Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Костюм
Традиционную одежду айнов изготавливали из полотна, сотканного из волокон растений (крапивы), также использовались меха и рыбьи шкуры. Одним из материалов для одежды было полотно, сплетенное из волокон коры вяза. Впоследствии айны стали получать хлопок в результате товарообмена, они научились изготавливать одежду из хлопковых волокон и ниток или целиком из хлопчатобумажной ткани.
Традиционной одеждой айнов было одеяние из вязового лыка, которое называли аттуси или аттус. В целом у айнов было несколько стилей одежды, но основной состоял из короткого халата с прямыми рукавами, который оборачивался вокруг тела и подвязывался поясом на талии. Рукава заканчивались в районе запястий или предплечий. У мужчин длина такого халата доходила до икр, тогда как у женщин он достигал только колена. Кроме того, женщины также носили нательное бельё, аналогичное японскому.
Зимой айны носили шкуры животных, замшевые гетры и делали обувь из кожи собак или лосося. Сахалинские айну от своих материковых соседей узнали также, что такое штаны.
И мужчины, и женщины айнов любили серьги, которые в старину делали из виноградной лозы. Также носили бусы, которые называются тамасай и которые чрезвычайно ценились женщинами. И серьги, и ожерелья, как показали исследования учёных, носили культовый характер.
Ещё одной характерной чертой этого народа были татуировки в форме улыбки на губах женщин. Ее начинали «набивать» с семи лет: делали надрезы уголков губ церемониальным ножом и втирали в порезы уголь. Каждый год добавляли по несколько линий, а завершал «улыбку» жених во время свадьбы. Татуировки были так же на руках, причем, только у женщин. (Сейчас так уже не делают. Разве что, карандашом и по большим праздникам. Последняя татуированная по всем канонам женщина айну умерла в 1998 году в Японии).
После определённого возраста мужчины переставали бриться и всегда носили длинные бороды и усы. Мужчины и женщины носили волосы до плеч, но сзади обрезали их в форме полукруга.
Рисунок 2. Женщины айну, фото Тамото Кэндзо
Мифология и верования
Мифология айнов пронизана анимистическими представлениями — согласно ей, душу имеют не только люди, звери, рыбы, птицы, но и растения и вообще все предметы и явления окружающего мира. Одушевление всего сущего отразилось в политеистичности религиозных и мифологических представлений айнов. Наиболее распространёнными в мифологическом комплексе айнов являются космологические и космогонические, топонимические, тотемические мифы и мифы о злых демонах.
Божества в мифах айнов обозначаются словом камуй. Верховный бог носит имя Пасе камуй (то есть, «создатель и владетель неба») или Котан кара камуй, Мосири кара камуй, Кандо кара камуй (то есть «божественный создатель миров и земель и владетель неба»). Он считается создателем мира и богов; через посредство добрых богов, своих помощников, он заботится о людях и помогает им.
Рядовые божества воплощают отдельные стихии и элементы мироздания, они равны и независимы друг от друга, хотя и составляют определённую функциональную иерархию добрых и злых божеств. Добрые божества преимущественно небесного происхождения. Злые божества, как правило, земного происхождения.
Согласно космологической концепции айнов, земля состоит из шести миров. Люди живут в мире, называемом Канна мосири или Увекари нотереке мосири, который представляет собой океан с дрейфующими по нему островами. Океан с островами представлялся расположенным на спине гигантского лосося.
Также существует мир дьяволов, мир богов, «нижний мир», «самый нижний мир». Небо также разделяется на шесть уровней. На самом высшем живут Пасе камуй и главнейшие из божеств — его помощников.
Главными тотемами айнов являются медведь, трясогузка, орёл, дерево ива. Были развиты культы хозяев природы, предков, очага, астральные культы, культ фетишей-инау.
Проводился медвежий праздник – важнейшее событие, собиравшее членов разных селений вместе (аналогичная традиция есть у других северных коренных народов – хантов, манси, нивхов). Убивать медведя можно было только из лука, не причиняя ему страданий, целясь прямо в сердце. Поэтому честь выпадала лучшим из воинов. Мясо раздавалось тоже по старшинству рода.
Устное творчество включает песни (юукара):
-
личные с импровизированным текстом; -
личные праздничные (синохца – «усладительные напевы»); -
общеплеменные (хау – «голос»); -
любовные – женские и мужские; -
колыбельные (ихунке) с разл. звукоподражаниями.
Сказки речитируются на типовые напевы (хау). Эпические и героические сказания поются мужчинами на традиционные напевы в сопровождении ритмичных ударов палкой, женщинами – на собственные мелодии без сопровождения. Песни-танцы сопровождают обрядовые действа и праздники (основной – медвежий праздник), шаманские ритуалы тусу; ритуальные парные звуковые игры рекухкара включают т. н. горлохрипение.
У японских айнов известны также групповой танец-песня римсэ, мужской танец тапкар. Из музыкальных инструментов у айнов сохранились женские: 2–5-струнный цитровидный тонкори; бамбуковый или деревянный варган муккури/муккуна; в прошлом существовали флейты, натуральные трубы; бубны.
Этнографический портрет
А. П. Чехов так писал об айнах:
«Это народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, общительный, вежливый, уважающий собственность; на охоте смелый и даже интеллигентный. Вера в дружбу и щедрость, бескорыстие, откровенность – их обычные качества. Они правдивы и не терпят обмана».
6 июня 2008 года японский парламент принял резолюцию, призывающую правительство признать айнов в качестве коренного населения Японии и призывающую положить конец дискриминации в отношении этой группы . Правительство немедленно выступило с заявлением, подтверждающим принятия резолюции, заявив: «Правительство хотело бы торжественно принять исторический факт, что многие айны подверглись дискриминации и оказались в нищете в результате модернизации, несмотря на то, что они юридически равны (японцам)». 24 апреля 2020 года в Японии был открыт Национальный музей айнов.
Таким образом, ситуация за последние двадцать лет значительно улучшилась. Сегодня более половины японцев имеют общее представление, как о самих айнах и их особенностях, так и о политике Японии, направленной на поддержание коренного народа. То есть, с одной стороны, происходит постепенное налаживание взаимоотношений между японцами и айнами. Но, с другой стороны, необходимо отметить, что позиция айнских активистов, которые настаивают на уникальности и древности своей культуры, все-таки идет вразрез с японским менталитетом, а также с привычной концепцией гомогенности нации. Поэтому мнение малого народа не всегда учитывается и принимается всерьез в японском обществе. Айны ждут признания от японцев исторической несправедливости и проявления уважения к своей культуре, а японцы, со своей стороны, неохотно признают свою вину за то, что причинили айнскому народу множество бед в прошлом.
По отношению к айнам в Японии сложились стереотипы, представляющие их как дикий, грязный народ, который находится ниже японцев по уровню развития. С точки зрения этнопсихологии с помощью предрассудков один этнос часто укрепляют чувство собственного превосходства над другими. К тому же, предрассудки позволяют господствующему этносу сохранить в своих руках полноту власти. 1 Это характерно и для Японии, поэтому стереотипы по отношению к айнам устойчивы в японском обществе.
Однако если посмотреть на дискриминацию с другой точки зрения, как делают некоторые ученые (например, А. А. Налчаджян), то можно понять, что она имеет и позитивные стороны. Дискриминация может вызвать активное сопротивление ассимиляции и оптимизировать этнозащитные механизмы, вследствие чего этнос и его самосознание долгое время сохраняются.
Так и произошло, поэтому процесс ассимиляции, в конце концов, столкнул айнов с необходимостью начать борьбу против исчезновения и сыграл позитивную роль в сохранении народа. Для создания самозащиты айны начали возрождать обычаи своих предков, изучать язык и таким образом укреплять свое самосознание, которое является главным элементом защиты любого народа. То есть для сопротивления воздействию более сильного японского этноса актуализировались традиции айнов.
Рисунок 3. Айны в традиционной одежде
В настоящее время про айнов говорят и пишут. Были сняты несколько фильмов об этом народе. Например, в 2011 г. японским режиссером Хироши Мория был снят документальный фильм «Айны Токио», он содержит интервью айнов о жизни в столице и рассказывает о том, как они пытаются отстаивать свои права, сохранять самосознание и традиции, находясь в большом городе.
В 2014 г. в России снят документальный фильм «История забытого народа» режиссёром Альбертом Самойловым, посвященный истории айнов с Курильских островов. А в 2020 г. снят художественный фильм «Аinu mosir» («Айны») в котором рассказывается история молодого айнского мальчика и рассматриваются проблемы, связанные с конфликтом между его личными мыслями, современной Японией и укладом его традиционного айнского наследия.
Приложение
Интеграция национального костюма айнов в современную моду.
Список источников
-
Арутюнов С.А., Щебеньков В.Г. Древнейший народ Японии: судьбы племени айнов. М.: Наука, 1992. 208 с. -
Соколов А. М. Материальная культура айнов (XIII-XIX вв.): историко-этнографическое исследование: диссертация. Спб, 2007.- 356 с. -
Осипова М. Айны острова Сахалин: традиции и повседневность. Очерки обрядовой культуры /М. Осипова, Дальневост. гос. гуманитарный ун-т. – Хабаровск: Изд-во «РИОТИП», 2008. -
Этногенез и история айнов.Сайт Игоря Гаршина.
URL: http://www.garshin.ru/linguistics/languages/australo-asian/ainu/ainu-ethnogenesis.html
-
Айны. С. А. Арутюнов, М. В. Есипова. Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/5036632 -
Народ айну: коренные жители Японии URL: http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1326&page=1