использования человеческих ресурсов. Эффективность использования человеческих ресурсов
Управление человеческими ресурсами представляет собой сложную систему, включающую в себя взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы создания, использования и развития трудовых ресурсов. [14]
Цели подсистемы управления формированием человеческих ресурсов:
-
своевременное и качественное обеспечение предприятия соответствующими кадрами; -
создание условий для максимальной реализации способностей работников и достижения целей организации.
Задачи подсистемы управления формированием человеческих ресурсов:
-
прогнозирование и планирование потребности в работниках; -
анализ спроса и предложения на рынке труда; -
привлечение, подбор и отбор кадров; -
адаптация вновь прибывших работников; -
подъем эффективности выполняемых работ; -
повышение качества деятельности работников; -
повышение качества деятельности организации в целом; -
рост уровня жизни работников; -
совершенствование систем мотивации; -
развитие инициативности и новаторства.
Сущность подсистемы управления формированием трудовых ресурсов заключается в предоставлении работникам возможности получения и повышения образования, ротации кадров и делегировании полномочий, планировании и развитии карьеры и многом другом. Данная подсистема расширяет функции отдела кадров, что требует от его работников обширного спектра знаний в сферах производства, экономики, психологии, юриспруденции и др. Подсистема управления развитием человеческих ресурсов приобретает все большее значение. Управление персоналом организации. [1]
Эффективность работы предприятия обусловливается не только количеством человеческих ресурсов, но и соответствием квалификации и способностей работников занимаемым ими должностям.
Формировать кадровый состав следует в соответствии со следующими показателями:
-
фактической численностью работников, включающей постоянных и временных работников, а также совместителей; -
составом работников по характеру выполняемых видов деятельности (основным, вспомогательным, административным); -
составом работников по социально-демографическим характеристикам (полу, возрасту, религиозной конфессии, национальности и др.); -
квалификационным уровнем человеческих ресурсов.
Эффективность использования человеческих ресурсов оценивается следующими показателями:
-
объемом производства, прибылью на одного работника; -
производительностью труда за единицу времени в натуральном и стоимостном выражении; -
затрачиваемым временем на производство единицы продукции. Данный показатель используется в случае ориентации производства на один вид продукции и организации сферы услуг; -
текучестью кадров; -
показателем абсентеизма (отношением потерянного работниками рабочего времени к общему количеству рабочих часов за определенный период); -
потерянной производительностью (произведением добавленной стоимости в час на количество потерянных часов, от неявки сотрудников на рабочие места); -
коэффициентом внутренней мобильности (отношением числа сотрудников, подвергшихся ротации за определенный период, к среднему количеству сотрудников за тот же период); -
общими издержками предприятия на оплату деятельности работников, включающую налоговые отчисления; -
долями издержек на рабочую силу в общем объеме затрат; -
издержками на одного сотрудника (отношением доли издержек на оплату труда к количеству работников на предприятии за определенный период); -
издержками на оплату труда за один производительный час (отношением общих затрат на оплату труда к общему числу рабочих часов).
С целью увеличения эффективности использования человеческих ресурсов, особенно на. крупных предприятиях, создается отдел кадров, который занимается разработкой возникающих потребностей в работниках, их набором и отбором.
Наиболее распространенным методом оценки эффективности человеческих ресурсов является анализ издержек. При таком подходе используются понятия первоначальных и восстановительных издержек.
Первоначальные издержки включают расходы на поиск, привлечение и адаптацию новых кадров.
Восстановительные издержки - это текущие затраты на повышение уровня квалификации, компетентности, мотивации работников и замену одних сотрудников другими. Периодическое повышение квалификации кадров является неотъемлемым фактором успешной работы предприятия. [9]
Эффективность использования человеческих ресурсов определяется наличием качественной информационной базы, компетентностью сотрудников и осознанием важности данного вопроса управлением предприятия. Необходимо постоянное совершенствование знаний и навыков сотрудников.
Условия успешного управления человеческими ресурсами:
-
четкость и достижимость поставленных целей; -
глубина, объективность и комплексность анализа воздействия на систему управления человеческими ресурсами и организацию в целом; -
ясность и взаимосвязанность планов работы организации, а также обеспеченность их всеми видами ресурсов; -
соответствие уровня квалификации персонала выполняемой работе; -
совместное участие предельно большого количества сотрудников в разработке и реализации стратегических планов; -
высокое качество контроля реализации стратегического плана и требований оценки его социально-экономической эффективности; -
внедрение и использование современных средств труда и технологий; делегирование полномочий, создание гибких условий труда;
Факторы оценки профессионализма управления человеческими ресурсами:
-
профессиональная подготовка работников; -
компетентность и мотивация профессиональной деятельности; -
организационная среда реализации профессионализма.
В связи с расширением и усложнением системы управления человеческими ресурсами в России возникает необходимость совершенствования системы подготовки руководителей, создания условий проявления профессионализма. Правительство проводит с этой целью активную политику.
1. Рабочие занимаются созданием материальных ценностей или услуг производственного характера.
Они в свою очередь подразделяются на: основных, непосредственно занятых созданием товара (услуги), и вспомогательных, занятых обслуживанием рабочих мест и оборудования.
2. Служащие - это работники, занимающиеся преимущественно умственным трудом.
Классификация служащих:
-
руководители образуют администрацию и подразделяются на: руководителей всего предприятия (высшее звено), руководителей подразделений (среднее звено), руководителей, работающих с непосредственными исполнителями (низшее звено); -
специалисты занимаются разработкой указаний, отданных руководителями (экономисты, бухгалтеры, инженеры, юристы и др.); -
другие работники занимаются подготовкой, обработкой, учетом, контролем и архивацией документов (секретари-референты, кассиры, техники и т. д.). [7]
Структура персонала характеризуется профессиональным и квалификационным составом и компетентностью.
Профессия (специальность) - это совокупность знаний и умений, приобретенных в процессе специальной подготовки и позволяющих выполнять соответствующие виды деятельности.
Квалификация - это объем знаний, позволяющий выполнять определенный уровень работ.
Компетентность - это степень приобретенных человеком профессиональных качеств.
Виды компетентности:
-
функциональный (профессиональные знания и способность их реализовать); -
интеллектуальный (аналитическое мышление); -
ситуативный (умение действовать по обстоятельствам); -
социальный (коммуникабельность и умение добиваться поставленных целей).
3.2 Аттестация кадров. Понятие, цель, сущность
Аттестация как процедура, связанная с проверкой соответствия работника, организации или места приложения труда установленным требованиям, получает широкое распространение. Помимо ранее существовавшей аттестации специалистов и рабочих мест сегодня аттестации подлежат образовательные учреждения, различные хозяйствующие субъекты. Государственные экзамены в вузах ныне заменены итоговой аттестацией выпускников образовательных учреждений.
Аттестация - это предмет исследования не только юристов, но и управленцев, психологов, что необходимо учитывать в ходе подготовки и проведения аттестации.
Аттестация исследовалась в трудовом праве, но никогда не рассматривалась как самостоятельный институт. [4]
Аттестация - это периодическая, комплексная проверка квалификации (уровня профессиональной подготовки, знаний, навыков) работника с целью определения соответствия занимаемой должности (выполняемой работе).
Цель проведения аттестации - определение соответствия занимаемой должности (выполняемой работе). Соответствие занимаемой должности определяется вследствие проверки квалификации (уровня профессиональной подготовки, знаний, навыков) работника.
Порядок использования результатов аттестации.
Формулируются заключения:
-
выводов и предложений, изложенных в отзыве руководителя аттестуемого; -
оценок деятельности аттестуемого, роста его квалификации; -
оценок деловых, личностных и иных качеств аттестуемого и их соответствия должностным обязанностям; -
мнений каждого члена комиссии, высказанных при обсуждении деятельности аттестуемого; -
сравнения материалов предыдущей аттестации с текущим отзывом и динамики изменений; -
мнения самого аттестуемого о своей работе, о реализации своих потенциальных возможностей.
Особое внимание обращается на соблюдение аттестуемыми трудовой дисциплины, самостоятельность при решении поставленных задач, стремление к самосовершенствованию, профессиональной пригодности сотрудника. [8]