Файл: Содержание Введение Цель исследования Объект исследования Предмет исследования Гипотеза Задачи Виды занимательности Особенности развития познавательного интереса .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности младших школьников и может играть значительную роль в структуре их личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:
-уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);
-характером (многосторонними, широкими интересами, локальными-стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);
-местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;
-своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);
-связью с жизненными планами и перспективами.
Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность младших школьников.
Развитие познавательных интересов прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития познавательных интересов младших школьников, помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. Для развития познавательных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, те нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование. Для младшего школьного возраста наиболее эффективным средством для развития познавательных интересов является использование занимательного материала.
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра», мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и
В структуру игровой технологии как деятельности ограничено входят целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игровой технологии как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно- рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве технологии занятия или его фрагмента( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница» и т.д.).
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр.
Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.
Исходя из значимости игровых технологий для развития познавательных интересов, а также последовательности и системности включении игры и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, нами выделены общие условия применения игры в процессе обучения младших школьников: а) необходимость оценивания каждодневного применения игры по двойному критерию; по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов; б) понимание игры как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности; в) необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий; г) создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у ребенка состояние творческого поиска и инициативы в процессе игры.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования игровых технологий как средство развития познавательных интересов младших школьников, мы пришли к выводами:
Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и
новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.
Заключение
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В связи с этим возникает актуальность в разработках занимательного материала, игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б. Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе», А.В. Финогенова «Игровые технологии в школе» и О.А. Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей».
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали нам возможность определить теоретические основы использования игровых технологий для развития познавательных интересов младших школьников.
В результате работы нами было рассмотрено понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития познавательных интересов младших школьников, выявлена роль занимательного материала и игровых технологий в развитии познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
Приложения
Кроссворд в загадках
-
Была река, текла река —
Вдруг, на глазах исчезнув,
Она нырнула свысока,
С обрыва, словно в бездну.
2. Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит.
3. Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца.
4. По пустыне гонит ветер
Горы желтого песка.
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте слегка.
5. От дождей, текучих вод
Он растет из года в год.
Он полей равнинных враг.
Как зовут его? ...
6. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
7. Носит бабка
Снежную шапку.
Каменные бока
Закутаны в облака.
8. Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
9. Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
10. Кругом вода,
А с питьем беда.
11. Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
12. Зимой молчат,
Весной зажурчат,
Жителей лесных
Водой напоят.
Ролевые игры
В рамках игровых действий «врача – специалиста» Айболит выполняет очень важную для экологического воспитания функцию - дает образец правильного осмотра своих пациентов (обитателей природного уголка), постановки диагноза (тоестъ, лечение состояния живых существ на основе различных внешних признаков) и способов лечения, выписывая рецепты с разного рода рекомендациями. Важную роль в развертывании игры с Айболитом вьполняет атрибутика: костюм доктора; чемоданчик Айболита, который кроме традиционного набора содержит рецепты, ручку, палочку для рыхления почвы и т. п.
Карлсон - шалун и любит поесть сладкое. Целью занятия, на котором используется этот персонаж, является уточнение и расшиpeниe представления детей о луге как сообщecтве светолюбивых травянистых растений, цветки которых идут в пищу для многочисленных насекомых, в т. ч. пчел, собирающих нектар - цветочный сок - и перерабатывающих его в мед.