Файл: Сравнительный анализ инновационных моделей подготовки летного состава гражданской авиации 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сравнительный анализ инновационных моделей подготовки летного состава гражданской авиации
2.1 Разработанная модель процесса профессиональной подготовки летного состава
2.1. Описание функциональной модели
2.2. Реализация функциональной модели процесса профессиональной подготовки летного состава
Во-первых, пилот утратил ситуативную осведомленность. Он не может правильно оценить полетную ситуацию и растет вероятность допустить ошибку.
Во-вторых, из-за усложнения систем появляется вероятность того, что пилот не способен понимать работу функциональных систем. Также он не имеет представления об ограничениях автоматизированных систем. У него могут сложиться ошибочные преставления о работе системы в различных условиях эксплуатации.
В-третьих, меняется взаимодействие между членами экипажа из-за того, что многие функции теперь выполняет автоматика.
В-четвертых, пилоты начинают очень сильно доверять автоматизированным системам, что приводит к уменьшению внимательности.
В-пятых, у членов экипажа появляется успокоенность из-за монотонной работы и снова из-за автоматизации многих процессов.
В-шестых, с другой стороны персонал испытывает беспокойство, которое связано с очень сильно усложненной автоматизированной системой.
Далее, из-за многочисленных режимов работы систем, пилоты не в состоянии правильно оценить ситуацию и выбрать необходимый режим полета. Что также приводит к увеличению вероятности ошибок.
Из этого следует следующая проблема. Пилоты не могут вовремя определить произошедший отказ какой-либо функциональной системы.
По этой же причине многие пилоты не имеют понятия о том, как выводить воздушное судно в нормальный режим полета в случае, когда он попадает в нештатную ситуацию.
Исходя из вышесказанного следует, что авиация должна развиваться в процессе совершенствования профессиональной подготовки личного состава. Именно в этом направлении она должна двигаться сегодня.
Проблемы, которые сегодня стоят перед пилотами воздушных судов (перегруженность воздушного пространства, новые технологические разработки, которые применяются в управлении самолетами, большое количество новых пилотов в авиакомпаниях), толкают на необходимость согласовать требования, которые предъявляются к пилотам и его возможностями. Причем недостаток возможностей пилотов должны компенсироваться совершенствованием профессиональной подготовки личного состава [6, 4].
Поэтому сегодня в процессе обучения пилотов больше уделяется внимания тому, чтобы он стал оператором, который в состоянии принимать правильные решения в критических условиях при ограниченном количестве времени. Оператором, который способен выправить ситуацию, осознавая высокую ответственность при неопределенных ситуациях. В новом направлении обучения уходят от того, что пилот должен иметь сложную координированную систему управления динамическим объектом в небе [2].
Все вышеописанные новые трудности, которые появились при усложнении современной авиационной техники, при увеличении объемов информации, которая необходима при эксплуатации воздушного судна, большой объем автоматизированных систем управления требуют пересмотра формата обучения пилотов. Необходимо четко определить структуру необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, которые должны приобрести пилоты в процессе обучения. На основании этого разработать новую программу подготовки. При этом не забыть об эффективной системе контроля знаний [3].
Чтобы реализовать такую сложившуюся потребность нужно внедрить компетентностный подход к программе подготовки летного состава.
2.2 Анализ организации процесса подготовки летного состава гражданской авиации Российской Федерации
В «Концепция модернизации российского образования на период до 2030 года прописана цель, которую необходимо достичь при подготовке курсантов. Цель сводится к тому, чтобы создать компетентностный качественный и основательный подход. В дальнейшем эту цель в Министерстве образования и науки Российской Федерации уточнили в соответствующем документе, который называется «Федеральные государственные стандарты для всех ступеней образования» или сокращенно ФГОС.
Если говорить о моменте начала создания нового этапа в развитии образования в области авиации, то стоит отметить, что этот момент наступил в первом десятилетии 21 века. В то время был проведен серьезный анализ действующих программ обучения и Правительство Российской Федерации внесло существенные изменения. Такие изменения произошли по причине того, что появился запрос у общества на них. Также необходимо было привести в соответствие новое образование к требованиям инновационной экономики. Более того, эти изменения были направлены на то, чтобы адаптировать новую программу к потребностям, которые испытывает рынок труда на сегодняшний день. Правительство Российской Федерации считает эту цель основной для достижения высоких результатов в сфере образования.
В настоящий момент существуют ФГОС, которые значительно отличаются от ранее действующих. Отличие заключается в появлении компетентностного подхода. Также появилась многоуровневая система обучения.
Но существуют проблемы, которые усложняют внедрение компетентностного подхода [9].
Во-первых, до сих пор существует иерархическая система отношений в образовании при принятии и исполнении различных отданных решений.
Во-вторых, отсутствуют механизмы, которые позволяют взаимодействовать производителям и потребителям в сфере образовательных услуг.
В-третьих, подавляющее большинство образовательных учреждений продолжают реализовывать устаревшие программы обучения.
В-четвертых, современные образовательные технологии используются не эффективно либо не используются совсем.
В-пятых, отсутствуют разработанные, так необходимые, профессиональные стандарты. Именно они должны помогать взаимодействовать системе образования и рынку труда.
Существует потребность в формировании образа работника, который соответствует новому стилю компетентностного подхода. Для этого нужно четко определить сферу его полномочий. Указать его функции как специалиста, при выполнении которых он проявит свою компетентность [10].
Иными словами, должны быть разработаны такие профессиональные стандарты для специалистов, которые лягут в основу инновационных стандартов в области образования.
Проанализировав действия Правительства Российской Федерации в образовании специалистов в области авиации, можно сделать вывод о том, что оно стремится реализовать эту идею.
Так, например, были разработаны около 800 ранее не существующих профессиональных стандартов, которые соответствуют основным профессиям. Сделали актуальными требования в области квалификации, которые предъявляются к специалистам нового времени. Данные требования разработаны таким образом, чтобы принимать во внимание современные запросы, которые существуют на рынке труда.
Поэтому одна из главных задач, которую необходимо решить в области реформирования системы непрерывного профессионального образования – это создание национальной единой самодостаточной системы квалификаций. Также необходимо разработать новые профессиональные стандарты и системы сертификации квалификаций.
С учетом этих целей произошли изменения в основополагающих документах в области образования в авиации Российской Федерации. В таких документах, как Программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ вузов Министерства транспорта Российской Федерации, Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, Концепция развития гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации.
Можно с уверенностью сказать, что эти программы направлены на усовершенствование системы подготовки авиационного персонала. Они учитывают передовой международный опыт, который был получен при сотрудничестве с иностранными партнерами.
2.3. Анализ отличительных особенностей инновационных моделей подготовки летного состава на основе компетентностного подхода
Процесс создания и внедрения новых подходов при подготовке летного состава занимает многие десятилетия в зарубежных организациях гражданской авиации.
Среди таких организаций стоит отметить следующие.
Во-первых, это Система профессиональной подготовки на основе системы авиационных квалификаций Управления по безопасности в гражданской авиации Австралии (CASA).
Во-вторых, это Передовая квалификационная программа Федерального управления гражданской авиации США (FAA).
В-третьих, это Альтернативная программа обучения и квалификаций Европейского агентства авиационной безопасности (EASA).
В-четвертых, это Методология компетентностного обучения Международной организации гражданской авиации (ICAO).
Все эти системы имеют одну цель – повысить эффективность подготовки авиационного персонала. В том числе речь идет о летном составе. Следовательно, это приведет к повышению уровня безопасности полетов.
Однако, несмотря на единую цель, системы имеют очевидные отличия.
Рассмотрим Модель компетентностного обучения Австралии. Она стала фундаментом, когда формировалась национальная система квалификаций для всех отраслей и сфер услуг.
Были разработаны и внедрены модели компетенций авиационного персонала. Все они представлены в Авиационном учебном комплекте. Эти модели являются формированием авиационной квалификационной системы. С помощью нее обучают и оценивают авиационный персонал Австралии.
В данной системе существует общегосударственная поддержка образования. Существует единая система разработки программ обучения. Происходит мониторинг и контроль квалификационной системы. Ее цель – укреплять связи и обмен компетенциями между квалификационными системами, которые существуют в различных отраслях промышленности.
Рассмотрим организацию обучения в Австралии. В этой стране обучение проводится по образовательным стандартам. Данные стандарты имеют сертификацию образовательных учреждений и учебных центров и основываются на квалификационных системах. Стандарты имеют согласование как с отраслевыми структурами, так и с органами, проводящими ежегодные различные мониторинги оценки качества. Данные системы подготовки летного состава разрабатываются государственными учреждениями. В рамках подготовки имеются специальные государственные требования, которым обязаны следовать абсолютно все учреждения и учебные центры, готовящие курсантов. Такая система есть на всех этапах и видах подготовки в авиации Австралии.