Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
БАКАЛАВРА
по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»,
Профиль «Музыка»
Дисциплина «Психология»
ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Соответствие темы и содержания курсовой работы (проекта) уровню студенческой исследовательской работы
нет□ частично□ да□
1.2. Степень самостоятельности и глубина проработки проблемы исследования
низкая□ средняя□ высокая□
1.3. Стиль и грамотность изложения
низкая□ средняя□ высокая□
1.4. Соблюдение требований к оформлению курсовой работы (проекта)
нет□ частично□ да□
1.5.Теоретический анализ изучаемой проблемы; формулирование теоретической гипотезы
полный □ недостаточно полный □
1.6. Обоснованность программы эмпирического исследования; степень соответствия сбора и методов обработки данных предмету и гипотезе исследования.
низкая□ средняя□ высокая□
1.7. Степень содержательности количественной и качественной обработки эмпирических данных психологического исследования; степень последовательности описания и интерпретации результатов эмпирического исследования.
низкая□ средняя□ высокая□
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА____________
Дата__________________
Подпись_______________
Выполнила: студентка
1 курса, 211 группы,
заочной формы обучения
Факультета искусств и
художественного образования
Романова Елена Романовна
Научный руководитель:
доцент кафедры общей и педагогической психологии
к.пед. н. Колосова Елена
Владимировна
Воронеж – 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………..……………...….. | 3 |
Глава 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ……………………………………………………..…. | 4 |
1.1Понятие изобразительной деятельности в психологии……………….. | 4 |
1.2 Стадии развития изобразительной деятельности детей……...…… | 12 |
1.3 Приемы и методы развития изобразительной деятельности детей…. | 18 |
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ……….... | 25 |
2.1 Методы диагностики уровня развития изобразительной деятельности детей ………...………………………………………………. | 25 |
2.2 Экспериментальное изучение уровня развития изобразительной деятельности детей……………………………..………………..…………. | 28 |
2.3 Практические рекомендации по развитию изобразительной деятельности детей………………………...………………....…………….. | 31 |
Заключение…………………………………………..…………….…..……. | 35 |
Список использованных источников……………………………………… | 38 |
Приложение 1…………….…………………………………………………. | 40 |
Приложение 2…………….…………………………………………………. | 41 |
ВВЕДЕНИЕ
Общественные социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед образовательными учреждениями встает важная задача развития изобразительной деятельности подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна потому, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Объект исследования – изобразительная деятельность детей. Предмет исследования – процесс развития изобразительной деятельности детей.
Цель исследования – выявить приемы и методы развития изобразительной деятельности детей. Задачи исследования:
-
Изучить понятие изобразительной деятельности в психологии. -
Проанализировать динамику развития изобразительной деятельности детей. -
Выявить приемы и методы развития изобразительной деятельности детей. -
Рассмотреть методы диагностики уровня развития изобразительной деятельности детей. -
Разработать практические рекомендации по развитию изобразительной деятельности детей.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
-
Понятие изобразительной деятельности в психологии
Изобразительная деятельность ребенка давно привлекает внимание психологов.
На сегодня выделяют такие виды изобразительной деятельности детей, как: рисование, аппликация, лепка, конструирование [1, c.170].
Восприятие ребенком действительности, красоты, искусства и себя в этом интегрированном пространстве всегда сопровождается эмоциями, чувствами, переживаниями, определенными внешними и внутренними мотивами. Эти мотивы определяет для себя сам ребенок или педагог. У него очень ответственная миссия - научить ребенка «смотреть - и видеть», «слушать - и слышать», «действовать - и творить» [2, c.270].
Определенный эмоциональный фон, чувственная окраска, переживание, «проживание» красоты, успеха, радости от общения - с красотой, открытие красоты для себя, своей свободы в изобразительности. Педагогу важно позаботиться про эмоциональность восприятия ребенком предметов, объектов, явлений действительности, природы, искусства, самого себя как автора художественного продукта, изобразительных материалов.
Целесообразными будут: образное поэтическое слово; музыка; театрализация; «оживление» предметов, объектов, материалов; опережающая положительная оценка.
Это то, что поможет ребенку войти в состояние вдохновения, озарения, открытия, желания действовать творчески и самостоятельно. Именно на этой высокой волне и разворачивается процесс изобразительного искусства, соучастником которой является педагог. Педагог в данном случае, должен стать для ребенка еще и психологом [1, c.170].
Решающую роль в проверке и коррекции перцептивного образа играет вовлеченность восприятия в процессы практической деятельности: общение - обсуждение; изобразительное творчество - рисование, лепка, архитектурное проектирование и макетирование; декоративно-дизайнерская и другая деятельность.
На этом этапе доминантного значение приобретают эфферентные (центробежные), в частности двигательные, процессы, которые подстраивают работу перцептивной системы под характеристики предмета, объекта, явления.
Примерами являются движения руки, которая ощупывает предмет, движение глаз, которые прослеживают видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящие услышан звук, и тому подобное. Педагог стимулирует эту деятельность детей собственным примером или предлагает им поэкспериментировать самостоятельно.
Процессы восприятия предмета, объекта, явления находятся под контролем цели, который поставил сам ребенок или педагог. В таком виде процессы восприятия приобретают характер перцептивных действий. Они обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно-заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, которое ведет к построению образа, адекватного предметного мира и задачам деятельности. Благодаря перцептивным действиям происходят постоянное сравнивание восприятия с оригиналом, проверка и коррекция образа. Дальнейшее развитие перцептивных действий сопровождается значительным сокращением моторных компонентов и приобретает формы одномоментного акта «видение». Эти изменения обусловлены формированием у ребенка разветвленных систем сенсорных эталонов и оперативных единиц восприятия, которые позволяют превратить восприятие из процесса «построения образа» на более элементарный процесс «узнавания». Усваивая сенсорные эталоны (цвет, форма, звук, запах, вкус и т.п.), ребенок начинает пользоваться ими как чувственными мерками. Благодаря этому растет как точность, так и произвольность сенсорно - перцептивных процессов.
Отдельные перцептивные действия в структуре сенсорно-перцептивного процесса (или их комплекс) позволяют выделить информативное содержание, по которым ребенок может сверять объекты, воспринимаются с теми, которые хранятся в памяти (опыт), узнавать их и отнести к определенной категории (класса). Общее, диффузное представление о предмете сменяется более определенным и детальным представлением [2,c.270].
Педагогу важно понимать, что узнавание на основе обобщенных, социально зафиксированных систем признаков предмета, объекта, явления, ситуации осуществляется ребенком быстрее, чем на основе перцептивного научения. Взаимодействие восприятия и памяти обеспечивает категоризацию предметов, событий, явлений, ситуаций. Взаимодействие восприятия и мышления возможностью трансформации (преобразования) образа с целью доведения его к виду, удобному для избрания решения. Эффект от восприятия в этих взаимодействиях будет разный.
Восприятие не является пассивным копированием мгновенного воздействия, это живой, творческий процесс познания действительности, природы, искусства и способ самоопределения. Эмпирическое, то есть чувственное, познание мира - главная особенность и способность ребенка этого возраста. Она должна быть реализована через актуализацию в педагогических технологиях сопровождения изобразительной деятельности в период дошкольного возраста. Ребенок ждет от взрослого не объяснений, а демонстрации им признаков и свойств предмета [1, c.109].
В изобразительной деятельности дети: привлекаются к истокам народной культуры, искусства художников, поэтов, композиторов, учатся видеть мир природы в колористическом богатстве и переносить свои впечатления в живописные картины, слепки, создавать фигуры в технике бумажной пластики; овладевают приемы фото дизайна и лоскутной аппликации и т.п.
В изобразительной деятельности реализуется программа сенсомоторного развития личности по определенным этапам.
Понимание взаимосвязи между психическим и моторным развитием ребенка имеет непосредственное отношение к реализации целей и использования методов личностно-развивающей педагогической работы с детьми в изобразительной деятельности, которая интегрирует: восприятие действительности как источника замыслов; восприятие произведений искусства - источники творческого подражания; восприятие материалов - источники поисков способов реализации замыслов; восприятие и осознание себя как творца образа.
В области психологического обоснования развития и объяснения природы изобразительной деятельности детей имеет место как идеалистическая, так и материалистическая тенденции.