Файл: Конспект лекций тема Драма как литературный род. Драматургия театра.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Драма как литературный род. Драматургия театра.
-
Специфические черты драмы как литературного рода. Понятие
«драматургии» в широком и узком смысле слова.
-
Фабула и сюжет в драматургическом произведении.
1.Первым драматургическим видом искусства, безусловно, является театр, истоки которого – в древнейших театрализованных представлениях, составляющих один из основных элементов празднеств в честь бога Диониса (V век до н.э.). Именно там триединая хорея – музыка, пение и танец,соединилась с эпической поэзией, что стало началом зарождением театра – вид искусства, в котором отражение реальной действительности достигается через драматургическое действие, осуществляемое игрой актера перед зрителями. Действенная природа театра находит отражение в драме.
Драма(от греч. drama – действие) – в широком смысле слова литературный род (наряду с эпосом и лирикой), представляющий действие, которое разворачивается в пространстве и во времени через прямое слово персонажа – монологи и диалоги.
Сценическое назначение драмы определило ее специфические признаки:
-
Отсутствие речи рассказчика, за исключением авторских ремарок. Монологи и диалоги выступают в драме как выразительно значимые высказывания. -
Рождение драматургического произведения дважды: «за столом» как литературное произведение драматурга и на сцене как его режиссерское, сценическое воплощение. Драматургическое произведение содержит в себе безграничный диапазон сценических истолкований. -
Действие – основа драмы. Английский романист Э.Форстер отмечал: « В драме всякое людское счастье и несчастье должно принимать – и действительно принимает – форму действия. Не получив своего выражения через действие, оно останется незамеченным и в этом заключается огромное различие между драмой и романом». Именно сплошная линия словесных действий персонажей отличает драму от эпоса с присущим ему (эпосу) свободным освоением пространства и времени. Драма – это обязательное активное непрерывное действие, которое реализуется в сюжете. -
Наличие конфликта как обязательной составляющей драматургического действия. Предметом художественного познания в драме становятся ситуации, сопряженные с внешними и внутренними конфликтами, требующие от человека каких-либо действий, эмоциональной, интеллектуальной и прежде всего волевой активности.
Драматургия(от греч. dramaturgia – сочинение) – теория и искусство построения драматического произведения, его сюжетно-образная концепция.
Другими словами, в широком смысле слова драматургия – это продуманная, специально организованная и выстроенная структура, композиция какого- либо материала. В узком смысле слова драматургия представляет собой какое-либо литературно-драматическое произведение, требующее своего воплощения средствами того или иного вида искусства. Сегодня драматургическими видами искусства являются
-
театр, драматургической основой которого является пьеса; -
кинематограф, в основе которого лежит такое литературно-драматическое произведение как киносценарий; -
телевидение с телевизионным сценарием как драматургическим произведением; -
радио, в драматургической основе которого – радиодраматургия.
И, наконец, культурно-досуговая программа как наиболее универсальная форма художественного моделирования действительности, драматургической основой которой является сценарий. Сценарная драматургия имеет сложный синтетический характер и создается, как правило, посредством художественного монтажа.
-
Фабула–главный, по мнению Аристотеля, структурный элемент драматургического произведения. Под фабулой Аристотель понимал «состав происшествий», «сочетание событий», «воспроизведение действия», акцентируя внимание на том обстоятельстве, что « ... если кто стройно соединит характерные изречения и прекрасные слова и мысли, тот не выполнит задачи трагедии, а гораздо более достигнет ее трагедия, хотя использовавшая все это в меньшей степени, по имеющая фабулу и надлежащий состав событий».
Сегодня в искусствоведении наряду с понятием «фабула» применяется понятие «сюжет». Более того именно сюжет, сюжетный ход – суть единого драматургического действия. Внимательно изучив «Поэтику» Аристотеля, приходишь к выводу, что древнегреческий мыслитель, неразрывно связывая фабулу с характерами, выявлял не столько ее коммуникативное начало как средство организации внимания зрителей, сколько более широкое и глубокое, а именно познавательное начало, не просто состав событий, а его анализ, осмысление. Таким образом, применяя сегодня в сценарном мастерстве понятия
«фабула» и «сюжет», мы определяем их следующим образом.
Фабула – простейшая форма организации материала, состав событий в драматургическом произведении, который характеризуется насыщенностью действиями и является коммуникативным началом художественной структуры этого произведения. То, что фабулой реализуется коммуникативная цель, ясно обнаруживает и сам театр. Наиболее сценичные пьесы всегда избыточны в фабульном отношении, в искусстве нагнетания событий и торможения развязки до самого финала. Известное выражение «хорошо сделанная пьеса» относится к искусству подстегивать действие, держать интригу. Фабула – это скелет сюжета, стержень, на который нанизывается событийное развитие. Фабула передает только основной каркас событий, но не их суть. Это может сделать только сюжет.
Сюжет – форма и способ анализа событий в драматургическом произведении, качественно более сложная составляющая
этого произведения, познавательноеначало его художественной структуры. Суть взаимодействия фабулы и сюжета заключается в том, что их смысловые оттенки выражают себя на языке действий.
Тема 2. Драматургия кино
-
История зарождения кинематографа. Основные функции кинематографа. -
Кинотект как гипертекст. -
Основные направления кинематографа. -
Основные элементы кинодраматургии.
1. Кино, кинематограф стал олицетворением культуры ХХ века, мощной машиной, порождающей новые модели мироустройства и мироощущения человека. Многие культурологи характеризуют кинематограф как самосознание культуры ХХ века. Основные аспекты кино как вида искусства и киноиндустрии, поскольку кино является успешно работающим финансовым механизмом.
-
Что показать на экране? – проблема авторского замысла -
Как заполнить зрительный зал? – проблема зрителя -
Встреча авторского текста и зрителя – цензура, прокат, фестивали, кинопремии, кинокритика.
Каждая из перечисленных ниже дат может претендовать на точку отсчета истории кинематографа:
-
1888 год – показ движущейся картинки Луи Эме Огюстеном ле Принцем. -
22 мая 1891 год – создание игрушки для немногих в форме движущихся картинок Эдисоном. -
28 ноября 1895 года – показ кинофильма братьями Люмьер. Именно эта дата призвана быть началом существования кинокакфакторакультуры,поскольку киносеанс братьев Люмьер был первым:
-
публичным; -
платным; -
регулярным;
Предпосылки возникновения
кино (так называемый феномен «кино до кино»
-
Существование искусства движущейся картинки. -
Кино копирует, воссоздает повседневный чувственный мир человека. Другими словами каждый из нас в жизни смотрит свое, «бытовое» кино, а движение кинокамеры копирует наше зрение. Поэтому анализируя «кино до кино» мы говорим о:
-
Кино нашей памяти (фрагменты жизни) -
Кино наших фантазий -
Кинематограф наших сновидений и галлюцинаций
Истоки кинематографа – в сакральной народной культуре, в формах массовых обрядовых действий и массовых переживаний. В такого рода сакральных действах происходит коллективная подзарядка, действует механизм массового заражения.. Посещение кинотеатра можно сравнить с посещением храмового учреждения по степени новых эмоциональных состояний. Участники погружаются во вторую реальность.
Истоки кино – в стихии балагана, ярмарки, смеховой культуры, в наборах ярких трюков, то что называется иллюзионом или квазикинематографом.
Основные функции кинематографа:
-
Универсальный развлекатель. -
Универсальный информатор. -
Универсальный агитатор и пропагандист (эта функция скрыта). -
Великий утешитель.
В связи с указанными функциями со стороны философов культуры ХХ века, таких как Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер распространились нападки на кино. Они заключались в следующем:
-
Кино воспитывает толпу потребителей. -
Кино парализует творческие потенции человека. -
Кино завораживает толпу дешевыми трюками и тем самым является апофеозом балагана.
-
Кинотекст строится по другим законам, чем печатный текст и поэтому является не чем иным как гипертекст. Гипертекст (яркий пример – энциклопедия или Интернет) служит для обозначения информационных процессов в современной культуре и используется для описания мозаичного культурного пространства современности. Каждый элемент этой мозаики обладает самостоятельной целостностью и значимостью. Смысл гипертекста определяется нашим движением, поскольку он не линеен. Это – возможность смыслов и единство разного. Авторство продукта переходит к потребителю. Сегодня мы живем в гипертексте культуры. Кино – сложно организовано. Все виды искусства представлены в кинофильме в неявной форме. В нем происходит встреча таких языков искусств как фото, живопись, литература, театр, музыка, комиксы. Существует также эффект обратной связи между кино и другими видами искусства.