Файл: Конспект лекций тема Драма как литературный род. Драматургия театра.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ



Тема 1. Драма как литературный род. Драматургия театра.


  1. Специфические черты драмы как литературного рода. Понятие

«драматургии» в широком и узком смысле слова.

  1. Фабула и сюжет в драматургическом произведении.


1.Первым драматургическим видом искусства, безусловно, является театр, истоки которого в древнейших театрализованных представлениях, составляющих один из основных элементов празднеств в честь бога Диониса (V век до н.э.). Именно там триединая хорея – музыка, пение и танец,соединилась с эпической поэзией, что стало началом зарождением театра – вид искусства, в котором отражение реальной действительности достигается через драматургическое действие, осуществляемое игрой актера перед зрителями. Действенная природа театра находит отражение в драме.

Драма(от греч. drama действие) в широком смысле слова литературный род (наряду с эпосом и лирикой), представляющий действие, которое разворачивается в пространстве и во времени через прямое слово персонажа – монологи и диалоги.

Сценическое назначение драмы определило ее специфические признаки:

  1. Отсутствие речи рассказчика, за исключением авторских ремарок. Монологи и диалоги выступают в драме как выразительно значимые высказывания.

  2. Рождение драматургического произведения дважды: «за столом» как литературное произведение драматурга и на сцене как его режиссерское, сценическое воплощение. Драматургическое произведение содержит в себе безграничный диапазон сценических истолкований.

  3. Действие основа драмы. Английский романист Э.Форстер отмечал: « В драме всякое людское счастье и несчастье должно принимать и действительно принимает – форму действия. Не получив своего выражения через действие, оно останется незамеченным и в этом заключается огромное различие между драмой и романом». Именно сплошная линия словесных действий персонажей отличает драму от эпоса с присущим ему (эпосу) свободным освоением пространства и времени. Драма это обязательное активное непрерывное действие, которое реализуется в сюжете.

  4. Наличие конфликта как обязательной составляющей драматургического действия. Предметом художественного познания в драме становятся ситуации, сопряженные с внешними и внутренними конфликтами, требующие от человека каких-либо действий, эмоциональной, интеллектуальной и прежде всего волевой активности.


Драматургия(от греч. dramaturgia сочинение) теория и искусство построения драматического произведения, его сюжетно-образная концепция.

Другими словами, в широком смысле слова драматургия – это продуманная, специально организованная и выстроенная структура, композиция какого- либо материала. В узком смысле слова драматургия представляет собой какое-либо литературно-драматическое произведение, требующее своего воплощения средствами того или иного вида искусства. Сегодня драматургическими видами искусства являются

  • театр, драматургической основой которого является пьеса;

  • кинематограф, в основе которого лежит такое литературно-драматическое произведение как киносценарий;

  • телевидение с телевизионным сценарием как драматургическим произведением;

  • радио, в драматургической основе которого радиодраматургия.

И, наконец, культурно-досуговая программа как наиболее универсальная форма художественного моделирования действительности, драматургической основой которой является сценарий. Сценарная драматургия имеет сложный синтетический характер и создается, как правило, посредством художественного монтажа.

  1. Фабулаглавный, по мнению Аристотеля, структурный элемент драматургического произведения. Под фабулой Аристотель понимал «состав происшествий», «сочетание событий», «воспроизведение действия», акцентируя внимание на том обстоятельстве, что « ... если кто стройно соединит характерные изречения и прекрасные слова и мысли, тот не выполнит задачи трагедии, а гораздо более достигнет ее трагедия, хотя использовавшая все это в меньшей степени, по имеющая фабулу и надлежащий состав событий».


Сегодня в искусствоведении наряду с понятием «фабула» применяется понятие «сюжет». Более того именно сюжет, сюжетный ход суть единого драматургического действия. Внимательно изучив «Поэтику» Аристотеля, приходишь к выводу, что древнегреческий мыслитель, неразрывно связывая фабулу с характерами, выявлял не столько ее коммуникативное начало как средство организации внимания зрителей, сколько более широкое и глубокое, а именно познавательное начало, не просто состав событий, а его анализ, осмысление. Таким образом, применяя сегодня в сценарном мастерстве понятия

«фабула» и «сюжет», мы определяем их следующим образом.

Фабула простейшая форма организации материала, состав событий в драматургическом произведении, который характеризуется насыщенностью действиями и является коммуникативным началом художественной структуры этого произведения. То, что фабулой реализуется коммуникативная цель, ясно обнаруживает и сам театр. Наиболее сценичные пьесы всегда избыточны в фабульном отношении, в искусстве нагнетания событий и торможения развязки до самого финала. Известное выражение «хорошо сделанная пьеса» относится к искусству подстегивать действие, держать интригу. Фабула – это скелет сюжета, стержень, на который нанизывается событийное развитие. Фабула передает только основной каркас событий, но не их суть. Это может сделать только сюжет.

Сюжет форма и способ анализа событий в драматургическом произведении, качественно более сложная составляющая
этого произведения, познавательноеначало его художественной структуры. Суть взаимодействия фабулы и сюжета заключается в том, что их смысловые оттенки выражают себя на языке действий.

Тема 2. Драматургия кино





    1. История зарождения кинематографа. Основные функции кинематографа.

    2. Кинотект как гипертекст.

    3. Основные направления кинематографа.

    4. Основные элементы кинодраматургии.


1. Кино, кинематограф стал олицетворением культуры ХХ века, мощной машиной, порождающей новые модели мироустройства и мироощущения человека. Многие культурологи характеризуют кинематограф как самосознание культуры ХХ века. Основные аспекты кино как вида искусства и киноиндустрии, поскольку кино является успешно работающим финансовым механизмом.

  1. Что показать на экране? проблема авторского замысла

  2. Как заполнить зрительный зал? проблема зрителя

  3. Встреча авторского текста и зрителя цензура, прокат, фестивали, кинопремии, кинокритика.

Каждая из перечисленных ниже дат может претендовать на точку отсчета истории кинематографа:

  1. 1888 год показ движущейся картинки Луи Эме Огюстеном ле Принцем.

  2. 22 мая 1891 год создание игрушки для немногих в форме движущихся картинок Эдисоном.

  3. 28 ноября 1895 года – показ кинофильма братьями Люмьер. Именно эта дата призвана быть началом существования кинокакфакторакультуры,поскольку киносеанс братьев Люмьер был первым:

  • публичным;

  • платным;

  • регулярным;

Предпосылки возникновения
кино (так называемый феномен «кино до кино»

  1. Существование искусства движущейся картинки.

  2. Кино копирует, воссоздает повседневный чувственный мир человека. Другими словами каждый из нас в жизни смотрит свое, «бытовое» кино, а движение кинокамеры копирует наше зрение. Поэтому анализируя «кино до кино» мы говорим о:

  • Кино нашей памяти (фрагменты жизни)

  • Кино наших фантазий

  • Кинематограф наших сновидений и галлюцинаций

  • Истоки кинематографа – в сакральной народной культуре, в формах массовых обрядовых действий и массовых переживаний. В такого рода сакральных действах происходит коллективная подзарядка, действует механизм массового заражения.. Посещение кинотеатра можно сравнить с посещением храмового учреждения по степени новых эмоциональных состояний. Участники погружаются во вторую реальность.

  • Истоки кино – в стихии балагана, ярмарки, смеховой культуры, в наборах ярких трюков, то что называется иллюзионом или квазикинематографом.

    Основные функции кинематографа:

    1. Универсальный развлекатель.

    2. Универсальный информатор.

    3. Универсальный агитатор и пропагандист (эта функция скрыта).

    4. Великий утешитель.

    В связи с указанными функциями со стороны философов культуры ХХ века, таких как Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер распространились нападки на кино. Они заключались в следующем:

    • Кино воспитывает толпу потребителей.

    • Кино парализует творческие потенции человека.

    • Кино завораживает толпу дешевыми трюками и тем самым является апофеозом балагана.

    1. Кинотекст строится по другим законам, чем печатный текст и поэтому является не чем иным как гипертекст. Гипертекст (яркий пример энциклопедия или Интернет) служит для обозначения информационных процессов в современной культуре и используется для описания мозаичного культурного пространства современности. Каждый элемент этой мозаики обладает самостоятельной целостностью и значимостью. Смысл гипертекста определяется нашим движением, поскольку он не линеен. Это возможность смыслов и единство разного. Авторство продукта переходит к потребителю. Сегодня мы живем в гипертексте культуры. Кино – сложно организовано. Все виды искусства представлены в кинофильме в неявной форме. В нем происходит встреча таких языков искусств как фото, живопись, литература, театр, музыка, комиксы. Существует также эффект обратной связи между кино и другими видами искусства.