ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Другой пример – упражнение «Что изменилось?». Ребенок должен в течение 30 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение. Упражнение направлено на развитие произвольности и объема внимания. Также данное упражнение направлено на развитие памяти
Еще одним примером является упражнение «Не собьюсь»: ребенок считает вслух от 1 до 30, но вместо чисел, включающих тройку, или кратных трем, ему нужно говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь, семь,…». Упражнение направлено на развитие концентрации и произвольности внимания [25].
Также существуют такие упражнения как: «Найди отличия», «Сделай как я», «Часы» и т.д. Данные упражнения можно использовать на уроках для развития внимания детей. Более подробно с данными упражнениями можно познакомиться в Приложении 1.
Важно помнить, что в начале обучения в школе мышление ребенка еще наглядно-образное, а в дальнейшем формируется и развивается словесно-логическое. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, необходимо использовать иллюстрации.
Иллюстрация – как правило, применяется в сочетании с другими методами. В ходе урока на этапах сообщения новых знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы могут демонстрироваться реальные объекты, учебно-наглядные пособия, символические и схематические изображения.
Обучение детей с нарушением внимания строится на широком использовании наглядности. В младших классах отдается предпочтение естественно-натуральным предметам и иллюстрационно-изобразительным средствам: рисункам, картинам [22].
Чтобы наглядные средства обучения способствовали повышению эффективности процесса преподавания, необходимо учитывать особенности внимания младших школьников и соблюдать ряд требований:
-
строго ограничивать количество наглядных средств, применяемых на уроке, имея в виду, что с каждым из них нужно работать; -
не выставлять все подобранные к уроку наглядные средства сразу, а демонстрировать их последовательно; -
выбирать доступные средства наглядности, постепенно готовить учащихся к умению пользоваться более сложными ее видами; -
адаптировать средства наглядности, выпускаемых для общеобразовательной школы, с учетом возможностей детей программных требований; -
обеспечить учащимся хорошую видимость демонстрационных средств наглядности. Объемные предметы школьники должны иметь возможность осмотреть со всех сторон [2].
Для того, чтобы понять, на сколько результативна работа учителя по развитию внимания младших школьников, учитель может провести диагностику, а также наблюдать за особенностями внимания детей на уроках и во в неурочной деятельности. В Приложении 2 подробно представлены некоторые диагностические материалы. Например, для определения устойчивости, распределения и переключения внимания младших школьников используются различные задания, например, «Исправь ошибки». Данная диагностика помогает установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке выполнения работ. Для диагностики можно использовать письменные работы учащихся по русскому языку, математике, содержащие еще не исправленные ошибки. Можно использовать и специально приготовленные тексты, содержащие определенное число ошибок. Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только нашли, но и исправили.
Другой пример – тестовое задание «Проставь значки». Оно предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, то есть, соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Еще одним средством диагностики внимания младших школьников может быть задание «Запомни и расставь точки». Данное задание помогает определить объём внимания детей. Задание заключается в том, что ребенку предлагают посмотреть (не более двух секунд) и запомнить рисунок – точки на пересечении линий (четыре горизонтальных линии и четыре вертикальные, точки расположены произвольно). Таких рисунков несколько – на одном две точки, на втором – четыре, на третьем – шесть, на четвертом – восемь. Ребенку нужно несколько секунд посмотреть на рисунок и повторить его у себя на листочке. Начинать нужно с двух точек, а далее увеличивать их количество – в идеале младший школьник должен правильно отобразить хотя бы пять точек. Применение диагностических материалов и наблюдение за работой младших школьников позволит учителю понять, развивается ли внимание детей и его свойства [20].
Всем учителям известно, как трудно порой привести класс в рабочее состояние после перемены или урока физкультуры. Перевозбуждённые ребята не в состоянии сразу сосредоточиться на учебных заданиях. Для того, чтобы вызвать у детей состояние так называемого предвнимания (состояние повышенной готовности к включению в деятельность) и немного успокоить их, можно использовать такие приемы:
Знак «Внимание!» учитель поднимает круг с красным восклицательным знаком в центре.
«Кто меня слышит…»: если в классе возник шум и дети никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики наверняка услышат и поднимут правую руку. Далее учитель тихо произносит: «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые дети поднимут обе руки. Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши 2 раза». Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя. Учитель тихо произносит : «Кто меня слышит, встаньте». После этого обычно встают все ученики, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели – внимание детей обращено на него.
Внезапное резкое снижение громкости голоса может привлечь внимание шумящей аудитории. Варьирование темпа речи при объяснении материала способно активизировать внимание слушателей. Возможно модуляцией голоса дать задание следить за объяснением темы и в течение 15 минут выписать слова в тетрадь, которые учитель выделяет голосом (громко или наоборот тихо). Слова могут составлять фразу-вывод по изучаемой теме.
«Эхо»: учитель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого обучающегося повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо» [20].
Во время урока внимание ученика подчиняется распорядку учебной работы. От ребенка требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, но и к тому, что менее интересно, но обязательно для него как ученика. На этой основе происходит постепенный переход от непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного внимания [12].
Остановимся на рекомендациях, которые способствуют развитию внимания младших школьников, а именно – переходу от непроизвольного внимания к произвольному, устойчивому и сосредоточенному:
Во-первых, для того чтобы на уроке успешно велась работа по развитию внимания у детей, нужно создать благоприятные условия. В классе не должно быть ничего лишнего (украшения, картины и т.п.), что могло бы отвлечь внимание учащихся от работы. Единая форма, аккуратно убранные волосы, отсутствие украшений на голове, на груди, руках у детей (цветные заколки, цепочки, кольца) также имеют значение для организации внимания учеников.
Во-вторых, организация урока должна быть четкой, построение урока не следует часто менять. Учителю необходимо установить определенный порядок выполнения упражнений. Если приходится проводить урок в незнакомой обстановке, нужно дать время детям, чтобы они осмотрелись и потом не отвлекались, изучая различные предметы.
В-третьих, очень важно педагогу найти оптимальный темп ведения урока и четко определять баланс в сочетании двух методов: словесного и наглядного. Также при изучении нового материала полезно вовлекать учащихся в работу, чтобы они мыслили: сравнивали, сопоставляли, делали выводы.
В-четвертых, изучаемый материал должен быть доступный по своей сложности. А учителю необходимо доступно и понятно объяснить ученикам, что и как они должны выполнять. Напоминать, чтобы учащиеся при выполнении любого задания были внимательными. Если ребенок ошибается, педагог должен его остановить, объяснить ошибку, а затем продолжить работу. Также нужно приучать учащихся к самоконтролю. Например, попросить ученика рассказать, какие он сделал ошибки, выполняя задание, а что выполнено правильно
В-пятых, если учитель видит, что учащиеся устали от монотонной работы, собрать внимание можно сменой вида деятельности [13].
Проанализировав изученный материал и обобщив информацию, нам удалось обозначить психолого-педагогические условия развития внимания младших школьников. Таковыми являются:
-
Проведение различных упражнений и игр для тренировки и совершенствования свойств внимания. Примеры игр и упражнения мы рассмотрели в данном параграфе. -
Использование на уроках наглядного учебного материала, важными являются также связанность и разнообразие этого материала (способствует развитию сосредоточенности внимания). -
Использование различных приёмов, для помощи младшим школьникам в умении концентрировать свое внимание на предстоящую деятельность. -
Расширение спектра интересов младшего школьника: внимание всегда привлечено к тому, что интересно (способствует развитию устойчивости внимания). -
Правильная организация учебного процесса: смена видов деятельности, темп, разнообразие заданий, составление плана урока, правильное использование принципов и методов [16, 20].
Таким образом, можно подвести итог по второму параграфу. В данном параграфе мы рассмотрели различные методы и средства развития внимания младших школьников. Среди средств развития внимания детей мы рассмотрели: игры, упражнения и иллюстрации, так как данные средства позволяют заинтересовать детей и вызвать положительные эмоции, что повышает эффективность обучения. Сделали подборку упражнений, которая представлена в Приложении 1. Так же рассмотрели различные приемы по развитию внимания, мы выделили такие как: знак «Внимание!»; «Кто меня слышит…»; «Эхо» и т.д. После анализа и раскрытия данных приемов и средств, нам удалось обозначить психолого-педагогические условия развития внимания младших школьников.
В теоретической части выпускной квалификационной работы мы рассмотрели внимание, как психический познавательный процесс, ввели понятие «внимание», рассмотрели его виды, основные свойства развития внимания, а также описали приёмы и средства по развитию внимания. Мы отметили, что именно в младший школьный период непроизвольное внимание уступает произвольному, именно в данный период жизни у человека активно развиваются свойства внимания. Мы подробно описали такие свойства как концентрация, распределение, переключение и объем внимания, а так же указали, как данные свойства развиваются у младших школьников. Стоит отметить, что данные свойства развиваются у младших школьников на протяжении всего младшего школьного возраста.
Большое влияние на данные процессы оказывает учебная деятельность, а именно использование приемов и средств, которые необходимо организовывать в соответствии с особенностями младшего школьного возраста и психолого-педагогическими условиями развития внимания. Мы выяснили, что именно игры, упражнения и иллюстрации, а так же различные приемы помогают ученикам младшего школьного возраста на уроках запоминать все самое яркое и необычное, учатся концентрироваться на главных элементах и удерживать их в поле своего зрения долгое время. Из всего выше сказанного можно сказать, что для успешного развития внимания у младших школьников на уроках необходимы психолого-педагогические условия, к которым мы можем отнести проведение различных упражнений и игр, использование на уроках наглядного учебного материала и различных приемов, расширение спектра интересов младшего школьника и правильная организация учебного процесса.