ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
от-
каз от действий, служащих интересам конкурирующих или противоборствующих групп. Выделяют политический и экономический бойкот [3, c. 119].
Саботаж – это еще одна форма простого конфликта, форма борьбы, которая связана с сознательными, как правило, скрытными действиями на нанесения ущерба интересам противоборствующей стороне.
Еще одной формой борьбы в простом ее виде является травля. Она применяется для ослабления или компрометации противника. При применении данной формы конфликта реализуется имеющийся перевес над противоборствующей стороной [4, c. 63].
В ходе конфликта часто используется словесная агрессия, которая представляет собой выдвижение обвинений, оскорблений, распространение дезинформации с целью дискреди- тации противника в глазах общественного мнения. Довольно часто такая форма конфликта реализуется посредством «грязной» пропаганды.
Наконец, еще одной простой формой социального конфликта, является физическая агрессия, которая подразумевает под собой нападения, драки, убийства, террористические акты и вооруженную борьбу [7, c. 75].
Что касается сложных форм проявления социального конфликта, то они обычно пред- ставляются в виде переплетения нескольких простых форм.
Одним из таких сложных форм конфликта является общественный протест, который заключается в любых публичных действиях, выражающих неодобрение. Общественный протест может проявляться в форме массового гражданского неповиновения, митингов, демонстраций и общенациональных забастовок.
Еще одной такой формой является бунт, подразумевающий под собой массовые сти- хийные выступления, характеризующиеся агрессивностью и относительной кратковремен-
ностью [8, c. 39].
Социальная революция/гражданская война также является формой социального кон- фликта, которая направлена на коренное изменение общественно-политического порядка.
Для того, чтобы понимать социальный конфликт, необходимо иметь представление о причинах и формах выражения социальной напряженности в обществе, социальной груп- пе. Социальная напряженность является индикатором социального кризиса, назревающего конфликта.
Выделяют несколько основных признаков социальной напряженности:
Таким образом, создается атмосфера психического беспокойства, эмоционального возбуждения. Такие настроения находят свое отражение в некоторых массовых действиях. К таким относятся ажиотажный спрос, скупка товаров, миграция, активизация деятельности общественных движений и политических партий и так далее.
Так, можно сказать, что социальная напряженность представляется собой психологиче- ское состояние значительных социальных групп, определенные групповые эмоции. Основой напряженности является неудовлетворенности индивидов своим положением.
При этом нужно отметить, что социальная напряженность способна
поддерживать также высокий тонус в обществе, побуждать определенные социальные группы к активным дей- ствиям и к поискам решений сложных проблем [9, c. 69]. Некоторыми учеными социальная напряженность в таком плане сравнивается с натянутыми струнами музыкального инструмен- та: если струны не натянуть – то музыка не будет звучать, а если перетянуть – то они лопнут. На сегодняшний день существует большое количество различных классификаций со-
циальных конфликтов.
Немецкие социологии Г. Зиммель и Л. Козер выделяют реалистические, которые по- рождены объективными обстоятельствами, и нереалистические, которые характеризуются преобладанием эмоций, социальные конфликты.
Американский психолог А. Рапопорт придерживается того мнения, что классифици- ровать все конфликты согласно одной схеме просто невозможно [3, c. 273]. Поэтому ученый выделяет три вида конфликта: война/схватка, споры/дебаты и игры.
Еще одна группы ученых в области психологии разделяют все социальные конфликты на конструктивные/функциональные и деструктивные/дисфункциональные, позитивные и негативные, антагонические и компромиссные [4, c. 74].
Важно сказать, что различные типы конфликтов по-разному проявляются в различных обществах.
Для проведения диагностики было выбрано Муниципальное казенное учреждение
«Центр административно-хозяйственного
и финансово-экономического обслуживания» от- дела по вопросам культуры и межнациональных отношений Администрации города Крас- ноперекопск Республики Крым (далее – МКУ «ЦАХ ФЭО»). В учреждении насчитывается 28 человек, 9 из которых относятся к разряду специалистов (в их числе также директор учреждения и главный инженер), а остальные 19 человек являются работниками обслужи- вающего персонала: уборщики, дворники, сторожа, рабочие, сантехник и электрик. Возраст испытуемых 27–68 лет. Из числа испытуемых 9 человек имеют высшее образование, 19 че- ловек – среднее специальное и среднее общеобразовательное.
Испытуемым было предложено заполнить опросный лист, который состоит из восьми ситуационных вопросов, касаются разных аспектов взаимоотношений между людьми, и че-
тырех вариантов ответа: «всегда», «часто», «редко» и «практически никогда». За выбранный ответ проставляется «+2», «+1», «–1» и «–2» балла соответственно.
Вычисление среднего арифметического для каждого вида отношений, позволяет сделать вывод, к кому уровню они относятся. Так, если среднеарифметическое равно:
Вопросы № 1 и №7 характеризуют коммуникативные взаимоотношения индивида.
Результаты опроса показали, что у работников подразделения «Специалисты» имеется не- высокий уровень развития положительной тенденции, а именно – 0,8. Такой уровень ком- муникативных взаимоотношений говорит о том, что процесс обмена информацией, который ведет к взаимопониманию работников этого подразделения, в принципе, находится в пределах нормы, но все же отношения этих работников носят скорее формальный характер. Стремление развить неформальные отношения отсутствует или очень слабо выражено. Работники этого подразделения способны устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружаю- щими людьми. Но после достижения конкретного уровня они больше не прилагают усилий к развитию отношений, или эти усилия слабо выражены.
Когнитивные взаимоотношения в данном подразделении, которые вычислялись в зави- симости от значений ответов № 4 и № 8, имеют невысокий уровень развития положительной тенденции и имеют значение 0,4. Такое значение говорит о том, что процесс обмена знаниями/ познавательная
каз от действий, служащих интересам конкурирующих или противоборствующих групп. Выделяют политический и экономический бойкот [3, c. 119].
Саботаж – это еще одна форма простого конфликта, форма борьбы, которая связана с сознательными, как правило, скрытными действиями на нанесения ущерба интересам противоборствующей стороне.
Еще одной формой борьбы в простом ее виде является травля. Она применяется для ослабления или компрометации противника. При применении данной формы конфликта реализуется имеющийся перевес над противоборствующей стороной [4, c. 63].
В ходе конфликта часто используется словесная агрессия, которая представляет собой выдвижение обвинений, оскорблений, распространение дезинформации с целью дискреди- тации противника в глазах общественного мнения. Довольно часто такая форма конфликта реализуется посредством «грязной» пропаганды.
Наконец, еще одной простой формой социального конфликта, является физическая агрессия, которая подразумевает под собой нападения, драки, убийства, террористические акты и вооруженную борьбу [7, c. 75].
Что касается сложных форм проявления социального конфликта, то они обычно пред- ставляются в виде переплетения нескольких простых форм.
Одним из таких сложных форм конфликта является общественный протест, который заключается в любых публичных действиях, выражающих неодобрение. Общественный протест может проявляться в форме массового гражданского неповиновения, митингов, демонстраций и общенациональных забастовок.
Еще одной такой формой является бунт, подразумевающий под собой массовые сти- хийные выступления, характеризующиеся агрессивностью и относительной кратковремен-
ностью [8, c. 39].
Социальная революция/гражданская война также является формой социального кон- фликта, которая направлена на коренное изменение общественно-политического порядка.
Для того, чтобы понимать социальный конфликт, необходимо иметь представление о причинах и формах выражения социальной напряженности в обществе, социальной груп- пе. Социальная напряженность является индикатором социального кризиса, назревающего конфликта.
Выделяют несколько основных признаков социальной напряженности:
-
распространение недовольства в широких слоях населения сложившимся положением дел; -
утрата доверия к властям, руководителям; -
пессимистические оценки будущего; -
неуверенность в завтрашнем дне [6, c. 91].
Таким образом, создается атмосфера психического беспокойства, эмоционального возбуждения. Такие настроения находят свое отражение в некоторых массовых действиях. К таким относятся ажиотажный спрос, скупка товаров, миграция, активизация деятельности общественных движений и политических партий и так далее.
Так, можно сказать, что социальная напряженность представляется собой психологиче- ское состояние значительных социальных групп, определенные групповые эмоции. Основой напряженности является неудовлетворенности индивидов своим положением.
При этом нужно отметить, что социальная напряженность способна
поддерживать также высокий тонус в обществе, побуждать определенные социальные группы к активным дей- ствиям и к поискам решений сложных проблем [9, c. 69]. Некоторыми учеными социальная напряженность в таком плане сравнивается с натянутыми струнами музыкального инструмен- та: если струны не натянуть – то музыка не будет звучать, а если перетянуть – то они лопнут. На сегодняшний день существует большое количество различных классификаций со-
циальных конфликтов.
Немецкие социологии Г. Зиммель и Л. Козер выделяют реалистические, которые по- рождены объективными обстоятельствами, и нереалистические, которые характеризуются преобладанием эмоций, социальные конфликты.
Американский психолог А. Рапопорт придерживается того мнения, что классифици- ровать все конфликты согласно одной схеме просто невозможно [3, c. 273]. Поэтому ученый выделяет три вида конфликта: война/схватка, споры/дебаты и игры.
Еще одна группы ученых в области психологии разделяют все социальные конфликты на конструктивные/функциональные и деструктивные/дисфункциональные, позитивные и негативные, антагонические и компромиссные [4, c. 74].
Важно сказать, что различные типы конфликтов по-разному проявляются в различных обществах.
Для проведения диагностики было выбрано Муниципальное казенное учреждение
«Центр административно-хозяйственного
и финансово-экономического обслуживания» от- дела по вопросам культуры и межнациональных отношений Администрации города Крас- ноперекопск Республики Крым (далее – МКУ «ЦАХ ФЭО»). В учреждении насчитывается 28 человек, 9 из которых относятся к разряду специалистов (в их числе также директор учреждения и главный инженер), а остальные 19 человек являются работниками обслужи- вающего персонала: уборщики, дворники, сторожа, рабочие, сантехник и электрик. Возраст испытуемых 27–68 лет. Из числа испытуемых 9 человек имеют высшее образование, 19 че- ловек – среднее специальное и среднее общеобразовательное.
Испытуемым было предложено заполнить опросный лист, который состоит из восьми ситуационных вопросов, касаются разных аспектов взаимоотношений между людьми, и че-
тырех вариантов ответа: «всегда», «часто», «редко» и «практически никогда». За выбранный ответ проставляется «+2», «+1», «–1» и «–2» балла соответственно.
Вычисление среднего арифметического для каждого вида отношений, позволяет сделать вывод, к кому уровню они относятся. Так, если среднеарифметическое равно:
-
(+0,1)–(+1) – то они имеет невысокий уровень развития положительной тенденции; -
(+1,1)–(+2) – то они имеют высокий уровень развития положительной тенденции; -
(-0,1)–(–1) – то они имеют невысокий уровень развития отрицательной тенденции; -
(–1,1)–(–2) – то они имеют высокий уровень развития отрицательной тенденции.
Вопросы № 1 и №7 характеризуют коммуникативные взаимоотношения индивида.
Результаты опроса показали, что у работников подразделения «Специалисты» имеется не- высокий уровень развития положительной тенденции, а именно – 0,8. Такой уровень ком- муникативных взаимоотношений говорит о том, что процесс обмена информацией, который ведет к взаимопониманию работников этого подразделения, в принципе, находится в пределах нормы, но все же отношения этих работников носят скорее формальный характер. Стремление развить неформальные отношения отсутствует или очень слабо выражено. Работники этого подразделения способны устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружаю- щими людьми. Но после достижения конкретного уровня они больше не прилагают усилий к развитию отношений, или эти усилия слабо выражены.
Когнитивные взаимоотношения в данном подразделении, которые вычислялись в зави- симости от значений ответов № 4 и № 8, имеют невысокий уровень развития положительной тенденции и имеют значение 0,4. Такое значение говорит о том, что процесс обмена знаниями/ познавательная