Файл: Методика преподавания русского языка как педагогическая наука.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 357
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
1. Содержание работы на первой, второй, третьей и четвёртой ступенях основного периода.
2. Этапы формирования навыка чтения.
3. Виды работ в основной период обучения грамоте.
4. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу основного периода обучения грамоте
1. Содержание работы на первой, второй, третьей и четвёртой ступенях основного периода
Основной период характеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объема читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыка чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного.
Начало основного периода совпадает с изучением первой согласной буквы. Главные задачи основного периода:
- изучение всех букв;
- усвоение сочетаний букв;
- практическое усвоение правил графики;
- выработка навыка плавного слогового с переходом на целые слова чтения;
- развитие интереса к чтению, к литературе;
- развитие речи и мышления.
Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени. Рассмотрим их на примере УМК «Школа России».
На первой ступени обучающиеся овладевают приёмами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Дети знакомятся со слоговой таблицей и учатся по ней читать слоги и составлять из букв и слогов слова. В букварный период используется много сюжетных картинок, по которым первоклассники учатся связному рассказыванию. По предметным картинкам они анализируют слогозвуковой состав слов с применением схем, выполняют словарно-логические упражнения, знакомятся с многозначными словами и словами, противоположными по значению, составляют предложения, выполняют упражнения по составлению слов.
На первой ступени букварного периода дети овладевают письмом слогов и первых слов, умением правильно писать верхние и нижние соединения букв, писать слова на одинаковом расстоянии, записывать буквами слияния, не отрывая ручки от бумаги.
При обучении чтению применяются приёмы синтеза, причём преобладает приём слогоизменения: на, но, ну, ни, ны. Этот приём помогает сформировать ориентировку на гласные и позиционность чтения. С той же целью применяется сопоставление слогов и слов с твёрдыми и мягкими согласными.
Чтение по букварю (азбуке) на первой ступени охватывает небольшое число слов, которые дети легко запоминают. Они узнают эти слова по их месту на странице, которая читается несколько раз. Переходя к собственно чтению, дети допускают ошибки угадывания. Для того чтобы избежать "чтения по памяти", рекомендуется читать по букварю, интерактивной доске, а также тексты, помещённые в дополнительных материалах. Это вырабатывает у детей умение читать самостоятельно.
Немалые трудности вызывает чтение столбиков слов в букваре. Для того чтобы приучить детей следить за чтением столбиков слов, нужно первое время выносить эти слова на классную доску и показывать, как их читать. Следует научить детей следить за чтением с помощью указки или закладки, замечать ошибки, допускаемые товарищами.
Главная задача второй ступени – научить быстро ориентироваться в слогозвуковой структуре слов и закрепить основные приёмы чтения слов, включающих слияние в разной позиции. Для этого дети должны быстро находить в слове его центральную часть – слияние – и определять способ чтения примыкающих к нему согласных.
Повторное чтение текста может быть выборочным. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, последовательно перечитывать прочитанное, читать текст про себя, готовясь читать вслух.
Важной задачей второй ступени является усвоение ь как буквы, не обозначающей отдельного звука, но указывающей на мягкость предшествующего согласного на конце или в середине слова: пень, пеньки.
Основные трудности, связанные с обучением чтению на второй ступени, состоят в том, что дети ещё отрывают произношение согласных друг от друга при чтении сложного сочетания сто, сло, сни и т.п. Добиться чтения таких слогов связно, с ориентировкой на гласный звук слияния, поможет дополнительная помета в виде дужки: дру, про, три и т.д.
На этой ступени дети учатся писать слияние, не отрывая ручки от бумаги. Уроки письма включают разнообразные виды работы.
На
третьей ступени дети знакомятся с чтением йотированных букв, с употреблением разделительных ъ и ь. Чтение слогов типа не, нё, ню, ня сначала затрудняет первоклассников, т.к. они привыкли употреблять мягкие согласные только перед гласным и. На этой ступени изучается написание ча, ща, чу,щу, жи, ши, цы, ци.
В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся. На этой ступени значительно возрастает объём чтения. Дети учатся читать не только прозаические, но и стихотворные тексты. Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения, детям разъясняются правила произношения слов в речи (орфоэпические нормы).
В это время больше внимания уделяется высказываниям по картинкам и наблюдениям, активизации и обогащению словаря. Хорошо успевающие учащиеся читают дополнительно художественные тексты.
На четвёртой ступени (иногда выделяют её как послебукварный период) дети читают тематически сгруппированные произведения детских писателей. Работа по чтению на этой ступени приближается к той, которая типична для уроков чтения во втором полугодии I класса.
К заключительному этапу основного периода обучения грамоте уже все буквы изучены. Тексты послебукварного периода серьёзны и позволяют решать задачи подготовки к урокам чтения по книгам для чтения. Следует вводить такие приёмы работы, которые широко применяются на уроках чтения: выборочное чтение, раскрытие смысла иносказания, причинно-следственных зависимостей, выразительное чтение, заучивание наизусть, чтение по ролям, элементы драматизации, беседы.
2. Этапы формирования навыка чтения
В качестве основной единицы чтения выступает слог. Дети учатся читать слова, опознавая слоги следующих типов:
- слог, образованный одним гласным (Г): о-кунь;
- слог-слияние (СГ): о-са;
- слоги, образованные слиянием с примыкающими согласными (СГС, ССГС, СГСС): кот, стул,куст;
- закрытые слоги (ГС): он и т.д.
Принципиально важно с первых шагов формирования начального навыка чтения вооружить учеников правильным набором зрительно воспринимаемых ориентиров. В качестве важнейших ориентиров
выступают такие графические средства письменной речи, как гласные и согласные буквы, различные их сочетания, мягкий и твёрдый знаки, пробелы между словами, знак ударения и знаки препинания.
При обучении чтению необходимо усвоение детьми позиционного принципа чтения, определяемого слоговым принципом русской графики. Его суть состоит в том, что при чтении в большинстве случаев учитывается не только данная буква, но и соседние с ней буквы: предшествующая и последующая. В более общей форме слоговой принцип русской графики можно охарактеризовать поэтому как позиционный принцип письма и чтения: при письме и чтении учитывается позиция букв в слове по их отношению к соседним буквам, в том числе и к пробелу.
Гласные буквы являются ориентирами в изолированной позиции, в начале слова и в начале слога, например: У Нины ноты. Окуни. Маяк. Для прочтения в этом случае достаточно опознать гласную букву.
Для прочтения согласных букв ориентирами являются последующие буквы или пробел между словами:
- если после согласной буквы идёт пробел, то произносится соответствующий твёрдый согласный звук;
- если после согласной буквы следует буква ь, то произносится соответствующий мягкий согласный звук;
- если после согласной буквы находится гласная, то, не произнося согласного звука, необходимо по гласной букве определить, является он твёрдым или мягким (и, е, ё, ю, я – показатели мягкости предшествующих согласных), и произнести оба звука слитно, сразу;
- если после согласной буквы идёт согласная, то необходимы дальнейшая ориентировка на последующие буквы (как гласные, так и согласные) и воспроизведение звуков, обозначенных ими, в одном произносительном комплексе.
Таким образом, следует учить детей обнаруживать в читаемых словах:
1) гласные буквы, выступающие в качестве самостоятельных ориентиров;
2) слияния (СГ), в которых характер произнесения предшествующего согласного определяется гласной буквой;
3) согласную букву или несколько согласных букв, находящихся в конце слова, которые в этом случае обозначают звуки, произносимые твёрдо и причитываемые к предшествующим СГ или Г;
4) согласную букву или несколько согласных букв, стоящих перед СГ, которые с этим СГ прочитываются целым слогом;
5) букву ь после согласных, которая указывает, что согласные звуки следует произнести мягко;
6) мягкий и твёрдый знаки перед гласными буквами, указывающие, что в этом месте слова надо произнести слияние (СГ), первым элементом которого является звук [й].
При всём многообразии графических ориентиров особое место среди них занимает СГ. Поэтому особое значение в обучении грамоте имеет овладение детьми навыком безошибочного чтения слога-слияния. После ознакомления с новой буквой проводится обучение чтению СГ на всём диапозоне изученных к этому времени гласных букв.
На первом этапе чтение должно быть слоговым. Овладение слоговым чтением основывается на слогозвуковом анализе и синтезе.
Учащихся, овладевших до школы приёмами чтения по буквам, необходимо обучить слоговому чтению.
Второй этап формирования навыка чтения связан с чтением слов. Учащиеся читают слова сначала по слогам, затем с ударением. На этом этапе дети переходят к чтению целыми словами на основе фонетического ударения. Разъясняются правила орфоэпического чтения.
Следующий этап формирования навыка чтения характеризуется чтением предложений. При этом ученик нередко теряет строчку, ему приходится возвращаться, перечитывать слова и слоги. Но эта трудность исчезает по мере того, как расширяется "поле чтения" ребёнка.
На любом этапе формирования навыка чтения следует уделять внимание сознательности и выразительности чтения. Понимание прочитанного проверяется с помощью вопросов. Этой же цели служат беседы – как подготовительные, проводимые до чтения, так и по прочитанному тексту. На этапе аналитического чтения рекомендуется повторное, целостное и орфоэпическое чтение, которое приучает к правильным интонациям, к выразительности, способствует сознательности чтения.
3. Виды работ в основной период обучения грамоте
1) Работа со слогом. Фонетическое членение на слоги не всегда совпадает c членением слова для переноса, а также не всегда совпадает и c морфологическим членением слова. B методике русского языка сложились две позиции по выбору предпочтительного способа слогоделения. Одна из них (Д.С. Фонин, Н.М. Бетенькова) тяготеет к методической интерпретации теории сонорности слогообразования и слогоделения. Она противостоит так называемой трaдиционной практике обучения слогоделению, которая по существу дела базируется на теории мускульного напряжения.