Файл: Методика преподавания русского языка как педагогическая наука.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 355
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4) aнaлиз и обобщение мaтepиaлa, пoлyчeннoro эмпиpичecким пyтeм, т.e. в peзyльтaтe наблюдений, изyчeкия oпытa yчитeлeй, экcпepимeнтa.
Эмпupuчecкue мemoды:
1) изyчeниe опыта yчитeлeй в цeляx oбнapyжeния, oбoбщeния, оценки и pacпpocтpaнeния того нового и ценного, что пoявляeтcя в пpoцecce твopчecкoro тpyдa школьного yчитeля;
2) цeлeнaпpaвлeнныe наблюдения над пpoцeccoм oбyчeния, т.e. пpoтoкoлиpoвaниe ypoкoв, ответов yчaщиxcя и иx paccкaзoв, вeдeниe мarнитoфoнныx зaпиceй и видeoзaпиceй, изyчeниe пиcьмeнныx paбoт yчaщиxcя;
3) экcпepимeнт - caмый pacпpocтpaнeнный метод в paзвитии методики, кoтopый пpeдпoлaraeт дeдyктивный пyть пoиcкa иcтины (выдвижение гипотезы, coздaниe иcкyccтвeнныx ycлoвий oбyчeния, oтличaющиxcя oт тpaдициoнныx, opraнизaция oбyчeния в неcкoлькиx клaccax пapaллeльнo, пpoвepкa и анализ peзyльтaтoв oбyчeния в coпocтaвлeнии c кoнтpoльными клaccaми, paбoтaющими пo тpaдициoннoй методике).
5. Русский язык как предмет преподавания в начальных классах
Содержание и объём учебного предмета «Русский язык» определены программой – государственным документом, обязательным для выполнения; программа также указывает требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Программа начальной школы по русскому языку состоит из трёх разделов:
- «Обучение грамоте и развитие речи»;
- «Грамматика, правописание и развитие речи»;
- «Чтение и развитие речи».
Обучение грамоте решает основную задачу: научить детей читать и писать. В этот период ребёнок учится расчленять речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги и звуки, образовывать из звуков и букв слова. Это способствует развитию фонематического слуха, т.е. умения слышать не только произносимые слова и слоги, но и составляющие их звуки. Параллельно с обучением чтению идёт обучение письму. Важно в это время научить детей правильно писать буквы, читать и списывать с печатного и письменного текстов, писать под диктовку и т.д.
Чтение и развитие речи имеет своей задачей сообщение начальных сведений по литературе, формирование и совершенствование навыка правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
Умение читать служит воспитанию нравственных качеств личности, познанию окружающего мира. Для достижения главной цели учитель обучает детей приёмам, позволяющим воспринять и понять читаемое, а также выразить своё понимание произведения и отношение кнему. Классная работа по чтению углубляется и расширяется на уроках внеклассного чтения.
Задача внеклассного чтения – организация самостоятельного чтения, обучение приёмам работы с книгой.
Грамматика и правописание основной своей целью ставят ознакомление с элементами всех разделов языкознания, усвоение детьми самых необходимых грамматических понятий, овладение умениями, основанными на орфографических и пунктуационных правилах.
Следует добиваться, чтобы дети поняли и закрепили сведения о языке, приобрели путём упражнений умения применять знания на практике, пользовались в своей речи элементами литературного языка. При обучении грамоте, чтению и грамматике особое место поэтому занимает работа по развитию речи.
Развитие речи предполагает выработку умений и навыков устной и письменной речи.
Большое внимание уделяется культуре речи. Во многих программах специальных уроков по развитию речи не предусматривается, в связи с этим такая работа присутствует на всех уроках по языку.
ОСНОВНЫЕ ВЕХИ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В РОССИИ
-
Дореволюционный период развития методики русского языка. Вклад К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н.Ф. Бунакова, В.П. Вахтерова и др. в развитие методики русского языка. -
Послеоктябрьский период развития методики начального обучения русскому языку.
1. Дореволюционный период развития методики русского языка. Вклад К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н.Ф. Бунакова, В.П. Вахтерова и др. в развитие методики русского языка
Исследование любого явления должно протекать в его историческом развитии: без понимания того, как изучаемое явление возникло, как шло его развитие невозможно понять его состояние сегодня и перспективы его развития.
Первый известный нам печатный учебник русского языка – "Азбука" Ивана Фёдорова (1574). В ней даны 45 букв кирилловского алфавита, грамматика, орфография. Первое методическое пособие появилось в 1783 г.: "Руководство учителям первого и второго разрядов народных училищ Российской империи", автор – известный русский педагог Ф.И. Янкович-де-Мириево. Из числа учебников русского языка в XVII – XVIII вв. заслуживают внимания "Грамматика…" М. Смотрицкого (1619), "Букварь" К. Истомина (1694) и особенно "Российская грамматика" М.В. Ломоносова (1757), являвшаяся основным пособием в гимназиях вплоть до середины XIX в. и оказавшая сильное влияние как на развитие нормированного русского языка, так и на школьные учебники.
Возникновение методики русского языка как самостоятельной науки связывают с появлением в 1844 г. книги Ф.И. Буслаева "О преподавании отечественного языка". Он разграничивает "учебную мето'ду" и "учёную мето'ду", т.е. методы обучения и исследования. Задачи учебной методики: опираться на опыт преподавания, на анализ результатов обучения; изучать личность ученика; обеспечить научную достоверность материала; воспитать в ученике "охоту к серьёзным занятиям и пробудить любовь к науке". Ф.И. Буслаев создал методику изучения в школе живого русского языка на основе анализа образцов художественной литературы, фольклора; учил брать язык как единое целое, в неразрывной связи всех его элементов: чтение, письмо, развитие речи, работа по грамматике, лексике, этимологии рассматриваются в совокупности. Основной задачей и для низших, и для высших ступеней обучения Буслаев считал развитие "врождённого дара слова". В изучении языка видел огромные возможности умственного развития ученика, рекомендовал развивать навыки самостоятельности, творческого отношения к делу, применять эвристическую методику, чтобы сами ученики "открывали неизвестное посредством известного".
В XIX в. методика формировалась в борьбе за демократизацию школы, за доступ широких масс к образованию. Школе и преподаванию языка в ней уделяли внимание революционеры-демократы В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев. Однако и Ф.И. Буслаев, и революционеры-демократы не выделяли задач начальной школы. Само же развитие народного образования в России шло такими путями, что одна и та же методика не могла обслуживать и гимназию, и народную начальную школу. В 50-70-е годы внимание передовых учёных было привлечено к народной школе, в центре внимания общественности стояли вопросы обучения грамоте, элементарным навыкам чтения и письма. Так, в конце 50-х годов печатаются статьи И.И. Срезневского (музей в 31 школе г. Рязани), оказавшие влияние на разработку программ и методики обучения русскому языку. В эти же годы публикуются "Дневники Яснополянской школы" Л.Н. Толстого, а в 1861 г. – его знаменитая статья "Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?".
Неизмеримо велик вклад в методику русского языка Константина Дмитриевича Ушинского (1824 - 1870). Его считают
основателем методики начального обучения русскому языку. Он создал методику в полном её объёме, обосновал её теоретически, написал учебники для школы: "Детский мир" и "Родное слово" для I, II, III годов обучения, а также пособия для учителей: "О первоначальном преподавании русского языка", "Руководство к преподаванию по "Родному слову". Овладение языком – разносторонняя деятельность школьника, но стержнем её должен быть курс грамматики, имеющий практическую направленность. Учащиеся должны понять роль языковых форм в передаче значений, смысла; поэтому изучение грамматики следует начинать от текста, от предложения. Сам К.Д. Ушинский все грамматические темы строит на обнаружении изучаемых явлений в тексте "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина и выявлении их функций. К.Д. Ушинский ввёл звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, создал систему устных и письменных упражнений по развитию речи учащихся, разработал методику объяснительного чтения художественных и научно-популярных произведений, методику изучения грамматики на основе анализа образцов. Ушинский отмечал, что все упражнения по языку должны быть разнообразны и взаимосвязаны. Орфографические умения и навыки расценивал очень высоко: они должны быть прочно заложены на самых ранних ступенях обучения. В обучении орфографии признавал как роль правил, так и роль общей языковой культуры.
К.Д. Ушинский основал русскую методическую школу, определил научное направление развития методики начального обучения родному языку, разработал принципы обучения языку: воспитание любви к родному слову, внимание к живому языку народа, изучение закономерностей языка, развитие мышления учащихся на основе аналитико-синтетических упражнений и др. Последователи Ушинского Николай Александрович Корф, Николай Фёдорович Бунаков, Дмитрий Иванович Тихомиров, Василий Порфирьевич Вахтеров и многие другие твёрдо придерживались этих принципов.
Яркий след в методике русского языка оставил Лев Николаевич Толстой(1828-1910) – создатель "Азбуки" в 4 книгах (1872), которую называл главным делом жизни. "Азбука" Толстого – это комплекс учебных книг для первоначального обучения. Объединяющим началом является назначение пособия: дать ребёнку азы, "начатки" знаний о природе, человеке, обществе, вооружить ученика умением читать, писать, считать. Первая книга состоит из четырёх частей: 1) собственно азбука, т.е. букварь; 2) тексты для первоначального чтения; 3) славянские тексты; 4) материалы для обучения счёту. Во второй книге, являющейся фактически книгой для чтения, помещены художественные тексты, а также научно-популярные рассказы по истории, географии, физике и естествознанию. В этой же учебной книге приводятся тексты для изучения церковнославянского языка и материалы по арифметике. Подобную композицию сохраняют и две последующие книги "Азбуки". Материалы в каждой части усложняются в соответствии с возрастом учащихся. Завершают учебник методические указания для учителя. В них последовательно раскрываются особенности слухового метода обучения грамоте, разработанного Л.Н. Толстым. Методические указания, по существу, отражают всю толстовскую методическую концепцию обучения грамоте, родному языку, арифметике. Учебники Л.Н. Толстого оказали сильнейшее влияние на последующую отечественную учебно-педагогическую литературу, прежде всего на буквари, книги для чтения и другие пособия по русскому языку.
Дмитрий Иванович Тихомиров (1844 - 1915). Педагог, деятель народного образования, издатель и редактор. Он считал, что трудности правописания вызываются прежде всего отсутствием целесообразно подобранного дидактического материала для последовательных упражнений. Он составил "Азбуку правописания" (1870) . Этот сборник примеров и статей для упражнений на развитие в учениках "орфографической зоркости" был первой ласточкой в отечественной учебно-методической литературе. Вместе со своей женой (Е.Н. Тихомировой) он составил "Букварь" для упрощённого обучения грамоте и руководство к нему (1872). В последующие издания "Букваря" он ввёл всё содержание первого года обучения. Руководство тоже было переиздано, чтоб быть доступным любой матери, а не только учителю. Тихомиров разработал систему упражнений для практического ознакомления учеников с орфографией – "Элементарный курс грамматики" (1873). Это был первый учебник такого рода, если не считать "Родного слова" Ушинского. В земской школе большой популярностью пользовалось руководство для учителей "Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе" (1887), которое явилось как бы общим итогом педагогической практики Тихомирова. Много сил учёный отдавал подготовке учителей народной школы. Им была разработана и издана целая серия книг под общим названием "Библиотека начального учителя". Заслуга Тихомирова в том, что он расширил добукварный период, выделил "Букварь" в отдельную книжку. В конце XIX в. Д.И. Тихомиров и В.П. Вахтеров ввели двухнедельные добукварные звуковые упражнения. Их цель – развить слух детей, подготовить их к быстрому и лёгкому выделению отдельных звуков из речевого потока, научить разлагать его на элементы: на предложение, слова, слоги и звуки, а также синтезировать: соединять звуки в слоги, слоги в слова. В этот же период проводилась подготовка к письму: начертание элементов букв, орнаментов, контуров и пр. Позднее этот этап получил название добукварного периода и отдельными методистами либо сокращался до одной недели, либо продлевался до месяца.
Василий Порфирьевич Вахтеров (1853 - 1924). Педагог, методист. Ему удалось изменить отношение многих учителей к внеклассному чтению учащихся. (В то время некоторая часть учителей относилась к этому виду работы как к помехе в их школьных занятиях.) Чтение не только не мешает ученику успешно учиться, а, наоборот, помогает. В 1896 и 1897 гг. вышли книги Вахтерова "Внешкольное образование народа", "Всеобщее обучение", "Народные чтения", а также первый выпуск "Букваря". Вахтеров создал "Русский букварь", вышедший в 1897 г. и выдержавший более 50 изданий. В 1900 г. опубликована книга для классного чтения "Мир в рассказах для детей". Взгляды на методологическую сторону начального обучения В.П.Вахтеров изложил в книге "На первой ступени обучения. Методическое руководство к "Букварю" автора" (1903).