Файл: Для достижения этой цели решались следующие задачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, использование общепринятых символов позволяют вызвать у потребителей товаров положительные эмоции и служат мотивацией для принятия решения о совершении покупки товара.
1.2 Маркировка, как средство идентификации продовольственных товаров.
Требования к существующим тароупаковочным средствам определяют в зависимости от того или иного функционального назначения товара и бывают при этом вызваны имеющимися объективными эксплуатационными факторами. Все их обычно подразделяют на внутренние и внешние[9]. Внешние факторы могут быть разными:
Среди внутренних факторов выделяют: внутреннее давление, износ упаковки, химическая устойчивость материала.
Следует различать общие требования, которые предъявляются к упаковочному материалу, а также специфические, которые следует соблюдать при упаковке той или иной продукции. Рассмотрим общие требования:
Устойчивость к механическим воздействиям. Данное свойство характеризует формоустойчивость при наличии статических нагрузок, а также вибростойкость и устойчивость к ударным нагрузкам и т. д. Требование к формоустойчивости связано с необходимостью осуществления долгого хранения товара в штабелях, когда нижние ряды начинают испытывать деформации; обусловлено оно и воздействием летучих и жидких веществ, которые находятся внутри тары, особенно при повышенной температуре и набухании материала; наличием острых граней внутри тары и т.д. Если транспортная тара работает в условиях постоянных колебаний и ударов, имеющих случайный характер и вызывающих в материале возмущения разной амплитуды, в таком случае требования к механической прочности и устойчивости к деформации становятся определяющими.
Характер деформации, появление трещин на поверхности, изменение структуры материала, особенно при контакте с агрессивной средой, зависящие от активности среды и интенсивности напряжения, следует учитывать при выборе материала. Механические показатели упаковки определяют на основе применения стандартных методик.
Некоторые требования должны выполняться при выборе конструкции и формы тары. Важно избегать слишком резких переходов, наличия острых углов и граней, участков, на которых может быть внутреннее напряжение, уменьшающее устойчивость используемой тары к ударным воздействиям
[10].
Химическая устойчивость. Упаковка считается химически устойчивой относительно к конкретной среде, если она не набухает, через нее нет потерь продукции. Изменение механических или физико-химических характеристик материала под воздействием агрессивной среды способно в итоге вызвать разрушение тары: ее растрескивание, утрату герметичности и формоустойчивости, преждевременный износ. При оценивании химической устойчивости полимерного материала, который представляет многокомпонентную систему, следует определить устойчивость к агрессивным средам пластификаторов, красителей, наполнителей и прочих добавок, которые вводятся в полимерную композицию.
Герметичность. Важно, чтобы не происходил обмен между содержимым тары и внешней средой. В связи с этим принято различать абсолютно, хорошо и плотно укупоренную тару. Укупоренная тара является непроницаемой для газов, плотно укупоренная для водных паров. В случае хорошей укупорки тары продукция надежно предохраняется от случайного высыпания или проливания. При изготовлении упаковки из полимерных, а также комбинированных материалов более целесообразной является герметизация с использованием сварки; непременное требование при этом заключается в плотности и прочности сварного шва.
Проницаемость. Данная характеристика тары отражает возможность перехода содержимого сквозь стенки упаковки, либо переноса веществ (пар, газ и т. д.) через материал (ткань, пленка), что может быть связано с перепадами давления, температуры по разные стороны материала. Для многих товаров среди общих требований можно назвать следующие[11]:
Распространенное требование – это зачастую отсутствие проницаемости для ультрафиолета.
Проницаемость определяют в первую очередь по структуре и плотности материала.
Есть прямые, а также косвенные методы определения показателя газопроницаемости. Прямые методы (их еще называют мембранными) состоят в измерении количества газа (пара), который прошел через материал при существовании заданных условий. В таком случае используют приборы в виде ячеек, которые разделены исследуемым материалом на две камеры. В одну из камер подают газ, а по показателям изменения во второй камере объема, давления, массы газа определяют количество газа, который прошел через материал. Концентрация газа (пара) определяется с помощью применения оптических методов, а также с использованием химического анализа, метода газовой хроматографии и ряда других методов.
При использовании косвенных методов коэффициент проницаемости можно определить с помощью полученных экспериментально показателей коэффициентов сорбции или диффузии газа. Такие методы еще называют сорбционными.
При технологичности материала для упаковки в итоге обеспечивается возможность изготовления тары, ее заполнения продуктом и герметизации при небольших трудовых затратах с применением фасовочно-упаковочного оборудования. Материал, который пригоден для этого, должен обладать высокой механической прочностью, быть достаточно жестким (чтобы в итоге обеспечивалась необходимая форма упаковки)[12].
Обязательное требование к упаковке состоит в способности к появлению герметичного и прочного сварного шва. Материал должен быть однороден по своей толщине, а также по показателям прозрачности, по цвету, отсутствию электризуемости и слипаемости в рулонах.
Эстетичность (дизайн). У упаковки должен быть привлекательный вид: оптимальная для товара форма, выигрышная цветовая гамма. Реализация большого количества продуктов (в первую очередь пищевых) идет быстрее в прозрачных блестящих упаковках: продукт в них покупатели зрительно воспринимают как более свежий и чистый. Из близких по качеству товаров в итоге покупатель зачастую отдает свой выбор тому товару, для которого производитель подобрал более подходящую и привлекательную внешне упаковку.
Дизайн упаковки обычно продолжает выполнять формальную задачу – идентифицировать то или иное торговое предложение.
Важные этапы разработки товара – создание дизайна товара, включая цвет, форму, материал; разработка упаковки и создание товарной марки.
Тренды устанавливаются теми, кто способен сломать стереотипы и мыслить по-другому. Задача дизайнера заключается в том, чтобы, оглядываясь на прошлые решения, убедить клиента, что креатив представляет собой важный фактор будущего успеха. Сейчас потребители становятся более требовательными к дизайну производимой продукции. Они уже видели на прилавках «все» или «почти все», и им поэтому хочется чего-нибудь особенного, «цепляющего». Зная тренды в дизайне упаковки, можно в итоге более эффектно с помощью визуальных средств передать суть того или иного бренда и завоевать вследствие этого свою целевую аудиторию[13].
Безукоризненный дизайн, удачно подобранное с психологической точки зрения цветовое решение, элегантность упаковки при невысоких тратах денежных средств – важные требования при создании упаковки для того или иного товара. Сейчас такие качества, как простота и узнаваемость, способны сделать упаковку частью нашей жизни.
Дизайн упаковки должен оказывать свое воздействие на образ, который компания ищет для производимой продукции. Внешняя форма, цвет, материалы – все это способно оказать свое влияние на представления потребителей о фирме и о ее товарах. При использовании более простой упаковки создается образ более низкого качества товаров схожих между собой марок.
Удобство и практичность. Эти критерии способны характеризовать собой эксплуатационную функцию упаковки: тара должна быть полезной для человека, использующего купленный товар. К примеру, очень важно то, чтобы тара легко открывалась и надежно закрывалась, чтобы потребитель смог неоднократно использовать продукт.
Данные критерии способны охарактеризовать эксплуатационную функцию используемой упаковки: тара должна быть полезна для человека, который использует приобретенный товар. Например, важно чтобы тару можно было без особого труда открыть и надежно закрыть. Это позволит потребителю использовать продукт неоднократно. В ряде случаев важно, чтобы упаковка отмеряла нужное для потребителя количество продукта, имела специальную насадку или сточный желобок. Присутствие специальной кромки вдоль контейнера способствует упрощению его вскрытия. Упаковки для стерильных товаров должны быть с более сложным устройством, которое исключает их случайное вскрытие потребителем.
Утилизация упаковки. Это важное требование в существующих сейчас условиях. При выборе тары и упаковки для продукции производители должны принимать данное требование во внимание. Это связано с борьбой против загрязнения окружающей среды использованной упаковкой. Возможны разные пути: снижение массы упаковки, вторичная переработка упаковки, термическое разложение и т. д. В некоторых случаях вполне успешно используют для пищевых продуктов различные съедобные покрытия. Интересны и материалы для упаковки с регулируемыми сроками их службы. Они должны легко разлагаться в естественных условиях (под воздействием тепла, света, воды и т. д.) по окончания срока эксплуатации[14].
Сегодня на российском рынке преобладает использование бумажной и картонной упаковок. И их доля, в использовании, ежегодно возрастает. Меньшую долю имеет упаковка из пластика, стекла и металла. Упаковка из дерева встречается реже всех остальных.
В настоящий момент также прогнозируется увеличение доли применения пластика в упаковке товаров.
В таблице 1 представлен структура российского рынка упаковки. Как мы видим из таблицы, в настоящий момент доля бумажной и картонной упаковок составляет более 50%. Доля пластика, в настоящий момент составляет 17%. Таким образом доля применения пластика в период с 2014 по 2015 год возросла на 2%, а доля применения бумажной картонной упаковки на 10%.
Таблица 1
Российский рынок упаковки
Динамика производства отдельных видов бумажной упаковки представлена в таблице 2.
Чаще всего картонную упаковку используют пищевой, химической и косметической промышленностях, а также при производстве бытовой и офисной техники. При этом, 70% производимой упаковки из картона, изготавливается из гофрированного картона. Более 80% такой упаковки используется для перевозки грузов.
Таблица 2
Производство отдельных видов бумажной упаковки в России
1.2 Маркировка, как средство идентификации продовольственных товаров.
Требования к существующим тароупаковочным средствам определяют в зависимости от того или иного функционального назначения товара и бывают при этом вызваны имеющимися объективными эксплуатационными факторами. Все их обычно подразделяют на внутренние и внешние[9]. Внешние факторы могут быть разными:
-
механическими (например, физические ударные нагрузки или вибрации); -
климатическими (например, влажность или температура); -
биологическими (например, воздействие насекомых или грызунов);
Среди внутренних факторов выделяют: внутреннее давление, износ упаковки, химическая устойчивость материала.
Следует различать общие требования, которые предъявляются к упаковочному материалу, а также специфические, которые следует соблюдать при упаковке той или иной продукции. Рассмотрим общие требования:
Устойчивость к механическим воздействиям. Данное свойство характеризует формоустойчивость при наличии статических нагрузок, а также вибростойкость и устойчивость к ударным нагрузкам и т. д. Требование к формоустойчивости связано с необходимостью осуществления долгого хранения товара в штабелях, когда нижние ряды начинают испытывать деформации; обусловлено оно и воздействием летучих и жидких веществ, которые находятся внутри тары, особенно при повышенной температуре и набухании материала; наличием острых граней внутри тары и т.д. Если транспортная тара работает в условиях постоянных колебаний и ударов, имеющих случайный характер и вызывающих в материале возмущения разной амплитуды, в таком случае требования к механической прочности и устойчивости к деформации становятся определяющими.
Характер деформации, появление трещин на поверхности, изменение структуры материала, особенно при контакте с агрессивной средой, зависящие от активности среды и интенсивности напряжения, следует учитывать при выборе материала. Механические показатели упаковки определяют на основе применения стандартных методик.
Некоторые требования должны выполняться при выборе конструкции и формы тары. Важно избегать слишком резких переходов, наличия острых углов и граней, участков, на которых может быть внутреннее напряжение, уменьшающее устойчивость используемой тары к ударным воздействиям
[10].
Химическая устойчивость. Упаковка считается химически устойчивой относительно к конкретной среде, если она не набухает, через нее нет потерь продукции. Изменение механических или физико-химических характеристик материала под воздействием агрессивной среды способно в итоге вызвать разрушение тары: ее растрескивание, утрату герметичности и формоустойчивости, преждевременный износ. При оценивании химической устойчивости полимерного материала, который представляет многокомпонентную систему, следует определить устойчивость к агрессивным средам пластификаторов, красителей, наполнителей и прочих добавок, которые вводятся в полимерную композицию.
Герметичность. Важно, чтобы не происходил обмен между содержимым тары и внешней средой. В связи с этим принято различать абсолютно, хорошо и плотно укупоренную тару. Укупоренная тара является непроницаемой для газов, плотно укупоренная для водных паров. В случае хорошей укупорки тары продукция надежно предохраняется от случайного высыпания или проливания. При изготовлении упаковки из полимерных, а также комбинированных материалов более целесообразной является герметизация с использованием сварки; непременное требование при этом заключается в плотности и прочности сварного шва.
Проницаемость. Данная характеристика тары отражает возможность перехода содержимого сквозь стенки упаковки, либо переноса веществ (пар, газ и т. д.) через материал (ткань, пленка), что может быть связано с перепадами давления, температуры по разные стороны материала. Для многих товаров среди общих требований можно назвать следующие[11]:
-
отсутствие миграции микроорганизмов, а также продуктов их жизнедеятельности; -
радионуклидная защита; -
минимальная проницаемость для водных паров и воды, кислорода, всевозможных агрессивных газов и т. д.
Распространенное требование – это зачастую отсутствие проницаемости для ультрафиолета.
Проницаемость определяют в первую очередь по структуре и плотности материала.
Есть прямые, а также косвенные методы определения показателя газопроницаемости. Прямые методы (их еще называют мембранными) состоят в измерении количества газа (пара), который прошел через материал при существовании заданных условий. В таком случае используют приборы в виде ячеек, которые разделены исследуемым материалом на две камеры. В одну из камер подают газ, а по показателям изменения во второй камере объема, давления, массы газа определяют количество газа, который прошел через материал. Концентрация газа (пара) определяется с помощью применения оптических методов, а также с использованием химического анализа, метода газовой хроматографии и ряда других методов.
При использовании косвенных методов коэффициент проницаемости можно определить с помощью полученных экспериментально показателей коэффициентов сорбции или диффузии газа. Такие методы еще называют сорбционными.
При технологичности материала для упаковки в итоге обеспечивается возможность изготовления тары, ее заполнения продуктом и герметизации при небольших трудовых затратах с применением фасовочно-упаковочного оборудования. Материал, который пригоден для этого, должен обладать высокой механической прочностью, быть достаточно жестким (чтобы в итоге обеспечивалась необходимая форма упаковки)[12].
Обязательное требование к упаковке состоит в способности к появлению герметичного и прочного сварного шва. Материал должен быть однороден по своей толщине, а также по показателям прозрачности, по цвету, отсутствию электризуемости и слипаемости в рулонах.
Эстетичность (дизайн). У упаковки должен быть привлекательный вид: оптимальная для товара форма, выигрышная цветовая гамма. Реализация большого количества продуктов (в первую очередь пищевых) идет быстрее в прозрачных блестящих упаковках: продукт в них покупатели зрительно воспринимают как более свежий и чистый. Из близких по качеству товаров в итоге покупатель зачастую отдает свой выбор тому товару, для которого производитель подобрал более подходящую и привлекательную внешне упаковку.
Дизайн упаковки обычно продолжает выполнять формальную задачу – идентифицировать то или иное торговое предложение.
Важные этапы разработки товара – создание дизайна товара, включая цвет, форму, материал; разработка упаковки и создание товарной марки.
Тренды устанавливаются теми, кто способен сломать стереотипы и мыслить по-другому. Задача дизайнера заключается в том, чтобы, оглядываясь на прошлые решения, убедить клиента, что креатив представляет собой важный фактор будущего успеха. Сейчас потребители становятся более требовательными к дизайну производимой продукции. Они уже видели на прилавках «все» или «почти все», и им поэтому хочется чего-нибудь особенного, «цепляющего». Зная тренды в дизайне упаковки, можно в итоге более эффектно с помощью визуальных средств передать суть того или иного бренда и завоевать вследствие этого свою целевую аудиторию[13].
Безукоризненный дизайн, удачно подобранное с психологической точки зрения цветовое решение, элегантность упаковки при невысоких тратах денежных средств – важные требования при создании упаковки для того или иного товара. Сейчас такие качества, как простота и узнаваемость, способны сделать упаковку частью нашей жизни.
Дизайн упаковки должен оказывать свое воздействие на образ, который компания ищет для производимой продукции. Внешняя форма, цвет, материалы – все это способно оказать свое влияние на представления потребителей о фирме и о ее товарах. При использовании более простой упаковки создается образ более низкого качества товаров схожих между собой марок.
Удобство и практичность. Эти критерии способны характеризовать собой эксплуатационную функцию упаковки: тара должна быть полезной для человека, использующего купленный товар. К примеру, очень важно то, чтобы тара легко открывалась и надежно закрывалась, чтобы потребитель смог неоднократно использовать продукт.
Данные критерии способны охарактеризовать эксплуатационную функцию используемой упаковки: тара должна быть полезна для человека, который использует приобретенный товар. Например, важно чтобы тару можно было без особого труда открыть и надежно закрыть. Это позволит потребителю использовать продукт неоднократно. В ряде случаев важно, чтобы упаковка отмеряла нужное для потребителя количество продукта, имела специальную насадку или сточный желобок. Присутствие специальной кромки вдоль контейнера способствует упрощению его вскрытия. Упаковки для стерильных товаров должны быть с более сложным устройством, которое исключает их случайное вскрытие потребителем.
Утилизация упаковки. Это важное требование в существующих сейчас условиях. При выборе тары и упаковки для продукции производители должны принимать данное требование во внимание. Это связано с борьбой против загрязнения окружающей среды использованной упаковкой. Возможны разные пути: снижение массы упаковки, вторичная переработка упаковки, термическое разложение и т. д. В некоторых случаях вполне успешно используют для пищевых продуктов различные съедобные покрытия. Интересны и материалы для упаковки с регулируемыми сроками их службы. Они должны легко разлагаться в естественных условиях (под воздействием тепла, света, воды и т. д.) по окончания срока эксплуатации[14].
Сегодня на российском рынке преобладает использование бумажной и картонной упаковок. И их доля, в использовании, ежегодно возрастает. Меньшую долю имеет упаковка из пластика, стекла и металла. Упаковка из дерева встречается реже всех остальных.
В настоящий момент также прогнозируется увеличение доли применения пластика в упаковке товаров.
В таблице 1 представлен структура российского рынка упаковки. Как мы видим из таблицы, в настоящий момент доля бумажной и картонной упаковок составляет более 50%. Доля пластика, в настоящий момент составляет 17%. Таким образом доля применения пластика в период с 2014 по 2015 год возросла на 2%, а доля применения бумажной картонной упаковки на 10%.
Таблица 1
Российский рынок упаковки
Вид упаковки | Доля на рынке, % |
Бумага/картон | 55 |
Пластик | 17 |
Стекло | 14 |
Металл | 9 |
Дерево | 3 |
Композитные материалы | 2 |
Динамика производства отдельных видов бумажной упаковки представлена в таблице 2.
Чаще всего картонную упаковку используют пищевой, химической и косметической промышленностях, а также при производстве бытовой и офисной техники. При этом, 70% производимой упаковки из картона, изготавливается из гофрированного картона. Более 80% такой упаковки используется для перевозки грузов.
Таблица 2
Производство отдельных видов бумажной упаковки в России
Материалы | Единицы | 2014г. | 2015г. | Рост |
Картонные коробки | Миллионы м3 | 1,732 | 1,939 | +12% |
Бумажные пакеты | Миллионы штук | 0,487 | 0,526 | +8% |
Потребительские бумажные и картонные контейнеры | Килотонны | 0,098 | 0,124 | +26% |