Файл: Сравнительный анализ инновационных моделей подготовки летного состава гражданской авиации 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сравнительный анализ инновационных моделей подготовки летного состава гражданской авиации
2.1 Разработанная модель процесса профессиональной подготовки летного состава
2.1. Описание функциональной модели
2.2. Реализация функциональной модели процесса профессиональной подготовки летного состава
Рассмотрим программы FAA, EASA и ICAO. Все они имеют одну общую черту. Данные программы более узко направленны. Они строятся на компетентном обучении. Такие программы подготовки летного состава всегда используются для подготовки персонала, работающие в сфере авиации.
Рассмотрим «Передовую квалификационную программу» FAA, а также аналогичную ей «Альтернативная программа обучения и квалификации» EASA. Эти программы можно использовать в замен государственных программ при подготовке авиационного персонала.
Для того, чтобы авиакомпания смогла участвовать в таких Программах, она должна неукоснительно следовать процедурам, которые есть на всех этапах Программы. При этом авиакомпания обязана предоставлять свои результаты после выполнения каждого этапа головной организации. Авиакомпания обязана доказать, что после того как был внедрен новых подход к обучению качество обучаемости улучшилось. Также следует предоставлять данные о том, что требования программы соответствуют требованиям, которые прописаны в государственных стандартах. Однако чаще всего такие требования ужесточаются в рамках данных альтернативных программ по сравнению с государственными стандартами.
Авиационные правила, которые существуют на сегодняшний момент – это FAR и EU-OPS в своем содержании имеют разделы, которые посвящены требованиям и процедурам участия в Программах. Это сделано для того, чтобы реализация Программ была как можно более эффективной.
Существует также, так называемая методология компетентностного обучения летного состава воздушных судов. Ее рекомендует внедрять ICAO. Данная методология разрабатывает эффективные образовательные программы. Ее применяют при устранении в ходе обучения какой-либо профессиональной проблемы. При этом происходит детальный анализ должности.
Данную методологию использую авиакомпании, которые хотят повысить профессиональный уровень своих работников. Также ее используют при разработке своих индивидуальных учебных материалов, которые направлены на практическую подготовку летного состава. Государства-члены ICAO могут использовать данную методологию по своему желанию. На сегодняшний день она носит рекомендательный характер. Однако использование данной методологии повышает престижность и статусность авиакомпании. Это происходит потому что методология ICAO зарекомендовала себя, как эффективный способ обучения, о чем свидетельствуют статистические данные снижения различных происшествий, связанные с человеческим фактором при управлении воздушным судном.
Таким образом, проект в области обучения, который имеется в Австралии представляет собой единую национальную высококвалифицированную систему. В рамках нее есть разработанные и доказавшие свою эффективность учебные модули. Однако отсутствует детальное описание используемой методологии.
Россия состоит в организации ICAO, поэтому у нее есть обязательства, которые заключаются в том чтобы неукоснительно соблюдать стандарты и внедрять в свое образование в области авиации практики, рекомендуемые данной организацией.
Рассмотрев различные проекты, внедряемые в образовательные программы летного состава, можно прийти к выводу о том, что проект, которые называется ПКП FAA, является одним из первых проектов, который смог доказать и показать с помощью статистических данных свою эффективность при обучении членов экипажа воздушных судов.
Если рассмотреть модели ICAO и FAA, то можно обнаружить, что в своей сущности они имеют много общего между собой. Данный факт можно объяснить там, что и та и другая модели используют единую методику, которая называется ISD.
В данной работе рассматривается процесс разработки модели профессиональной подготовки летного состава, которые основаны на методологии компетентностного обучения ICAO и FAA.
Основное внимание уделяется детальному изучению различных методов при разработке профессиональных стандартов.
Рассмотрим рисунки 1и 2 для того, чтобы проанализировать методологии компетентностного обучения, имеющиеся у FAA и ICAO.
Рисунок 1. Методология ПКП FAA.
Рисунок 2. Методология компетентностного обучения ICAO.
Преимущество методологии ICAO заключается в том, что она использует в своей работе различные формы и таблицы, которые используются при вводе и анализе информации на всех этапах профессионального обучения. Таким образом, это очень универсальная схема процесса компетентностного обучения летного состава. В свою очередь, методология FAA имеет не только этапы ISD, но и еще в ней используются методики, различная документация, которая разработана самой FAA. Данные внедрения позволяют увеличивать эффективность подготовки персонала. Внедряются методики разработки среды, которые сильно приближены к реальным условиям полета, разрабатываются различные сценарии полетов, в рамках которых отрабатываются процедуры, маневры при различных задачах.
В рамках методологии FAA ведется процесс внедрения системы, которая управляет различными данными. Эта система осуществляется сбор, анализ получаемых данных. Она сопоставляет получаемые данные, которые касаются профессиональной деятельности персонала воздушных суден, проходящих или прошедших профессиональную подготовку. Вносит различные необходимые изменения, которые направлены на улучшение образовательной программы. Также в рамках данной программы составляются отчеты, которые направляются в FAA.
У каждой рассмотренной выше методологии, безусловно, имеются те или иные преимущества перед остальными. Все эти преимущества можно объединить в единый образовательный модуль профессиональной подготовки летного состава. Однако во время создания новой модели обучения стоит сохранить обязательные компоненты методики под названием ISD.
Во-первых, разрабатываемые различные перечни должностных обязанностей должны быть представлены в форме функций, задач, а также подзадач, которые необходимо оформить соответствующим образом.
Во-вторых, необходимо провести анализ перечня документации. Цель – определить необходимые требования к знаниям, навыкам и установкам подготавливаемого персонала.
В-третьих, необходимо продумать цели, которые должны быть достигнуты в ходе профессиональной подготовки. Также стоит прописать требования, предъявляемые к обучению.
В-четвертых, следует разработать необходимые квалификационные стандарты, которые будут определять допустимые уровни деятельности летного состава.
В-пятых, необходимо определить, какие знания и навыки требуют обратить особое на себя внимание и требующие оценки.
В-шестых, стоит продумать, какие тесты следует внедрить в образовательные модули, позволяющие оценивать должным образом получаемый уровень подготовки летного состава.
В-седьмых, также необходимо разработать образовательные программы и для инструкторов, которые будут преподавать в образовательных учреждениях.
Далее, требования в области профессиональной подготовки при обучении, при оценке обучения должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга.
Затем, оценивать уровень подготовки курсантов следует таким образом, чтобы это помогало достигать поставленных целей обучения и соответствовало квалификационным стандартам.
Необходимо также предусмотреть оценку и пересмотр разрабатываемых учебных программ, с целью постоянного совершенствования учебного процесса.
На основании проведенного анализа различных представленных выше методологий профессиональной подготовки летного состава мы можем прописать необходимые требования в рамках единой модели подготовки курсантов, которые могут быть заложены в основу предполагаемой модели.
Первое требование заключается в том, что при разработке модели стоит учитывать методику ISD.
Далее, модель должна быть основана на методологиях FAA и ICAO.
Помимо этого разрабатываемая модель должна быть направлена на решение образовательного процесса для определенной должности конкретного типа воздушного судна.
Данная модель должна быть организована так, чтобы она обеспечивала непрерывный процесс обучения. В ее состав должны входить первоначальная подготовка, далее – повышение квалификации, и на заключительном этапе должна проходить переподготовка летного состава.
В данную модель образовательного процесса должны входить такие модули, как теоретический (основы теории летного процесса), тренажерный (проведение практических занятий в различных предлагаемых условиях на тренажерах, приближенных к реальности) и летная подготовка, которая заключается в отработка приобретенных навыков по управлению воздушным судном.
Глава 2. Рассмотрение одной из моделей инновационного метода профессиональной подготовки летного состава
2.1 Разработанная модель процесса профессиональной подготовки летного состава
В данной главе рассмотрим одну из предлагаемых моделей инновационного метода профессиональной подготовки летного состава, которая основана на дистанционном обучении курсантов.
Рассматриваемая модель разработана на основе бизнес-процессов IDEF0. В ней система состоит из совокупности взаимодействующих между собой различных работ и некоторых функций.
В данной модели используется компетентностный подход.
Разработка модели системы профессиональной подготовки летного состава начинается с того, что необходимо разработать контекстную диаграмму (рисунок 3).
Рисунок 3. Контекстная диаграмма модели.
После того как была представлена общая картина системы, необходимо произвести, так называемую, декомпозицию модели до тех пор, пока не будет достигнут необходимый уровень подробности описания. Необходимо отметить тот факт, что синтаксис, которые используется при описании систему в целом и любого одного из его фрагментов всегда одинаков на протяжении всей модели (рисунок 4).
Рисунок 4. Модель процесса ПП ЛС на основе синтеза зарубежных моделей процесса ПП ЛС.
2.1. Описание функциональной модели
В представленной модели, которая была разработана при использовании методики ISD, включает в себя три фазы разработки образовательного решения.
Во-первых, это анализ всего образовательного процесса.
Во-вторых, это проектирование программных модулей.
В-третьих, это оценка полученных результатов, которые лягут в основу совершенствования полученной модели (рисунок 5).
Рассмотрим первую фазу, которая называется анализ. Она состоит из трех этапов, которые необходимо пройти.
На первом этапе производится предварительный анализ. Он позволит наметить цели, которые необходимо достигнуть в ходе разработки программы обучения.
На втором этапе формируется профессиональный стандарт. Этот стандарт является основой будущей программы.