Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5.О разрыве с реальностью и излишней мечтательности полагается судить по изображению, помещённому выше линии земли, обозначенной на рисунке.

2.2. Экспериментальное изучение уровня развития изобразительной деятельности младших школьников

Для изучения уровня развития изобразительной деятельности младших школьников был проведен констатирующий эксперимент исследование в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Воронежа. В исследовании принимали участие 15 учащихся 3 «А» класса.

Целью исследования является диагностика уровня развития изобразительной деятельности, непосредственно определяющая успешность обучения и общения со сверстниками в школьном возрасте.

Для психологической диагностики изобразительной деятеьности были выбраны методики, рассмотренные в предыдущем подпункте. Далее, для проведения анализа было выделено время на уроке изобразительного искусства. Мы предложили учащимся пройти небольшой анализ, который займет не более 25 минут, с чем ребята охотно согласились.

Важно, преподнести данный тест в виде игры, чтобы школьники были боле заинтересованы в участии. К примеру, для «разогрева» можно предложить детям разбиться на две команды, и провести некую игру, в форме вопрос-ответ, чтобы дети немного раскрепостились и расслабились. Вопросы могут быть абсолютно любые, но лучше не слишком сложные, чтобы ребята не тратили много времени над обдумыванием ответа. К примеру, можно пройтись по сказкам: «Внимание вопрос: «Кто в итоге слопал колобка?»; «Был ли Мойдодыр в одноименной сказке злым или добрым? Почему?» ; «Какие советы вы бы дали Федоре, из сказки Федорино Горе»; «Почему Наф-Наф приютил Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа в своем домике?». Когда игровые вопросы для того, чтобы расслабить детей закончились, можно приступить к тестам. [6,c.15]

Проведем методику дорисовывания фигур (Приложение 1, рис. 1).

В качестве материала детям дается по 10 фигур и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так, чтобы получилась картинка.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».


Так же мы провели исследование «Линии» для того чтобы сформировать способность видеть линейную фактуру разного рода объектов.
Данное упражнение направлено на передачу фактуры разных материалов через линии. Учеников просят провести стеклянную, деревянную, чугунную, шелковую, шерстяную, пуховую и др. линии. Как показывает практика, такое задание выполняется единицами.

В итоге данного исследования стоит представить результаты пройденного тестирования среди младших школьников, для полного понимания оценки изобразительной деятельности детей.

Полученные результаты показали, что среди учащихся 3 «А» класса средним уровнем переключения и распределения внимания, а также развитием изобразительной деятельности обладают 9 человек (56%), а 6 человек (44%) – низким уровнем.

Итак, опытным путем показано, что объем, устойчивость, распределение внимания и изобразительную деятельность и фантазию испытуемых необходимо развивать, обращая особое внимание на детей, имеющих низкие показатели.

Для следующей методики «Рисунок человека» принял участие 5-ти летний мальчик Попов Р.П. Он активен, энергичен и общителен, немного трусливый.

Ребенку дается простой карандаш и лист формата А4 вертикального расположения.

Приготовив необходимые материалы и инструменты, ребёнку дают точную инструкцию: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь», дав установку: «Рисуй любого».

Анализируя рисунок, можно сделать следующие выводы:

Изображение не реалистично, ребёнок находится на первом этапе изобразительного периода детские рисунок более схематичен. Ребенок различает движение, эмоции и мимику. Объекты, которые он изображает, имеют ярко выраженные характерные черты.

Испытуемый интеллектуально развит, об этом говорит хорошо прорисованная голова.

Мальчик, изобразивший этого персонажа, достаточно мужественен (насколько можно таким быть в его возрасте), так как волосяная часть головы выделена чётко.

О готовности к общению, позитивности и открытости говорят нарисованные черты лица: глаза большие, но не увеличенные, рот улыбается.

О стремлении к познанию нового, любознательности свидетельствуют глаза, обведённые несколько раз.

Но, к сожалению, этот ребёнок не всегда уверен в своих силах (символ этого – маленькие ладони на рисунке), хотя это можно списать на возраст малыша. О неверии в свои возможности говорят и заштрихованные ноги.



Методика «Рисунок человека» также позволяет понять психологическое состояние тестируемого, особенности его отношений с окружающими, а также выявить возможные проблемы. Анализ результата поможет педагогу или психологу скорректировать работу с ребёнком, чтобы помочь избавиться от того, что мешает ему нормально развиваться и продвигаться в изобразительной деятельности.
2.3. Практические рекомендации по развитию изобразительной деятельности младших школьников

Практика показывает, что на каждом этапе урока возможно и необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации.

Основной задачей при объяснении материала - является актуализация полученных ранее знаний ученикам. Форма проверки может быть разнообразной. Например, на уроках изобразительного искусства ведется работа по ознакомлению с росписью изделий различных мастеров, с художественными особенностями росписи.

Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе объяснения нового материала учащимся предлагается выполнить одинаковые задания, но при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать как учитель, посредством инструктажа, планов, памяток, так и успешно обучающиеся по данному предмету ученики-консультанты.

Использование дифференцированных и индивидуальных заданий при закреплении знаний, умений и навыков зависит от спецификации задач урока, уровня подготовленности и интереса к учению учащихся конкретного класса. Большое разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика.

Задания можно классифицировать на 3 вида:

тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;

частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов.

творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.


К заданиям творческого характера относятся упражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий.

Примерные задания в 1 классе: рисование в полосе, круге, квадрате узоров из форм растительного и животного мира, а также из геометрических форм на белой и цветной бумаге с образца и самостоятельно.

Во 2 классе школьники на уроках декоративного рисования усваивают простейшие сведения о декоративном обобщений форм и цветовой окраски растительных форм и форм животного мира, о симметрии, выразительности линии и цвета в изделиях деко­ративно-прикладного искусства; начальные сведения о деко­ративно-сюжетной росписи: русские прялки, декоративные ткани.

Дети узнают об эстетических особенностях русской деревянной игрушки и современной — технической. Второклассники учатся согласовывать цвет стилизованных декоративных элементов и цвет фона узора; использовать световой контраст — темное на светлом, светлое на темном.

Во 2 классе дети самостоятельно составляют более сложные (по композиции и форме декоративно обобщаемых объектов), чем в I классе, узоры в полосе, прямоугольнике, круге, тре­угольнике. Они выполняют также декоративно-сюжетные композиции в полосе, круге, квадрате. Во II классе закрепляется умение школьников применять в декоративной работе линию симметрии и чередование отдельных элементов узора.

Примерные задания во 2 классе:

рисование узоров в полосе, прямоугольнике, круге, тре­угольнике из декоративно переработанных форм растительного и животного мира (стилизация форм и цвета листьев и веток сирени, березы, дуба, вишни, сливы, земляники; стилизация форм и цвета жуков, стрекоз, бабочек, цветов, грибов, яблок, груш, слив, птиц, рыб).

составление декоративно-сюжетной композиции на основе стилизации форм растительного и животного мира, а также с использованием изобразительных элементов из иллюстраций к басням и сказкам;

выполнение эскиза узора к коврику для кукол, к закладке для книг на основе декоративной переработки растительных (листья, цветы, грибы) и геометрических (круг, треугольник, квадрат) форм;

составление праздничного узора (к 1 Мая, к 8 Марта и т. д.) из цветов и листьев в прямоугольнике;


украшение орнаментом предметов, выполненных на уроках трудового обучения.

На уроке у учащихся формируются умения самостоятельно составлять узоры в полосе из более сложных, по сравнению с 1 классом, растительных форм. Дети учатся использовать в декоративных рисунках цвет как средство художественной выразительности.

В 3 и 4 классах дети составляют эскизы простейшего декора­тивного оформления предметов быта, творчески используя в ра­ботах графические элементы и цвет.

Таким образом, практические рекомендации можно представить так:

Теория развития детского изобразительного творчества.

Осуществить знакомство с произведениями искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры), рекомендуемых для изучения с детьми дошкольного возраста.

Произвести анализ произведений искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры) как фактора развития личности ребенка и основы его самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Выполнить сравнительную характеристику системы художественно-эстетического воспитания в России и за рубежом.

Методика развития детского изобразительного творчества.

Разработать динамические таблицы и пособия, иллюстрирующих последовательность ведения рисунков отдельных предметов.

Выполнение наглядных пособий (последовательность рисунка, стиль росписи и др.) для занятий предметного, декоративного и сюжетно-тематического рисования.

Выполнить различные варианты аппликации (предметная, декоративная, сюжетная) для проведения занятий.

Заключение

Обучение изобразительному искусству не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основные слагаемые успеха обучения младших школьников.

В заключение стоит сделать основные выводы по задачам, которые были определены для достижения цели данной курсовой работы.

  1. Изобразительная деятельность – это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету с помощью художественных материалов (краски, карандаши, кисти, мелки и т. д.).