Файл: Методика преподавания русского языка как педагогическая наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 356

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕМЕНТЫ ГРАММАТИЧЕСКОЙ И ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ


ЭЛЕМЕНТЫ ГРАММАТИЧЕСКОЙ И ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ

            В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

 

Орфография – это система правил, обеспечивающая единообразие письменной передачи речи. Всякое нарушение орфографической нормы может привести к искажению мысли. Поэтому борьба за орфографическую грамотность учащихся – это борьба за точность языка, за правильность выражения мысли, за безошибочность в общении между людьми.

В школе у детей формируется орфографический навык. основа этого навыка закладывается в период обучения грамоте одновременно с формированием графического навыка. Однако число правил, которыми руководствуются первоклассники, еще невелико. В период обучения грамоте школьники учатся:

1) соотносить букву и звук – сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, а затем в простейших случаях несовпадения буквы со звуком (слабые позиции гласных и согласных: дома – домлеса – лессад – садыдуб – дубы). Это создает практическую основу для последующей проверки правописания безударных гласных и парных согласных в корнях родственных слов;

2) раздельно писать слова, т.е. средствами письма выделять слова как языковые единицы, носители значений;

3) переносить слова с одной строки на другую на основе слогоделения, однако с учетом некоторых ограничений (например, не переносить и не оставлять на строке одну букву);

4) употреблять заглавную букву в начале предложения, а также в именах людей и в кличках животных.

В этот период орфографическая работа строится главным образом на фонетической (соотнесение звуков и букв, перенос слов по слогам) и на семантической основе (раздельное написание слов, заглавные буквы). С морфологическим принципом русского правописания дети знакомятся лишь практически, на основе сопоставлений подготавливаются к выделению морфем в таких простейших случаях, как 
сад – сады, дома – дом, и учатся проверять на этой основе правописание гласных и согласных.

В связи с тем что в орфографической работе главное место принадлежит фонетическим и смысловым факторам, учитель отбирает соответствующие им методические приемы:

–      звукобуквенный анализ и синтез;

–      составление слов на наборном полотне;

–      отчетливое проговаривание слов;

–      смысловой анализ слов и предложений.

Так, изменяя слова еж – ежиуж – ужиерш – ерши, дети  не только усваивают правописание жиши (еще до изучения правила), но и практически готовятся к усвоению орфографического действия – проверке согласных на конце слова; в грамматическом же плане проводится пропедевтическая работа к усвоению темы "Изменение имен существительных по числам".

Сопоставляя слова ехал и подъехал, дети практически подготавливаются к изучению тем "Состав слова. Приставки", "Родственные слова". Выстраивая цепочку осень – осенний вечер, мы готовим учащихся к усвоению законов словообразования, к усвоению тем "Имя прилагательное",  "Родственные слова", "Состав слова".

На уроках обучения грамоте первоклассники в пропедевтическом плане изменяют имена существительные не только по числам, но и по падежам, связывают их с прилагательными, следовательно изменяют и прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже; учащиеся изменяют формы глагола и таким образом готовятся к усвоению материала по теме "Глагол".

Обучение приемамписьма. Обучая написанию букв, соединений,  слогов, на уроках письма следует учить различным приемам работы, необходимым детям и на других уроках: списыванию, письму под диктовку и т.д.

Списывание – основной вид письменных упражнений. Списывать можно с письменного и печатного текста. Важно с первых уроков научить послоговому списыванию. Для этого после прочтения слога и объяснения его написания детям предлагается написать слог, не глядя на образец. А при списывании слова после его прочтения и разделения на слоги учитель закрывает все слоги, кроме того, который списывается детьми в данный момент.



Списыванию может предшествовать звукобуквенный анализ, который предупредит ошибки при письме. Но такой анализ можно провести и после списывания, тогда это – проверка написанного. При списывании с печатного текста особое внимание уделяется анализу формы букв и объясняются необходимые приемы соединений. Можно проводить полное или выборочное списывание.

Письмо поддиктовку – более трудный вид работы. Ему всегда должны предшествовать звукобуквенный анализ, объяснение написаний и соединений, а вслед за диктовкой проводится проверка написанного.

Подготовкой к письму на слух будет письмо по памяти или зрительный диктант. В первом случае дети запоминают слог или слово, объясняют написания и соединения, а затем сами себе диктуют. Во втором случае диктует учитель. Но за письмом должна следовать проверка.

Иногда в помощь письму под диктовку используются схемы слов, рисунки, опорные буквы или слоги, разрезная азбука.

Проговаривание – это прием работы, предупреждающий пропуск и замену букв. Может сопровождать и списывание и диктовку.

Проговаривание – это произнесение (прочтение) букв в том порядке, в котором они написаны. В этот момент допускаются отступления от орфоэпических норм.

Проговаривать слог или слово можно не только до письма, но и параллельно с ним. В последнем случае ребенок тянет каждый звук до тех пор, пока не закончит писать букву: у-у-м-м-н-н-а-а. Необходимо проговаривать учителю, отдельному ученику или хором. Но при самостоятельной работе следует добиться, чтобы каждый ребенок проговаривал только для себя, тихо («жужжание»).

Разнообразие в уроки письма внесут творческие упражнения. К ним можно отнести те, которые содержат элемент выдумки, сочинительства, экспромта. Можно предложить детям дописать слог к имеющемуся, чтобы получить слово. Или один слог заменить другим, чтобы получить новое слово. Можно поменять слоги местами, придумать слог или слово, соответствующее заданной схеме, написать название предмета, изображенного на рисунке или заданного в форме загадки. Иногда предлагают списать предложение, в котором одно из слов зашифровано схемой, точками, рисунком.

В любом случае необходимо провести предупреждающую ошибки работу
, а затем проверить написанное.

Начало формы

Конец формы