ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 316.48
ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
И.П.Сапужак
Аннотация. В статье представлены результаты исследования на наличие или отсутствие межгруп- повых конфликтов между двумя подразделениями организации. Для проведения исследования была выбрана методика диагностики уровня развития взаимоотношений. Направлением опросника явля- ется оценка коммуникативных, когнитивных, эмоциональных и волевых взаимоотношений, имеющих относительно непосредственный характер, складывающихся на основе персональных контактов и имеющих преимущественно индивидуально-личностную детерминацию. Посредством данной мето- дики диагностируется уровень развития взаимоотношений внутри обоих подразделений учреждения. По итогам обработки результатов исследования был сделан вывод, что внутри каждого подразделения наблюдается благоприятный психологический климат. Коммуникативные процессы налажены, работ- ники стараются уважать и понимать друг друга. Таким образом, нами была подтверждена гипотеза, что межгрупповые отношения зависят от индивидуальных особенностей работников учреждения.
Ключевые слова: социальные конфликты, классификация конфликтов, группы, социально-групповые интересы, сферы человеческой деятельности.
TYPOLOGY OF SOCIAL CONFLICTS
I.P.Sapyshgak
Abstract. This article presents the results of the study regarding the presence or absence of inter-group conflicts between the two units of an organization. To conduct the study, a method of diagnosing the level of development of relationships was chosen. The questionnaire is aimed at evaluating communicative, cognitive, emotional and volitional relationships that have a relatively direct character, formed on the basis of personal contacts and having mainly individual-personal determination. By means of this technique the level of development of mutual relations within both divisions of the organization is diagnosed. After processing the results of the study, it was concluded that within each unit there is a favorable psychological climate. Communication processes are established, employees try to respect and understand each other. Thus, we have confirmed the hypothesis that inter-group relations depend on the individual characteristics of employees in an organization.
Keywords: social conflicts, classification of conflicts, groups, social and group interests, spheres of human activity.
На сегодняшний день конфликт является одной из доминирующих ячеек общественных отношений. Конфликт присутствует среди различных этносов, в повседневной жизни, и даже в семейных отношениях. Такое явление, как конфликт, проявляется там, где существуют сотрудничество и согласие. Остро строит вопрос о том, как научиться жить с конфликтом, понимая и осознавая его стимулирующее воздействие в случаях, когда он развивается в четко заданных рамках, принимая во внимание его разрушающий характер, когда этот же конфликт выходит за границы.
В виду этого, проблема конфликта остается актуальной на сегодняшний момент. Она охватывает широкий круг вопросов, среди которых толкование термина «конфликт», а также его функции, возможности разрешения, типологии, классификация.
Социальный конфликт определяется как силовое динамическое воздействие, которые осуществляется двумя и более индивидами либо социальными группами, на основе действи-
тельного или ошибочного несовпадения интересов, нехватки ресурсов. Конфликт, который уже начала свое действие, остановить очень трудно. Это обусловливается тем, что конфликт обладает кумулятивной природой. Другими словами за каждым агрессивным действием следует ответное действие, которое, как правило, куда более сильное, чем предшествующее. В ходе развития конфликт обостряется и охватывает все более количество людей [4, c. 57].
Отечественным социологом С.С. Фроловым было выделено несколько составляющих социального конфликта. Любое вмешательство, которое создает преграду в удовлетворении потребностей индивида или социальной группы, можно назвать блокадой [2, c. 42].
В случае появления блокады человек либо социальная группа должны переоценить си- туацию, отказаться от желаемой потребности или поставить перед собой новую цель, принять новый план действий. Ситуация блокирования всегда представляет собой первоначальное замешательство различной степени интенсивности, в затем побуждение к новым действиям, поиск обходных путей [5, c. 100]. Столкновение человека/социальной группы с непреодоли- мым препятствием на пути
к удовлетворению желаемой потребности вызывает фрустрацию. Реакция на фрустрацию может развиваться в двух направлениях: отступление от наме- ченной цели или агрессия, которая может быть направлена на другого человека или на другую
группу людей. Именно это и является точкой отсчета социального конфликта [7, c. 71].
Однако, важно отметить, что не любое состояние фрустрации может привести к воз- никновению социального конфликта. Эмоциональное напряжение, которое связано с неудов- летворением потребностей, обязано перейти некую грань, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия [8, c. 40]. Эта грань обусловливается состо- янием общественного страха, авторитетом властных структур, культурными нормами, дей- ствием социальных институтов. Когда в обществе, социальной группе происходит процесс дезорганизации, наблюдается снижение авторитета и эффективности действий социальных институтов, – участниками социального конфликта, преодолевается такая грань, которая отделяет их от самого конфликта. Выделяются простые и сложные формы социального конфликта [2, c. 34].
Интересно отметить, что один вид конфликта может вовлечь в противоборство различ- ные уровни сторон. К примеру, конфликты относительно властных полномочий, материаль- ных ресурсов либо ценностных ориентаций могут возникать на
уровне как межличностного, межгруппового, так и межгосударственного взаимодействия людей [9, c. 51]. В ходе воз- никновения и развития один вид конфликта может «накладываться» на другой, образовывая при этом сложные конфликты, которые состоят сразу из нескольких видов.
Выделяют сложные конфликты, в ходе которых одновременно взаимодействуют/со- действуют/противодействуют интересы разных сторон и разных типов конфликтов. Причем одна сторона может находится в дружеских отношений с другой стороной, в противоборстве с третьей, в жестком конфликт с четвертой, в нейтралитете с пятой, в антагонизме с шестой, которая в свою очередь находится в антагонизме со второй и так далее [1, c. 59].
Социальные конфликты, учитывая форму, методы и интенсивность противодействия, разделяются на насильственные и ненасильственные, более и менее интенсивные, открытые и закрытые. По времени различают затяжные и быстротечные конфликты. По масштабу рас- пространения – локальные и широкомасштабные.
В зависимости от мотивации конфликта и субъективного восприятия выделяются:
-
ложный конфликт, в котором субъект воспринимает ситуацию как конфликтную при от- сутствии реальных причин; -
потенциальный, в котором существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон либо обе еще не осознали ситуацию как конфликтную; -
истинный конфликт, в котором происходит реальное столкновение между сторонами.
Истинный конфликт подразделяется на следующие подвиды:
-
конструктивный конфликт: возникает на почве действительно существующих противо- речий между сторонами; -
случайный конфликт: возникает в виду недоразумения либо случайного стечения обсто- ятельств; -
смешенный конфликт: возникает на ложном основании, когда истинная причина скры- вается [9, c. 29] – примером смешенного конфликта может служить случай, когда не- довольный своей оценкой студент пытается найти способ вступления в конфронтацию с оценивающим его преподавателем; -
неверно приписанный конфликт: возникает в том случае, когда реальный виновник кон- фликта находится «в тени» противоборства, в то время как в конфликте принимают уча- стие субъекты, которые не имеют в нему непосредственного отношения (например, когда человек обвинен в совершении преступления, хотя он в реальности его не совершал).
В случаях, когда основаниями классификации конфликта являются психическое со- стояние субъектов и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, конфликты подразделяют на рациональные и эмоциональные [1, c. 73].
Учитывая цели конфликта и его последствия, существует также следующая классифи- кация:
-
позитивный конфликт; -
негативный конфликт; -
конструктивный конфликт; -
деструктивный конфликт [9, c. 28].
Различают простые и сложные формы социального конфликта. Рассмотрим их кратко. Одной из форм простого конфликта является бойкот. Это полный либо частичный