Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для творчества важно, чтобы понятие «дом» охватывало все возможные варианты его воплощения: дома с разным функциональным назначением (магазин, музей, школа, театр), разной формы (шалаш, пещера), дома для насекомых и животных (муравьев, пчел, птиц, белок, медведей, улитки), -т. е. тренировало широту мышления.
Именно такая широта представлений лежит в основе творческих решений и очень ярко проявляется в тестах типа «Дом-дерево-человек», способствует поднятию каких-то важных социальных проблем. Например изображение человека, стоящего поддеревом и разоряющим муравейник, или изображение земного шара, как дома, на котором человек сажает дерево, или дом для бездомного.
Для развития изобразительной грамотности детей можно использовать различные упражнения и методы, например:
Упражнение «Расшифруй». Ребенку дается карточка с наложенными друг на друга контурными изображениями и копировальная бумага. Вслед за этим предлагается перевести с помощью копировальной бумаги отдельные изображения и заштриховать их: горизонтально, вертикально, наклонно, с наложением разнонаправленных штрихов и т.д.
Возможно «закрашивание» фигуры точками, волнистыми линиями, «кирпичиками», «барашками» и т.п.
Упражнение «Дорисуй». Ребенку предлагается карточка с изображением половины предмета или его части. Следует дорисовать контур изображения. Это упражнение направлено на развитие грамотности пользования карандашом.
Так же можно использовать не традиционные методы развиия изобразительности.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
-
Тычок жесткой полусухой кистью: возраст: любой. Средства выразительности: фактурностъ окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-
Рисование пальчиками - возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
-
Рисование ладошкой - возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. -
Оттиск пробкой - возраст: от трех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки. [c.281]
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. [c.24]
-
Оттиск печатками из картофеля - возраст: от трех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-
Оттиск поролоном - возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. -
Оттиск смятой бумагой - возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага. -
Восковые мелки + акварель - возраст: от четырех лет. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
2.1. Методы диагностики уровня развития изобразительной деятельности детей
Рассмотрим основные методики, которые помогают диагностировать уровень развития внимательности младших школьников и отдельных свойств внимания. [c.170]
1. Методика «Дорисовывание фигур».
Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых (рис. 3) (Приложение 1), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей. [3,c.109].
По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания (Приложение 5). По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).
Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.
2.Диагностическая методика «Рисунок человека».
Помогает оценить уровень умственного развития детей, определить побуждения ребёнка, его компенсации, тревоги и конфликты. Для этого понадобится только предложить испытуемому изобразить персонажа на альбомном листе.
Рисунок выполняется испытуемым простым карандашом на обычном листе формата А4 вертикального расположения (допустимо использовать бумагу меньшего формата).
Приготовив необходимые материалы и инструменты, ребёнку дают точную инструкцию: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». Когда возникают вопросы-уточнения, то не следует их игнорировать, но и разъяснять подробным образом нежелательно. Лучше всего уклониться от прямого ответа, дав установку: «Рисуй любого».
Существуют нюансы, которые необходимо учитывать при анализе рисунка, чтобы не принять за отклонение от нормы возрастные особенности ребёнка: Для пятилетних детей характерно использование двойных контуров при прорисовывании конечностей; место прикрепления рук, как правило, - середина туловища. К шести годам дети уже осознанно рисуют конечности в верхней части торса обычными линиями [2, c.15].
В пять лет малыш может проигнорировать второстепенные детали, такие как волосы, брови, ногти, ресницы и прочее. Дополнять ими образ человека дети начинают в шестилетнем возрасте, причём девочки чаще «выписывают» элементы лица.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируются понятия вертикального и горизонтального, поэтому нарисованный персонаж уже не парит в наклоне, как у маленьких детей, а занимает чёткое положение.
Дети младшего школьного возраста (7–9 лет) переходят от схематичного рисования к более подробному и реалистичному (или же между этими двумя способами изображения соблюдается баланс). Чем старше становится ребёнок, тем менее примитивным должен становиться рисунок [3, c.24].
Размер и положение.
1.Если нарисованный человек занимает незначительную часть листа, то это означает депрессию и незащищённость. Дети свободные и раскованные могут «позволить» себе использовать для рисования фигуры больше пространства бумажного листа. Такие испытуемые не страдают от тревожности и повышенного беспокойства.
2.О несдержанности и отсутствии внутреннего контроля (или при его слабой выраженности) говорят гипертрофированные фигуры, размеры которых сразу бросаются в глаза.
3.Психическая неуравновешенность и нестабильность присуща тем детям, у которых изображённые фигуры не имеют опоры и словно склоняются в ту или иную сторону.
4.Правый уклон от центральной осевой линии бумаги означает ориентацию автора рисунка на внешний мир, левостороннее смещение — акцент на собственном «я». Если фигура приподнята и занимает верхнюю часть листа, то можно «причислить» такого ребёнка к оптимистам, в случае расположения человека внизу листа, возможно, стоит сделать вывод о подавленном и угнетённом состоянии испытуемого.