Файл: Для достижения этой цели решались следующие задачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Постепенное вхождение РФ на цивилизованный рынок ставит перед предпринимателями задачу по увеличению товарных продаж за счет предложения покупателям качественных сертифицированных товаров и сопровождающих их услуг. Товар, поступивший на российские рынки примерно 5-6 лет назад, удивил многих своим обилием и ассортиментом, красочностью оформления и разнообразием форм, обозначений на маркировке, о которых многие покупатели, да и сами владельцы бизнеса, раньше не имели и представления или знали о них только поверхностно.
Наступившее затем довольно быстро товарное перенасыщение заставило в итоге всех – и предпринимателей, и покупателей, более тщательно подойти к товару, изучать его свойства, а также потребительские качества. Теперь предприниматели и покупатели более придирчиво относятся к товарам, изучают информацию о них, представленную на упаковке.
Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время, в условиях конкуренции, упаковка признается одним из средств в деле борьбы за лидерство на рынке, и представляет собой основной источник сведений о товаре.
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов понятий упаковки и маркировки товаров, а также проведение оценки упаковки и маркировки товаров.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
-
рассмотреть разновидности и основные функции маркировки товаров; -
изучить теоретические особенности упаковки, как средства сохранения качества продукции; -
рассмотреть особенности маркировки товаров, как средства идентификации продовольственных товаров; -
провести оценка содержания маркировки образцов детского питания; -
провести оценка органолептических показателей качества образцов детского питания.
Объект исследования – образцы детского питания.
Предмет исследования – исследование упаковки и маркировки образцов пищевых продуктов.
Сейчас издано уже множество положений и постановлений о маркировке, сертификации тары и товаров, об ответственности и штрафах за поставку некачественных товаров и продуктов.
В курсовой работе делается попытка сделать анализ теоретико-методических разработок и имеющейся нормативно-правовой документации по упаковке и маркировке товаров и услуг в России, изучить требования, которые к ним предъявляются.
Структура работы включает в себя введение
, две главы основного содержания, заключение и список использованных источников информации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКИРОВКИ И УПАКОВКИ ТОВАРОВ
1.1Разновидности и основные функции маркировки
Под маркировкой товаров понимают текст или рисунок, нанесенные на упаковку и отражающие информацию о товаре.
Маркировку товаров обычно классифицируют на:
-
транспортную маркировку; -
отправительскую маркировку; -
специальную маркировку.
Для импортных и экспортных грузов предусмотрены дополнительно различные требования к маркировке товаров.
К маркировке товаров предъявляется ряд общих и специфических требований. Общие требования регулируются Федеральным законом «О защите прав потребителей». Специфические требования, предъявляемые к маркировке товаров, включают: четкость текста и иллюстраций; наглядности маркировки; недвусмысленность текста, его соответствие потребительским свойствам товаров; надежность информации, представленной на маркировке; информация, указанная на этикетке, не должна вводить потребителя в заблуждение относительно количества, качества, производителя, страны происхождения; использование для маркировки несмываемых красителей, разрешенных для использования Государственным комитетом по санитарно-эпидемиологическому надзору.
На товарной маркировке указывается название определенного товара, информация о его производителе, адрес, заводская марка, ГОСТ, сорт. Может быть использовано и цветовое обозначение (к примеру, для чугуна, стали, а также ферросплавов), номер заказа, порядковый номер товара в партии. Товарную марку на товар наносит производитель.
Есть еще такое понятие как производственная маркировка. Она представляет собой текст, ряд условных обозначений или рисунок, который был нанесен производителем на сам товар или на упаковку товара, либо какие-то иные носители информации (например, вкладыши, ярлыки, бирки или этикетки).
Торговая маркировка – это текст, рисунок или условные обозначения, указанные производителем на товарных или кассовых чеках, на самом товаре или его упаковке. Носителями такой маркировки являются ценники, а также кассовые или товарные чеки. Информация не указывается на товарах, а на перечисленных носителях.
В структуре маркировки товаров, как правила есть три основных элемента: текст (небольшой); рисунок (условные обозначения); информационные знаки
[1].
У каждого из перечисленных элементов есть своя роль, и им должно быть отнесено соответствующее количество места в маркировке.
Текст маркировки представляет собой наиболее распространенный и емкий по количеству предоставляемой информации составной компонент маркировки. Он гораздо более предпочтителен для потребителя и в большей степени доступен для него, в отличие от остальных элементов. В нем есть информация, касающаяся использования, сроков годности, качества, даты изготовления товара. Кроме того, в тексте содержится информация о стране производства и о компании производителе.
Условные обозначения на маркировке обычно бывают в случае нанесения производителем производственной и товарной маркировок. Их цель – обеспечить идентификацию товара какой-либо конкретной компании, выделить его из других товаров. В связи с этим условным обозначениям свойственны наглядность, краткость, быстрота узнаваемости, а также внешняя привлекательность. Условные обозначения включают те или иные обозначения из довольно широкого перечня[3].
Большинство условных обозначений являются понятными по-своему смыслу, но для некоторых требуются расшифровка. Среди таких обозначений можно выделить: размерные, компонентные, эксплуатационные, экологические и ряд других знаков. Так, к примеру, размерные знаки представляют собой обозначения тех или иных конкретных физических величин, способных определить количественные параметры товаров, такие как вес, масса, длина, объем и т. д.
В соответствии с существующими международными соглашениями размерные знаки, которые характеризуют конкретные физические величины товара, начиная с 1980 г. должны соответствовать Международной системе СИ. Но российские потребители на упаковке многих зарубежных товаров встречают размерные величины, которые выражены в национальных системах единиц других стран (например, в фунтах, унциях, пинтах, баррелях и т. д.)[4].
Чтобы обозначить массу «нетто» на упаковке привозных товаров, часто используется размерный знак «е». Для обозначения объема используется размерный знак «V». Код размерных знаков на упаковке товара расшифровывается просто – к условному обозначению физических величин добавляют фактические размеры величины в национальных единицах или в принятой международной системе единиц. Если на упаковке товара указано массовое значение его количества 250 ge, то это можно расшифровать как массу, равную 250 г.
Размерные информационные знаки, которые проставляются на упаковке или непосредственно на товаре в виде номера, букв или изображений, указывают, к примеру, размер одежды, обуви или длину и т. д.
Компонентные знаки позволяют формировать довольно большой перечень условных обозначений маркировки, которые предназначены для информации: о пищевых добавках – «индекс Е», химическом составе – лаки, краски, шпатлевки и т. д.
Манипуляционные знаки включают условные обозначения, которые предназначены для информации о способах складирования, хранения, перевозки товаров.
Эксплуатационные маркировочные знаки нужны для получения информации о правилах монтажа, эксплуатации, наладки и ухода за товарами. Их наносят на бирки, ярлыки, упаковку товара, а также на сам товар. Перечень этих знаков утвержден на международном уровне. Самыми распространенными являются эксплуатационные знаки, которые применяются при использовании текстильных изделий. Распространены также эксплуатационные маркировочные знаки управления на стиральных машинах, утюгах, микроволновках и т. д.
Предупредительные знаки необходимы для обеспечения безопасности потребителя товаров и сохранения окружающей среды при транспортировке, хранении и использовании потенциально опасных грузов. Предупреждающие знаки предупреждают потребителей об опасности или указывают на выполнение действий по предотвращению опасности.
Экологические знаки маркировки – это набор знаков, предназначенных для информирования потребителей об экологической чистоте продукта или об экологически безопасных методах их эксплуатации и утилизации[5].
Есть общие правила маркировки товаров, но иногда на практике бывает отступление от них по тем или иным позициям в интересах покупателей. Как правило, маркировка упаковки и товаров включает в себя основные, а также информационные и дополнительные надписи, манипуляционные знаки по осуществлению погрузки, перевозки, выгрузки. Возможны и различные дополнительные указания, например, характеризующие страну изготовления товара, к примеру: «Made in Russia», «Made in USA» и т. д.
Штрих-код представляет собой закодированную информацию, считываемую с помощью специальных устройств. С помощью штрих-кода кодируется информация о некоторых из наиболее значимых параметров продукта. Сейчас наиболее распространённым считается Универсальный код UPC и Европейская система кодирования EAN. Согласно системе EAN, каждому типу продукта присваивается собственный номер, который состоит чаще всего из 13 цифр.
Структура европейской системы кодирования EAN-13 представлена на рисунке 2.
У каждой страны свой собственный код в системе EAN-13. Он присваивается ей Международной ассоциацией EAN и сам код никогда не состоит из одной цифры (приложение 3).
Рисунок 2. Европейская система кодирования EAN-13[6]
Также на маркировке обычно указываются знаки соответствия международным и региональным стандартам сертификации качества и безопасности. Наиболее распространенными из таких знаков считаются такие знаки, как «Зеленая точка», «Знак ресайлинга» и знак соответствия Российскому стандарту[7].
Опасные вещества и материалы должны подвергаться специальной маркировке предупреждающими знаками.
Основные функции маркировки следующие:
Информационная функция – она позволяет потребителю получить необходимую ему товарную информацию. Эта функция является одной из основных. Важно учесть то, что информационная функция маркировки реализуется на практике в разных разновидностях: коммерческой, потребительской и основополагающей. Обычно самый большой удельный вес приходится на потребительскую и основополагающую информацию, меньший - на коммерческую информацию. Основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации, который есть в товаросопроводительных документах. Необходимость дублирования связана с общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Но маркировка, в отличие от ТСД, предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, являясь для потребителей почти единственным доступным средством получения товарной информации. В связи с этим в маркировке удельный вес коммерческой информации меньше.
Идентифицирующая, рекомендующая и указывающая функции маркировки позволяют обеспечить прослеживаемость товарных партий в разных звеньях логической цепи – транспортно-складских, снабженческих и т. д. В итоге это позволяет реализовать главные логические функции: соблюдение технологического процесса движения товаров и их хранения, управление имеющимися запасами товаров, распределение и потребление товаров. Кроме того, обеспечивается оптимизация производства товара[8].
Эмоциональная, мотивационная и пропагандистская функции маркировки связаны друг с другом. Красочно оформленная маркировка, которая поясняет текст