Файл: Конспект лекций тема Драма как литературный род. Драматургия театра.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кинотекст – результат работы коллективного автора. Язык кино – не устоявшаяся палитра выразительных средств, а процесс
-
Поиска оптимальных выразительных средств (авторский поиск) -
Воспитания зрителя, то есть поиск набора возможных ключей к смыслу происходящего на экране.
Язык кино меняется в зависимости от того, кто его смотрит. Язык кино – всегда поле работы. Кинотекст читается по-разному, поскольку кино всегда соразмерно с опытом зрителя. Язык кино всегда поле работы. Кино всегда
соразмерно с опытом зрителя, оно формирует мировоззренческие ориентации и потребительские ожидания.
Уровни восприятия кинотекста
-
Эмоциональное созвучие (плохой-хороший). -
Образно-метафорическое – оценка качества картинки, прочтение образного ряда. Можно говорить о дегустации качества кинотекста. -
Рационально-аналитический уровень – разбор кинотекста с точки зрения его внутренней организации. Другими словами – почему нравится? -
Теоретический – восприятие в контексте истории кино, современного кинопроцесса, в контексте динамики культуры.
-
Существование различных направлений в кинематографе обусловлено тем фактом, что современное западное общество уже не является массовым, оно мозаично. Поэтому на рынок киноискусства поступает наряду с массовым и штучный товар.
Сегодня кинематограф представлен 3 направлениями: элитарный(интеллектуальный); массовый(коммерческий); арт-хаус(авторское, фестивальное, некоммерческое кино, отмеченное смелыми художественными поисками). Кино арт-хауса принципиально деидеологизировано,посколькуолицетворяетборьбуза чистоту
жанра.
Отличия массового и элитарного кино
-
Эмоциональная насыщенность массового кино, его комфортное восприятие -
Элитарное кино – кино для просвещенного меньшинства. Труд зрителя. Пространство для поиска, интеллектуальное усилие. Оно метафорично, но образы – чувственно-наглядные.
Массовое кино можно классифицировать и следующим образом:
-
Экранное (сценическое) кино – широкая публичная демонстрация. -
Телефильмы, фильмы класса «Б». Понятие «фильм категории «Б» прочно вошло в теории кинематографа. Оно возникло в США в 30-е годы, когда на одном сеансе демонстрировалось два фильма—один со звездами ( категория «А»), другой – жанровый).
-
Основные элементы драматургии кино.
-
наличие драматических перипетий; -
развитие драматургической ситуации в конфликте; -
наличие событийного ряда -
наличие жесткой композиционной структуры от экспозиции к кульминации и финалу, где развязываются все сюжетные линии.
Тема 3. Особенности телевизионной и радиодраматургии
-
Характеристика понятий «радио», «радиоискусство»,
«радиодраматургия».
-
Основные эфирные блоки как драматургические элементы радиовещания в FМ-диапазоне Республики Беларусь. -
История возникновения телевидения как драматургического аудиовизуального искусства. -
Виды и жанры телевизионных передач.
-
Радио (от лат. radio — испускаю лучи, radius — луч).1) Способ передачи информации на расстояние посредством радиоволн. Термин «радио» стал употребляться с 10-х гг. 20 в., постепенно вытеснив термин «беспроволочный телеграф».
-
Область науки и техники, связанная с изучением физических явлений, лежащих в основе этого способа и его практического использования. -
Радиовещание – это передача по радио звуковых программ для одновременного приёма их большим числом слушателей. Слово
«радиовещание» стало употребляться с 10-х годов ХХ века.
В истории человечества и ранее были простейшие способы передачи информации. Она передавалась:
-
При помощи звука (голоса) -
При помощи бумаги (письма) -
При помощи света (разведение костра) -
И наконец, при помощи провода (телефона Немного истории.
С 1890 – 1894 г.г. учёным Правли были изобретены и разработаны основные принципы работы телеграфа. С 1890 – 1899 г.г. итальянский радиотехник и предприниматель Гульельмо Маркони (1874-1937) проводил опыты по передачи и приему звука на расстояние. Ему впервые удалось послать радиотелеграмму через пролив Ла-Манш. Передача радиосигналов на расстояние была произведена посредством излучения электромагнитных волн. Гульельмо Маркони в 1897 г. получил патент на изобретение радиоприемника. Организовал акционерное общество (1897 г.). В 1909 году за свое изобретение Маркони получает Нобелевскую премию. 1895г. радиоприемник создал русский учёный - А.С.Попов. Французский инженер Раймонд Прайар и его друг бельгийский доктор Роберт Фондосмит в 1911 году добились приема и передачи радиосигналов на расстояние в несколько километров.
Первые регулярные радиопередачи в США начали транслироваться из Детерва – Ньюз в 1920 году. Сегодня в Америке существует более 24 тысяч радиостанций. Основателем, изобретателем радио в Англии в 1920 году стал Дайль Майль.Во Франции в 1921 году генералу Верну удалось передать первую радиопередачу. В январе 1920 г. из Нижегородской радиолаборатории в Москву передали человеческую речь. 12 сентября 1922 г.
состоялся
первый большой концерт по радио.В 1924 г. начали работать радиостанции в Ленинграде, Киеве, Нижнем Новгороде. В 1929 г. в СССР насчитывалось 23 радиостанций, в 1937году их уже было – 90.
Радиодраматургия представляет собой разновидность драматического словесно-звукового искусства, возникшая с развитием технических средств радио. В понятие «радиоискусство» входят также трансформации литературных, театральных, словесно-музыкальных сценических произведений, которые в результате использования творческих приёмов и технических средств радиовещания приобретают новые художественно- образные качества и новые свойства эстетического воздействия.
Радиодраматургия располагает собственными художественно- выразительными средствами, особыми условиями творчества и восприятия. Специфика художественно-выразительных средств радиоискусства определяется его основной отличительной чертой — незримостью происходящего в радиопьесе. При этом особое качество приобретают прочувствованное и осмысленное актёром звучащее слово и звук во всём его многообразии: реальные звуки действительности, звуки, искусственно созданные при помощи специальных приспособлений и электронной аппаратуры, музыка, различные акустические эффекты, паузы.
Однако до рождения радио никогда ещё драма не была невидимой и в то же время «актёрской», игровой. Это обусловливает эстетическое своеобразие, особый характер воздействия и восприятия радиодрамы; слушатель находится в обыденной домашней обстановке, действие радиопьесы и образы героев возникают не перед ним, как это бывает в зрелищных искусствах, а в его сознании и богатство этого художественного
мира во многом зависит от индивидуальных способностей воображения. Поэтому радио требует от актёров мягкой, сдержанной, жизненно достоверной, психологически глубокой, тонко нюансированной голосовой игры. Исключительная в Р. роль звука, различных акустических эффектов определяет специфику радиорежиссуры. Постановщик должен уметь особенно тщательно работать с актёрами над звуковой выразительностью текста, а также использовать магнитные записи, радиоэлектронную технику, соединять в гармоничный, целостный художественный образ многочисленные звуковые компоненты. Большое значение на радио имеет деятельность звукорежиссёра.
Радиоискусство (радиодраматургия) возникло в начале 1920-х гг. 15 января 1924 года лондонская радиостанция передала в эфир первую в мире радиодраму «Опасность» Р. Хьюза. 25 декабря 1925 года в СССР состоялась премьера радиопьесы «Вечер у Марии Волконской» (в день столетия восстания декабристов, текст и режиссура Н. О. Волконского). Затем появились, так называемые, радиофильмы.
Сегодня радиоискусство – это нечто совсем иное. Однако все чаще встречаются ностальгические речи о том, какой был в свою пору замечательный «Театр у микрофона». И говорят так не только те, кому за
сорок, но и молодые люди. Дело в том, что «Театр у микрофона» есть, например, на радио «Россия». А в FM-диапазоне его нет. Или он почти не выделяется из привычного фонового звучания. И филармонической музыки (и классики,