Файл: В начальной общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Также различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее  на собственные мысли, чувства и переживания [7].

Как уже говорилось, внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют основные свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания [23].

В учебнике Ирины Владимировны Дубровиной указывается, что сосредоточенность  это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту.

А устойчивость  это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону [7].

У учащихся начальных классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Первоклассники чаще всего имеют рассеянное и неразвитое внимание. И многие учащиеся 2-4-х классов показывают низкий уровень произвольного внимания. Устойчивость внимания первоклассники, например, могут сохранять 30-35 минут, а учащиеся третьего класса могут сохранять внимание непрерывно в течение урока. Очень важно периодически менять виды работ, чтобы не наступило утомление [15].

Степень или сила сосредоточенности  это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация – это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

В школе, слушая живой, яркий рассказ учителя, дети могут не обратить внимания на звонок, возвещающий об окончании урока. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младших школьников небольшой, меньшей, чем у подростков и старших учащихся. Поэтому учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание младших школьников [17].

Объем  это количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно. Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека. В работе группы психологов А. К. Марковой, А. Г. Лидере, Е. Л. Яковлевой «Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте» приведены нормативы объема внимания: 8-9 лет  объем внимания 2-5 единиц (среднее – 3) 10-11 лет  объем внимания 3-6 единиц (среднее значение – 4) 12-14 лет  объем внимания 3-7 единиц (среднее значение – 5) [15].


Распределение внимания  это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание.

Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений [7].

Учащиеся 1-го класса, давая ответ у доски, способны сначала сказать, а лишь потом написать предложение. К 8 годам становится нормой распределение внимания на 2 учебных объекта, если одно из необходимых действий хоть в какой-то степени автоматизировано. Поэтому, если у школьника автоматизировался процесс письма, тогда он может научиться одновременно при этом говорить, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но способствовать развитию этого умения необходимо [15].

Переключение  это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нравится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому [7].

Как показал анализ литературы и источников внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно развивается, увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, и само это внимание становится более сильным и более устойчивым [23].

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Внимание школьников 3 и 4 класса отличается довольно продолжительной устойчивостью. Поэтому при разнообразии в работе, небольших паузах для отдыха школьники без особого напряжения могут сохранять внимание в течение всего урока [14].



Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями [7].

Обобщив все выше сказанное можно сказать, что внимание связано с возрастом учащегося. В первом классе ученики слабо распределяют внимание, а в некоторых случаях и вовсе не способны его распределить. Умение распределять внимание нарастает у школьника от класса к классу. У учащихся первого класса небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной особенностью торможения. Несовершенство тормозных механизмов, незрелость самих высших центров приводит к тому, что младшие школьники отличаются повышенной возбудимостью. Если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время школьных занятий.

К концу третьего года обучения у школьников, как правило, возрастает и совершается способность распределения и переключения внимания. Ученики 3 класса могут одновременно следить за содержанием того, что они пишут в тетрадь, за безошибочностью письма, за своей позой, а также за тем, что говорит учитель. Они слышат указания учителя, не прекращая работы.

Анализ литературы показывает, что внимание необходимо младшему школьнику в учебной деятельности, так как именно в начальных классах закладываются основы успехов в будущем. В результате этой деятельности учащиеся четвертого класса становятся более внимательными, чем учащиеся первого класса: у них возрастает и совершенствуется способность к устойчивости, распределению и переключению внимания, увеличению объема внимания [18].

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели внимание как психический процесс и ввели понятие «внимание», которое представляет собой способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие. Так же мы узнали о свойствах и видах внимания, выделив среди них, такие как устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания. В первом параграфе мы описали основные виды внимания – непроизвольное, произвольно, послепроизвольное, внешнее и внутреннее и определили особенности внимания детей младшего школьного возраста. Так, мы выяснили, что все свойства внимания развиваются на протяжении младшего школьного возраста. Изучение внимания как психического познавательного процесса подтвердило необходимость его развития в начальной общеобразовательной школе как условия восприятия, понимания и усвоения учебного материала.

1.2. Приемы и средства развития внимания у младших школьников

на уроках в начальной общеобразовательной школе
Детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчеркивал Л. С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные [3].

В учебнике И. В. Дубровиной описана интересная мысль Л. С. Выготского о том, что педагогу следует проявлять заботу как к вниманию, так и к рассеянности, и что глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает истины, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе. «Секрет превращения рассеянности во внимание есть, в сущности говоря, секрет перевода стрелки внимания с одного направления на другое и достигается он общим воспитательным приемом переноса интереса с одного предмета на другой, путем связывания их обоих. В этом и заключается основная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внешнего внимания во внимание произвольное» [7].

Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его раскрытия и изложения. Очень важно для организации внимания умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком,  возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность [15].

Среди средств развития внимания детей выделяют: игры, упражнения, иллюстрации.

Рассмотрим данные средства развития внимания, так как они позволяют заинтересовать, вызвать положительные эмоции, что повышает эффективность обучения. Так же данные средства дают возможность организовать индивидуальный и дифференцированный подходы к учащимся. [22].

Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Именно в игровой форме ученики младшего школьного возраста запоминают все самое яркое и необычное, учатся концентрироваться на главных элементах и удерживать их в поле своего зрения долгое время.


Например, игра «Запрещенное движение». Учитель объясняет, что все ребята должны повторять движения, которые он будет показывать, кроме одного,  «запрещенного», скажем обхвата руками головы. Водящий совершает различные движения руками, ногами, головой, корпусом. Улучив подходящий момент, показывает неожиданно «запрещенное» движение. Кто его повторит или даже только попытается повторить, тот считается нарушившим правила игры и должен выйти из игры. Данная игра направлена на развитие устойчивости, концентрации, переключения, увеличения объема внимания [20].

Рассмотрим игру «Нос – пол – потолок»: учитель предлагает детям поиграть, при этом, не поддаваясь на провокацию. Он будет произносить слова: «нос», «пол», «потолок», а показывать либо на верный, либо на неверный объект. Например, называет нос, а показывает на потолок. Дети же должны тоже показывать пальцем, но только на тот объект, который проговаривается. Их задача  быть сосредоточенными на называемом слове и показать в верном направлении. Игра направлена на развитие устойчивости, концентрации, переключения, увеличения объема внимания.

Еще одним примером является игра «Слушай звуки!». Суть ее заключается в том, что каждый ребенок выполняет движения в соответствии с услышанными звуками: низкий звук  становится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), высокий звук  становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук). Игра направлена на развитие внимания.

Упражнение среди практических средств отличается наибольшей эффективностью. Упражнение – это средство обучения, представляющий собой планомерное организованное повторение выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками [20].

Остановимся на некоторых примерах упражнений, которые могут быть использованы для развития внимания младших школьников. Например, Упражнение «Найди слова». Данное упражнение уместно на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж. Упражнение направлено на развитие произвольности и концентрации внимания.