Файл: Современный облик этноса. Айны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»



Институт прикладного искусства






Кафедра:

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Направление подготовки:


54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Профиль подготовки:


Художественное проектирование декоративных аксессуаров







Реферат

Дисциплина «Этнология»

тема: «Современный облик этноса. Айны»

Руководитель курсовой работы:




Профессор Дмитриев Владимир Александрович













(должность, ученая степень / звание, Ф.И.О.)




(подпись)

Обучающийся:




Смышляева А.Д.













(Ф.И.О.)




(подпись)




Курс



4




Учебная группа:




4-ИДП-6






Санкт-Петербург

2022


Оглавление




Историко-этнографическая часть 3

Введение 3

Происхождение и название 4

Этническая территория 5

Язык 5

Хозяйство и быт 7

Антропологические и соматические особенности 8

Костюм 8

Мифология и верования 10

Этнографический портрет 12

Приложение 14

Список источников 15


Историко-этнографическая часть



Введение


Япония в отличие от многих других стран является государством практически моно-этничным. Однако на севере Японского архипелага, на о. Хоккайдо, живут айны, резко отличающиеся от окружающего населения физическим обликом, языком, а также рядом элементов материальной и духовной культуры.
Проблема происхождения айнов, пути их миграции на Японские острова на протяжении десятилетий является предметом острых дискуссий в научной литературе и до сих пор не получила окончательного разрешения.

Поэтому исследование различных аспектов традиционной культуры айнов, представляется весьма актуальным для востоковедения, а также этнографии населения Восточной Азии и Дальнего Востока.

Объектом данного исследования стал айнский этнос.

Происхождение и название


Происхождение айнов в настоящее время остаётся неясным. Пока что доподлинно известно, что по основным антропологическим показателям айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, нивхов, ительменов, полинезийцев, индонезийцев, аборигенов Австралии и, вообще, всех популяций Дальнего Востока и Тихого океана, а сближаются только с людьми эпохи Дзёмон, которые являются непосредственными предками исторических айнов.

На Японских островах айны появились около 13 тыс. лет до н. э. и создали неолитическую культуру Дзёмон. До появления на японских островах племен, на основе которых в дальнейшем формировалась японская народность, почти вся эта территория была заселена племенами айнов.

Слово «айну» изначально не было самоназванием айнов, каким оно является сейчас, а означало просто «человек». В прошлом айны называли себя по названию долин рек, в которых они жили, например соя-унтара, чувка-унтара (унтара, утари,утару –варианты слова «люди»).

Японцы называли айнов эбису, а также эдзо (по месту их обитания – о. Эдзо, т.е Хоккайдо). По предположению Киндаити Кёсукэ название

эдзо (а также эмиси) изначально могло являться искаженным айнским словом эндзю, что означало «человек» и являлось одним из самоназваний народа.

Этническая территория



Территория расселения айнов когда-то захватывала Южный Сахалин, Курильские острова и юг Камчатки, а айнское влияние прослеживалось также в Приамурье. В настоящее время айнское население имеется только в центральных и юго-восточных районах о. Хоккайдо.

Айны – коренное население этого острова и до жестокого угнетения японцами в ⅩⅨ в. составляли большинство населения. Айнское население на крайнем юге Камчатки в ⅩⅨ в. ассимилировалось ительменами, а позже – русскими. После установления на Курильских островах японского господства, все курильские айны были депортированы на о. Шикотан, где из-за голода и эпидемий население быстро сократилось.

После присоединения Южного Сахалина к СССР в процессе репатриации проживавших там японцев почти все айны под давлением японской пропаганды объявили себя японцами и уехали на Хоккайдо, где слились с местными айнами.

В
настоящее время, как считают, существует свыше 150 тыс. айнов, однако точная цифра неизвестна, т.к. многие айны предпочитают скрывать своё происхождение, а то и вовсе о нём не знают – родители многих урождённых айну скрывали от своих детей их происхождение, желая таким образом защитить их от проявлений расизма.

Рисунок 1. Расселение айнов в конце ⅩⅨ века

Язык


У айнов существовал собственный язык, который был распространён на юге острова Сахалин, на Курильских островах и крайней южной оконечности Камчатки. Ещё ранее айнский был распространен и в Японии о чём, по-видимому, свидетельствуют ряд японизированных топонимов предположительно айнского происхождения:
Хуци «бабушка», «хранительница очага» → яп. Фудзи;
Туйма «далёкий» → яп. Цусима.
Айнская топонимика лучше всего сохранилась на Курилах.

Айнский язык почти вышел из употребления в 1920-х, и в настоящее время подавляющее большинство айнов говорят на японском.

По состоянию на 2020 год, носители айнского языка остались только в Японии. В конце 1980-х в городе Нибутани (часть города Биратори на острове Хоккайдо) жило порядка 100 носителей айнского языка, из которых использовали его ежедневно не более 15 человек. В настоящее время число говорящих на айнском около 2 человек.
Язык находится на грани вымирания.

Родство айнского языка с другими языками и языковыми семьями не установлено, он считается изолированным. В 1950-х в айнском языке было выделено 23 диалекта, однако ранее, видимо, их количество было больше. Наиболее значительные различия были между диалектами айнов островов Хоккайдо и Сахалина.

Письменность в айнском языке отсутствовала, известны лишь многочисленные устные эпические произведения айнов — юкары, содержащие в основном мифологические сюжеты. Сказания передавались из уст в уста, но стремительное угасание айнской культуры в XIX—XX веках под давлением японцев едва не привело к исчезновению устной традиции. В настоящее время ведутся работы по записи и переводу на другие языки всех известных сказаний айнов.

Примеры имён существительных курильских айнов:

  • кпу́гу — «сын»

  • кноммачи́ - «дочь»

  • кмачи - «жена»

  • сиркунне́ — «ночь»

  • онумань — «вечер»

  • сикувь — «свет»

  • упать — «снег»

  • че — «город»

  • сикнуха — «жизнь»

Хозяйство и быт

Это народ вел оседлый образ жизни, проживая в постоянных селениях (котан), однако в соответствии с сезонным характером занятий у них имелись зимние и летние поселения и жилища (чисе, тисе). С ранней весны до поздней осени айны селились по берегам в устьях нерестовых рек. К зиме они перебирались во внутренние районы острова, где традиционно занимались охотой на таежного зверя. Соответственно, существовали летние наземные жилища, построенные из дерева и крытые корой и травой, и зимние жилища – полуземлянки (той тисе).

В традиционном доме айнов в центре находился очаг, места для сидения каждого члена семьи и места для сна. В очаге никогда не затухал огонь, благодаря этому земляной пол прогревался, что помогало пережить суровые зимы. Внутреннее помещение жилищ утеплялось и украшалось циновками, сплетенными из травы.

Основу традиционного хозяйства айнов составляли рыболовство, морской зверобойный промысел, таежная охота
. С октября до мая мужчины занимались охотой на лесных и морских млекопитающих (кабарга, олень, лисица, заяц и т.д.) и подледным ловом рыбы.

Рыба добывалась в основном в период нереста, объектами рыболовства являлись горбуша, кета, таймень, кунджа, форель, сельдь, камбала, корюшка. В пищу шли также моллюски, крабы, осьминоги, морские ежи и другие дары моря.

В летний период женщины и дети занимались сбором съедобных растений (например, сараны, черемши, борщевика, кислицы, хохлатки, дикого лука, белокопытника), разнообразных ягод, орехов и грибов, а также материалов для ремесел, рукоделия и домашнего использования (к примеру, крапивы, пушицы, ивы, корней ели, луба вяза). Также айны занимались земледелием, выращивая просо.

Традиционная кухня айнов состояла из медвежатины, лисятины, волчатины, барсучатины, конины, мяса вола, рыбы, птицы, пшена, овощей, трав и кореньев. Они никогда не ели сырую рыбу или мясо, но всегда варили их или жарили. Для еды мужчины пользовались палочками, а женщины – деревянными ложками.

Айны были искусными воинами. На вооружении у них были мечи с портупеями из растительных волокон, тяжелые боевые колотушки с острыми шипами, лук и стрелы. Военные доспехи, защищавшие все тело воина, плелись из узких ремешков шкур морских животных.

Антропологические и соматические особенности


Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII веке, были поражены их внешним видом. В отличие от привычного вида людей монголоидной расы со смуглой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками), австралоидные черты их лица по некоторому ряду признаков были похожи на европейские.

Преобладали брюнеты. Цвет глаз был тоже тёмным. И кожа смуглая, но так, что японцы, увидев впервые айнов, называли их «белыми» и считали чужаками. А русские принимали их за своих.

Пока что доподлинно известно, что по основным антропологическим показателям айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, нивхов, ительменов, полинезийцев, индонезийцев, аборигенов Австралии и, вообще, всех популяций Дальнего Востока и Тихого океана, а сближаются только с людьми эпохи Дзёмон.

Современные антропологи выделяют двух предков айнов: первые отличались высоким ростом, вторые же были очень низкого роста. Первые схожи с находками в Аосиме и датируются поздним каменным веком, вторые — с находками скелетов в Миято.