Файл: Методика преподавания русского языка как педагогическая наука.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 354
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сторонники первой позиции считают, что традиционное деление слов на слоги, когда в словах встречается стечение согласных, вынуждает ученика один из согласных относить к предыдущему слогу, а другой - к последующему: шай-ка, мос-тик, гвоз-дик, бас-ня, кар-ман, кук-ла. И все это, на взгляд приверженцев этой позиции, не соответствует нормальной устной речи, искажает произношение звуков и слов, заставляет ученика «спотыкаться», прерывать плавное произношение слова на согласном звуке: май...-ка, кyк...-ла, пес...-ня, что задерживает перевод детей к плавному чтению целыми словами (см. подробнее: Б е т е н ь к о в а Н.М., Ф o н и н Д.С. Основы обучения грамоте. - СПб., 1997. - C. 7).
Сторонники традиционного подхода к слогоделению исходят из того, что «основная задача письменной речи заключается... в передаче значений мысли. При письме и при чтении человек ориентируется на смысловые единицы речи (морфемы, слова), a не только на звуки или их обобщенные выразители - фонемы... Понимание значений морфем и установления смысловых связей между словами помогает ребенку писать грамотно подчас даже без опоры на правило, a лишь по смысловой аналогии (например, слова река, речушка, реченька, речной связаны по смыслу, так как они все «про реку», и потому корни в них пишутся одинаково» (Б о р и с е н к о И.В. Обучение правописанию в начальной школе. - Ярославль, 1998. - C. 10-11).
Если взять, к примеру, слово речка, то, согласно одной позиции, слоги в нем будут такие: ре-чка; по второй позиции: реч-ка. Последнее слогоделение предпочтительнее: во-первых, оно делает более ощутимой морфемную часть слова, которая всегда значима, несет в себе смысловое значение, a слог не имеет значений, он лишь единица произносительная: во-вторых, упрощаетcя чтение этого слова, ибо делаются более различимыми такие частотные, т.е. часто встречающиеся, буквосочетания, как согласный + гласный, в методическом обиходе получившие название слияний (СГ).
B методике обучения грамоте существует давняя традиция - одно из ключевых занятий отводить обучению детей чтению складов как в слоговых столбиках, так и в прочитываемых детьми словах из букварных текстов. Именно безошибочное и быстрое распознавание слогов-слияний в прочитываемых словах более всего обеспечивает слитное чтение целых слов и чтение целыми словами.
Проблема звукослияний всегда давала o себе знать в обучении грамоте и продолжает оставаться актуальной в современной методике. K ее решению ведут разные пути, и методикой накоплено немалое число эффективных способов формирования y детей слитного чтения. Одним из наиболее результативных остается пристальное внимание к слоговому сочетанию типа C+Г (согласный плюс гласный, так называемый двузвучный открытый слог, или с л и я н и е).
2) Знакомство c ударением. Особое место в обучении грамоте принадлежит усвоению детьми ударения – выделения одного из слогов в слове большей силой голоса.
Ударение выполняет роль важного средства звуковой организации слов и речи в целом.
В методике начального обучения имеется много разных способов формирования у детей умения выделять в слове ударный слог. Здесь и прием «назови или выкрикни слово», и предложение произнести слово так, чтобы один из слогов звучал c большей силой в сравнении c другими и др. Заслуживает большего внимания способ попеременного перенесения ударения на каждый из слогов слова c возвращением после всякого такого перенесения к произнесению слова c правильным ударением. Например, ученикам демонстрируется картинка с изображением лисицы. Учитель просит назвать, что изображено на картинке. Дети отвечают и произносят индивидуально и хором слово лисица. Обращаясь к речевому опыту детей, учитель просит сказать, на какой слог, по их мнению, падает ударение, и записывает на доске слово c обозначением ударного слога: лиси¢ца. После этого следует предложение перенести ударение на первый слог, для чего надо произнести слово c некоторой «растяжкой»: лииисица. Затем тут же ставится вопрос: так ли привычно и правильно произносится это слово? После отрицательного ответа детям предлагается произнести слово правильно и тем самым как бы нейтрализовать, снять впечатление o неверно звучавшем слове. Подобной процедуре подвергаются другие слoги: ударение переносится на последующий слог или слоги, но каждый раз, подчеркиваем, c возвращением к произнесению слова c верным ударением.
3) Изучение звуков. Основой обучения грамоте является звук, на уроках проводятся звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа.
Работа над звуками сливается с буквенной работой, особенно в приемах синтеза. Звук и буква постоянно соотносятся, что полезно для формирования навыка чтения и для выработки основ орфографически грамотного письма.
Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разработаны С.П. Редозубовым: он указал и описал приемы, способы и варианты их применения.
Анализ
1. Выделение слов из речевого потока: речь - предложение - слово.
2. Деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, выделение ударного слога (произношение слова с усиленным ударением).
3. Выделение нового звука, т.е. предназначенного для изучения на данном уроке, одним из приемов.
4. Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове, определение характера связи между ними, слогового состава, например: Слава – Сла-ва – С-л-а-в-а – 5 звуков, 5 букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный Сла-, слияния ла, ва.
5. Артикулирование звука, анализ его образования.
6. Сопоставление и сравнение слов и слогов по звучанию (особенно при знакомстве с парами мягких и твердых, звонких и глухих).
Синтез
1. Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление его из разрезной азбуки; чтение слога или слова.
2. Образование слоговых таблиц на основе гласного или на основе согласного; чтение таблиц из разрезной азбуки.
3. Чтение слов по подобию: сыр – сор, сом – сами т. п.
4. Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова: мал – мало, мел – смели т.п.
5. Добавление звука в середине слова: плот – пилот.
6. Перестановка звуков:пила – липа.
7. Перестановка слогов: сосна – насос.
8. Отбрасывание звука или слога: сухари – сухарь, машина – маши.
9. Добавление слога: наша – Наташа.
В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны; анализ создает основу для овладения процессом чтения, синтез формирует навык чтения. Аналитическая и синтетическая работа связана с использованием схем-моделей, которые являются важным условием развития у детей фонематического слуха, овладения продуктивными способами чтения.
Порядок аналитического рассмотрения детьми каждого из звуков родного языка определяется, во-первых, тем, в какой последовательности расположены буквы и стоящие за ними звуки в том или ином учебнике типа букваря или азбуки, во-вторых, тем, как построен урок обучения грамоте, какова его структура и набор приемов, привлеченных для него.
Наиболее распространенным в школьной практике стартовым моментом в уроке и в изучении очередного звука стало избрание такого исходного слова, в составе которого находится звук, подлежащий изучению.
Во всех почти букварях (азбуках) для изучения гласных звуков подбираются в качестве исходных такие слова, в которых гласный звук, подлежащий изучению, находится в сильной позиции, a последняя, напомним, для гласных звуков – это когда гласный звук стоит под ударением.
Сильной позицией для согласных звуков окажутся следующие:
1) для согласных, различающихся по глухости-звонкости: перед любыми гласными: жар - шар, гол - кол; перед сонорными: злой - слой, грозa - краса; перед [в], [в'], [j]: дверь –Тверь, бьет - пьет;
2) для согласных, различающихся по твердости-мягкости: для всех парных в конце слова: двор - дверь, потоп - топь, трон - тронь; перед гласными, кроме [э]: вол - вёл, сор - сер, лук - люк, но мэр, сэр; переднеязычные различаются по твердости-мягкости перед заднеязычными и твердыми губными: тонко - коньки; согласные [л] и [л'] различаются перед любыми согласными: волнение - вольность. Остaльные позиции являются слабыми по твердости-мягкости.
Повторим, что перед гласными, кроме [э], согласные различаются как по глухости-звонкости, так и по твердости-мягкости. Эта позиция называется абсолютно сильной позицией.
Согласные могут ассимилироваться как по глухости-звонкости, так и по твердости-мягкости. Если в конце слова находятся два согласных звука, оба они оглушаются: поезд [по¢ист], гвоздь [гвост'].
4) Знакомство с буквами. В период обучения грамоте важно добиться усвоения детьми всех букв. С этой целью проводятся упражнения по ознакомлению, запоминанию и узнаванию буквы.
Ознакомление с новой буквой происходит вслед за выделением и называнием нового звука. Учитель показывает букву и дает ее название. В этот момент полезно использовать таблицы картинной азбуки. Учащимся предлагается рассмотреть новую букву и сказать, на что она похожа. Затем можно прочитать стихи С.Я. Маршака или других авторов, которые описывают букву.
Запоминанию образа и названия буквы способствуют такие упражнения:
– печатание буквы и называние ее;
– обведение буквы по контуру и называние ее;
– штриховка буквы большого размера и называние ее;
– лепка буквы из пластилина или конструирование с помощью цепочки;
– раскрашивание фигур с помощью многоразового написания буквы.
Важно, чтобы учащиеся научились быстро узнавать букву. Узнаванию помогут следующие упражнения:
– нахождение буквы среди множества других (из разрезной азбуки);
– закрашивание требуемой буквы в тексте;
– называние букв, записанных в алфавитном или ином порядке; при этом дети должны называть первую букву, затем первую и вторую, затем первую, вторую и третью и т.д.: н, м, л, к, с, т: н – нм – нмл – нмлк и т.д.;
– узнавание букв, напечатанных непривычным шрифтом;
– узнавание букв, напечатанных частично;
– узнавание букв, поставленных неправильно: боком, «вниз головой» и т.д.
4. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу основного периода обучения грамоте
K концу основного периода школьники должны научиться:
1) свободно и правильно произносить все звуки как вне слова, так и в слове в сильных и слабых позициях;
2) определять звуковой состав слов, последовательность звуков в слове; разделять слово на слоги; указывать ударный слог;
3) составлять слова из букв разрезной азбуки, а также записывать слова, если в них нет существенных расхождений звукового и буквенного состава;
4) различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие; называть пары звонких и глухих согласных;
5) знать все буквы; соотносить их со звуками (уметь читать в разных позициях);
6) читать слогами, т.е. владеть чтением всех основных типов слогов в двусложных, трехсложных, четырехсложных словах, доступных для понимания;
7) соблюдать основные орфоэпические нормы при повторном прочтении слов и текстов; делать паузы и логические ударения в простейших случаях; пеpeдавать простейшие интонации;
8) понимать прочитанное – как отдельные слова, так и предложения и текст; отвечать на вопросы по прочитанному; пересказывать прочитанное; выполнять логические операции сравнения, группировки, обобщения и некоторые другие;
9) читать наизусть небольшие стихотворения.