Файл: Конспект лекций тема Драма как литературный род. Драматургия театра.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Системный подход в определении жанра
Как мы видим, весьма сложно по какому-либо одному признаку установить границы определения жанра. Для этого необходим, по нашему мнению системный подход. Рассматривая принципы жанрового деления не только в драме, но и в музыке, живописи мы, таким образом, установили, что в основе разделения произведений искусств на жанры лежат три основных принципа деления на жанры:
-
тематический; -
структурный; -
функциональный;
Тематический принцип - это разделение произведений искусств по их смысловому содержанию, разнице в «объекте подражания». Так отличаются между собой комедия, драма, трагедия, так же и комедия характеров от комедии ситуаций.
Структурный- различие в способе построения, технологии, в элементах, которые определяют природу художественного произведения, а
так же по используемым приемам: смерть героя в трагедии; счастливый финал (например свадьба) в комедии.
Функциональный- различие в способах игры, постановки, осуществления смысла (фарс, водевиль).
Только при подобном, системном подходе можно избежать путаницы в определении жанровых признаков любого художественного произведения. Количество же элементов данной системы не ограниченно именно этими тремя. Гегель, например, предлагает еще один способ определения жанра. Он понимает его как отношение,вкотороминдивиднаходитсяксвоейцелии ее содержанию. Рассмотрим эту мысль более подробно, т.к. первые три принципа достаточно ясны и о них мы не раз говорили
в своей работе.
Гегель в «Эстетике» определяет «нравственное» как божественное в егомирской реальности - это, по его мнению, и является изначальной трагедией. Поэтому вечная субстанциональность и будет победительницей в трагедии. В комедии верх остается за субъективностью в ее бесконечной самоуверенности: «почва комедии - это мир, где человек как субъект сделал себя полным хозяином»8. Драма же напротив - как считает Гегель - лишена всеохватывающей значительности, где существуют одновременно и трагическое и комическое, совместно выступают, и составляют единое целое. Отчасти мы принимаем точку зрения Гегеля и считаем, что отношение субъекта к цели можно считать четвертым (как бы философско- миросозерцательным) принципом. Попытки определить жанр по какому-то одному признаку практически несостоятельны. Подобное определение будет страдать однобокостью и претензией на исчерпывающее заключение. Только применение системного метода позволит с большой степенью уверенности определять жанровую принадлежность. Она будет характеризоваться по тематической направленности, структурному построению, функциональной системе и философскому содержанию (отношению).
Морфология жанров
Говоря о морфологии жанров, необходимо разделять жанр в театре на драматургическое понятие и его режиссерскую интерпретацию, которая в свою очередь становиться новым, театральным жанром. За всю историю театра драматургами было создано большое количество драматургических
жанров, режиссерских же жанров существует гораздо большее, их практически затруднительно все перечислить. Мы приведем лишь наиболее интересные, на наш взгляд.
-
Трагедия -
Комедия -
Драма -
Трагикомедия -
Хроника
6. Комедия-балет | Мольер |
7. Трагикомическая сказка | Гоцци |
8. Фарс | Шеридан |
9. Мещанская трагедия | Шиллер |
времен | Гофман |
12.Сайнет | Мериме |
13.Сцены феодальных времен | Мериме |
14.Романтическая драма | Лермонтов |
15.Совершенно невероятное событие | Гоголь |
захолустья 20.Сцены из народной жизни 21.Весенняя сказка 22.Драматический этюд | Островский |
| Салтыков-Щедрин |
26.Комедия-шутка | Сухово- Кобылин |
27.Сцена | Тургенев |
| Метерлинк |
30.Легкомысленная комедия | Уайльд |
34.Сцены из деревенской жизни | Чехов |
35.Героическая комедия | Ростан |
36.Краткая трагедия 37.Проповедь в жесткой мелодраме 38.Легкая пьеса 39.Поэма 40.Правдивый фарс 41.Вымышленный исторический эпизод 42.Мелодрама 43.История 44.Комедия с философией 45.Фантазия в русском стиле 46.Политическая шутка 47.Политический гротеск | Шоу |
48.Картины | Горький |
49.Представление 50.Современная трагедия 51.Поэма одиночества | Андреев |
52.Фарс-моралитэ | Голсуорси |
| Пиранделло |
55.Грубые сцены | Гиппиус |
56.Лирическая | Анненский |
трагедия 57.Вакхическая драма | |
58.Драматическая комедия | Набоков |
59.Драматическая сцена | Гумилев |
60.Феерическая комедия | Маяковский |
| Л.Украинка |
| Булгаков |
картинки | Г.Лорка |
70.Пьеса-монолог | Митуа |
71.Пьеса-концерт | Ануй |
72.Пьеса-диалог | Фуасси |
| Штейн |
75.Псевдодрама | Ионеско |