ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Воронкова В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / В. В. Воронкова. – Москва: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
3. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка / Л. С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2004. – 512 с.
4. Гальперин П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. – Москва: Книжный дом, 2000. – 336 с.
5. Гриценко Т. В. Опыт работы учителя начальных классов на тему: «Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения через использование учебно-дидактических игр в урочной и внеурочной деятельности» [Электронный ресурс] / Т. В. Гриценко; Сайт infourok.ru. – Режим доступа: https://infourok.ru/ (дата обращения: 16.01.2020).
6. Добрынин Н. Ф. Психология внимания: хрестоматия / Н. Ф. Добрынин. – Москва: ЧеРо, 2001. – 858 с.
7. Дубровина И. В. Психология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A. M. Прихожан. – Москва: Издательский центр Академия, 1999. 464 с.
8. Ермолаев О. Ю. Внимание школьника / О. Ю. Ермолаев, Т. М. Марютина, Т. А. Мешкова. – Москва: Знание, 1987. – 80 с.
9. Залевская Т. И. Опыт работы учителя начальных классов на тему: «Развитие внимания и мышления учащихся младших классов» [Электронный ресурс] / Т. И. Залевская; сайт infourok.ru. – Режим доступа: https://infourok.ru/ (дата обращения: 20.01.2020).
10. Крутецкий В. А. Психология: учеб. для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий. – Москва: Просвещение, 1980. – 352 с.
11. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – Санкт- Петербург: Питер, 2006. – 320 с.
12. Методические рекомендации по развитию внимания у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // сайт Методические рекомендации. – Режим доступа: https//studwood.ru/ (дата обращения 28.02.2021).
13. Организация внимания учащихся на уроках [Электронный ресурс] // Сайт Инфоурок. – Режим доступа: https://infourok.ru/ (дата обращения: 3.11.2019).
14. Особенности внимания младших школьников [Электронный ресурс] // Сайт Психология. – Режим доступа: https://psixologiya.org/ (дата обращения: 15.10.2019).
15. Особенности развития внимания младшего школьника и его коррекция [Электронный ресурс] // Сайт Открытый урок. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/ (дата обращения 10.09.2019).
16. Психолого-педагогические условия развития произвольного внимания младших школьников [Электронный ресурс] // Сайт Образовательный портал. – Режим доступа: http://ext.spb.ru/ (дата обращения: 18.02.2021)
17. Развитие внимания в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Сайт Инфоурок. Режим доступа: https://infourok.ru/ (дата обращения: 10.09.2019).
18. Развитие внимания у младших школьников [Электронный ресурс] // Сайт Мультиурок. – Режим доступа: https://multiurok.ru/ (дата обращения: 15.10.2019).
19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 685 с.
20. Сборник упражнений для развития внимания в процессе обучения младших школьников [Электронный ресурс] // Сайт Инфоурок. – Режим доступа: https://infourok.ru/ (дата обращения: 3.11.2019).
21. Сосновская Е. В. Развитие внимания младших школьников на уроках [Электронный ресурс] / Е. В. Сосновская; сайт Психолого-педагогические условия развития внимания младших школьников. – Режим доступа: https://docviwer/ru/ (дата обращения: 28.02.2021).
22. Средства развития внимания детей в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Сайт Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 23.10.2019).
23. Ступницкий В. П. Психология: учеб. для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. – Москва: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2013. 520 с.
24. Узнадзе Д. Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе. – Москва: Питер, 2004. – 413 с.
25. Упражнения для развития внимания у младших школьников [Электронный ресурс] // Сайт Мастер речь: учимся выражать себя. – Режим доступа: https://deton-vrn.ru/ (дата обращения: 23.09.2019).
Приложение 1
Упражнения, направленные на развитие внимания у младших школьников
-
Упражнение «Найди слова»
Цель: развитие концентрации внимания
Ход работы: детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.
Например:
РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ
НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ
-
Упражнение «Что изменилось?»
Цель: развитие объема внимания.
Ход работы: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены? За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.
-
Упражнение «Не собьюсь»
Цель: развитие концентрации, распределения внимания
Ход работы: по сигналу играющий начинает счёт до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо него игрок подпрыгивает (или говорит «не скажу», «не собьюсь», «гол», или мяукает, или квакает и т.д.). Самый внимательный игрок тот, кто ни разу не произнесёт запрещённое число и вовремя подпрыгнет. Числа в игре можно менять.
-
Упражнение «Найди отличия»
Цель: развитие концентрации внимания
Ход работы: Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
-
Упражнение «Сделай как я»
Цель: развитие концентрации и объема внимания
Ход работы: Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
-
Упражнение «Часы»
Цель: формирование концентрации внимания.
Ход работы: В игре могут принимать участие 13 человек (из них один ведущий). Дети встают в круг. Ведущий предлагает им изображать циферблат больших часов, каждый ребёнок стоит у определённого числа. Договариваются о том, где будут 12 часов. Один из участников игры встаёт в центре, он должен называть время. Ведущий объясняет участникам игры, что ребёнок, стоящий там, где должна находится часовая стрелка в это время, должен сделать один хлопок, а тот ребёнок, который стоит там, где будет находиться минутная стрелка, должен сделать два хлопка. Тот из ребят, кто ошибается, становится в центре круга, и будет называть время.
-
Упражнение «Ищи безостановочно»
Цель: увеличение объёма внимания
Ход работы: В течении 10-15 секунд ребенок должен увидеть вокруг себя, как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п). По сигналу учителя один ребёнок начинает перечисление, другие его дополняют.
-
Упражнение «Поем вместе»
Цель: развитие концентрации внимания
Ход работы: Учитель предлагает спеть вместе песню, например, «Голубой вагон» или «Улыбку». Причём, если учитель хлопает в ладоши 1 раз, все начинают дружно петь вслух. Если хлопает 2 раза, все продолжают петь, но только мысленно про себя. Если хлопает опять 1 раз, все снова продолжают петь вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь из участников не ошибётся. Тот из ребят, кто ошибается, сам становится ведущим.
-
Упражнение «Рыба, птица, зверь»
Цель: развитие способности к переключению внимания
Ход работы: Дети сидят в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трёх) назвать, в данном случае, рыбу. Причём, названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторяется (задержка ответа тоже считается ошибкой), то ребёнок выбывает из игры, оставляя свой «фант» ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту».
-
«Перекличка - путанка»
Цель: развитие произвольного внимания
Ход работы: ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия - нет; фамилия правильная, имя не то). Дети внимательно слушают и окликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.
Источник: Комплекс заданий по развитию внимания младших школьников [Электронный ресурс] // Сайт Электронный журнал Экстернат.РФ. – Режим доступа: http://ext.spb.ru/ (Дата обращения: 12.12.2019.)
Приложение 2
Диагностические материалы для определения развития внимания у детей младшего школьного возраста
-
«Исправь ошибки»
Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке выполнения работ.
Ход работы: для диагностики можно использовать письменные работы учащихся по русскому языку, математике, содержащие еще не исправленные ошибки. Можно использовать и специально приготовленные тексты, содержащие определенное число ошибок.
Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только нашли, но и исправили.
Готовый текст задания:
Старые лебеди склонили горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шыпучи и плодовиты.
Обработка полученных данных: надо найти частное от деления разности между числами правильно найденных ошибок и числом неверно подчеркнутых ошибок на общее число действительно содержащихся в тексте ошибок. Если это частное близко к 1, то уровень развития устойчивости внимания ученика достаточно высок. Если частное ниже 0,5 — внимание очень неустойчиво, требуется развитие этого качества.
Оценить выполнение предложенного задания можно и по абсолютным цифрам:
не заметили 2 ошибки — хорошее внимание;
не заметили 3—4 ошибки — средний уровень внимания;
не заметили 5 и более ошибок — низкий уровень внимания.
-
«Проставь значки»
Цель: установить уровень переключения и распределения внимания
Ход работы: ребёнку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков поставить тот знак, который задан на образце (галочку, черту, плюс или точку). Ребёнок выполняет задание в течение двух минут
Обработка полученных данных: общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле: 0,5N - 2,8n, где:
S - показатель переключения и распределения внимания
N - количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение 2 минут
n- количество ошибок, допущенных во время выполнения задания (неправильно поставленные знаки или пропущенные)
9-10 баллов – высокий, 5-8 баллов – средний, 0-4 баллов - низкий
-
«Методика точек»
Цель: оценить объем внимания ребенка
Ход работы: Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке