Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов дошкольников. Процессы восприятия, исполнительства и творчества нельзя рассматривать изолированно. Они находятся в тесной взаимосвязи между собой, так как являются составными частями художественной деятельности.

  1. В период своего становления проходит несколько этапов (стадий) изобразительного искусства:

от 1-х до 4-х лет - стадия «каракули» (детские рисунки состоят из хаотично расположенных линий);

от 4-х до 6-ти лет - этап создания первых конкретных изображений, которые имеют определенные детали (конкретные, так называемые «рентгеновские» рисунки, потому что ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает);

от 6-ти до 8-ми лет - стадия схематических рисунков, состоящих из форм и линий (изображение произвольные, раскованные, насыщенные подробностями, используются текстовые знаки);

от 8-ми до 12-ти лет – этап аналитический, точность и аккуратность рисунков (исчезновение схематичности в рисунках, чрезмерно детализированные изображения, стремление максимально точно отобразить предметы с помощью контуров или силуэтов);

  1. Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога.

  1. В рамках четвертой задачи были выделены основные методы диагностики для определения уровня развития изобразительной деятельности:

Методика «Дорисовывание фигур»
.

Методика «Линии»

Диагностическая методика «Рисунок человека».

  1. Практические рекомендации представлены в теории развития детского изобразительного творчества.

Осуществить знакомство с произведениями искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры).

Произвести анализ произведений искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры) как фактора развития личности ребенка и основы его самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Выполнить сравнительную характеристику системы художественно-эстетического воспитания в России и за рубежом.

И в методике развития детского изобразительного творчества.

Разработать динамические таблицы и пособия, иллюстрирующих последовательность ведения рисунков отдельных предметов.

Выполнение наглядных пособий (последовательность рисунка, стиль росписи и др.) для занятий предметного, декоративного и сюжетно-тематического рисования.

Выполнить различные варианты аппликации (предметная, декоративная, сюжетная) для проведения занятий.

Подготовка пособий (динамические таблицы и образцы выполненных работ) для проведения занятий по лепке и конструированию.

Затем постепенно через освоение изобразительной грамоты в интересной и доступной, порой игровой, форме ребенок подготавливается к решению творческих задач. Такое обучение с использованием разнообразных современных методик помогает каждому раскрыться наилучшим образом.

Таким образом, задачи курсовой работы выполнены, цель достигнута.

Список использованной литературы

  1. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.

  2. Бурлакова Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд : учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.

  3. Веретенникова Л.K. Развитие творческого потенциала младших школьников : учебное пособие / Веретенникова Л.K.. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2020. — 84 c.

  4. Власова Н.В. Развитие навыков общения младших школьников в процессе тренинговых занятий : статья в сборнике трудов конференции / Власова Н.В. – Нефтекамск : Научно-издательский центр «Мир науки», 2017. – 24 с.

  5. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов / О. О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 425 с.

  6. Григорьева Д.А. Развитие навыков общения младших школьников посредством коммуникативных игр на школьных переменах : научная статья / Григорьева Д.А. – Пенза : Наука и Просвещение, 2021. – 14 с.

  7. Ефимова А.В. Особенности психологии, педагогики и методы развития детей раннего возраста : практическое пособие для СПО / Ефимова А.В.. — Саратов : Профобразование, 2022. — 109 c.

  8. Мандель Б. Р. Возрастная психология : учебное пособие / Б.Р. Мандель. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 350 с.

  9. Маслова Т.А. Воспитание в обучении. Эмоционально-ценностный аспект образования школьников : учебное-методическое пособие / Маслова Т.А.. — Саратов : Вузовское образование, 2019. — 207 c. 

  10. Нестеренко Л.А. Роль учителя в развитии навыков общения у младших школьников : статья в сборнике трудов конференции / Нестеренко Л.А и др. – Москва : Издательство «Перо», 2019. – 15 с.

  11. Обухова Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.

  12. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 275 с.

  13. Пахомова И.П. Технология использования игровых методов в процессе обучения: учебное пособие / Пахомова И.П. – Региональное образование: современные тенденции, 2019. № 3 – 89 с.

  14. Подольский А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 124 с.

  15. Соколова Ю.Э. Развитие коммуникативных умений в младшем дошкольном возрасте : статья в сборнике трудов конференции / Соколова Ю.Э. – Новосибирск : Новосибирский Государственный педагогический университет, 2020. – 7 с.



Приложение 1



Рис. 1 – Примеры фигур для методики «Дорисовывание фигур»


Приложение 2



Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).

Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.