Файл: В начальной общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другой пример – упражнение «Что изменилось?». Ребенок должен в течение 30 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение. Упражнение направлено на развитие произвольности и объема внимания. Также данное упражнение направлено на развитие памяти 

Еще одним примером является упражнение «Не собьюсь»: ребенок считает вслух от 1 до 30, но вместо чисел, включающих тройку, или кратных трем, ему нужно говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь, семь,…». Упражнение направлено на развитие концентрации и произвольности внимания [25].

Также существуют такие упражнения как: «Найди отличия», «Сделай как я», «Часы» и т.д. Данные упражнения можно использовать на уроках для развития внимания детей. Более подробно с данными упражнениями можно познакомиться в Приложении 1.

Важно помнить, что в начале обучения в школе мышление ребенка еще наглядно-образное, а в дальнейшем формируется и развивается словесно-логическое. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, необходимо использовать иллюстрации.

Иллюстрация – как правило, применяется в сочетании с другими методами. В ходе урока на этапах сообщения новых знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы могут демонстрироваться реальные объекты, учебно-наглядные пособия, символические и схематические изображения.

Обучение детей с нарушением внимания строится на широком использовании наглядности. В младших классах отдается предпочтение естественно-натуральным предметам и иллюстрационно-изобразительным средствам: рисункам, картинам [22].

Чтобы наглядные средства обучения способствовали повышению эффективности процесса преподавания, необходимо учитывать особенности внимания младших школьников и соблюдать ряд требований:

  • строго ограничивать количество наглядных средств, применяемых на уроке, имея в виду, что с каждым из них нужно работать;

  • не выставлять все подобранные к уроку наглядные средства сразу, а демонстрировать их последовательно;

  • выбирать доступные средства наглядности, постепенно готовить учащихся к умению пользоваться более сложными ее видами;

  • адаптировать средства наглядности, выпускаемых для общеобразовательной школы, с учетом возможностей детей программных требований;

  • обеспечить учащимся хорошую видимость демонстрационных средств наглядности. Объемные предметы школьники должны иметь возможность осмотреть со всех сторон [2].


Для того, чтобы понять, на сколько результативна работа учителя по развитию внимания младших школьников, учитель может провести диагностику, а также наблюдать за особенностями внимания детей на уроках и во в неурочной деятельности. В Приложении 2 подробно представлены некоторые диагностические материалы. Например, для определения устойчивости, распределения и переключения внимания младших школьников используются различные задания, например, «Исправь ошибки». Данная диагностика помогает установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке выполнения работ. Для диагностики можно использовать письменные работы учащихся по русскому языку, математике, содержащие еще не исправленные ошибки. Можно использовать и специально приготовленные тексты, содержащие определенное число ошибок. Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только нашли, но и исправили.

Другой пример – тестовое задание «Проставь значки». Оно предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, то есть, соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Еще одним средством диагностики внимания младших школьников может быть задание «Запомни и расставь точки». Данное задание помогает определить объём внимания детей. Задание заключается в том, что ребенку предлагают посмотреть (не более двух секунд) и запомнить рисунок – точки на пересечении линий (четыре горизонтальных линии и четыре вертикальные, точки расположены произвольно). Таких рисунков несколько – на одном две точки, на втором – четыре, на третьем – шесть, на четвертом – восемь. Ребенку нужно несколько секунд посмотреть на рисунок и повторить его у себя на листочке. Начинать нужно с двух точек, а далее увеличивать их количество – в идеале младший школьник должен правильно отобразить хотя бы пять точек. Применение диагностических материалов и наблюдение за работой младших школьников позволит учителю понять, развивается ли внимание детей и его свойства [20].

Всем учителям известно, как трудно порой привести класс в рабочее состояние после перемены или урока физкультуры. Перевозбуждённые ребята не в состоянии сразу сосредоточиться на учебных заданиях. Для того, чтобы вызвать у детей состояние так называемого предвнимания (состояние повышенной готовности к включению в деятельность) и немного успокоить их, можно использовать такие приемы:



Знак «Внимание!»  учитель поднимает круг с красным восклицательным знаком в центре.

«Кто меня слышит…»:  если в классе возник шум и дети никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики наверняка услышат и поднимут правую руку. Далее учитель тихо произносит: «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые дети поднимут обе руки. Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши 2 раза». Тут раздадутся хлопки, которые  настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя. Учитель тихо произносит : «Кто меня слышит, встаньте». После этого обычно встают все ученики, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели – внимание детей обращено на него.

 Внезапное резкое снижение громкости голоса может привлечь внимание шумящей аудитории. Варьирование темпа речи при объяснении материала способно активизировать внимание слушателей. Возможно модуляцией голоса дать задание следить за объяснением темы и в течение 15 минут выписать слова в тетрадь, которые учитель выделяет голосом (громко или наоборот тихо). Слова могут составлять фразу-вывод по изучаемой теме.

«Эхо»: учитель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого обучающегося повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо» [20].

Во время урока внимание ученика подчиняется распорядку учебной работы. От ребенка требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, но и к тому, что менее интересно, но обязательно для него как ученика. На этой основе происходит постепенный переход от непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного внимания [12].

Остановимся на рекомендациях, которые способствуют развитию внимания младших школьников, а именно – переходу от непроизвольного внимания к произвольному, устойчивому и сосредоточенному:

Во-первых, для того чтобы на уроке успешно велась работа по развитию внимания у детей, нужно создать благоприятные условия. В классе не должно быть ничего лишнего (украшения, картины и т.п.), что могло бы отвлечь внимание учащихся от работы. Единая форма, аккуратно убранные волосы, отсутствие украшений на голове, на груди, руках у детей (цветные заколки, цепочки, кольца) также имеют значение для организации внимания учеников.

Во-вторых, организация урока должна быть четкой, построение урока не следует часто менять. Учителю необходимо установить определенный порядок выполнения упражнений. Если приходится проводить урок в незнакомой обстановке, нужно дать время детям, чтобы они осмотрелись и потом не отвлекались, изучая различные предметы.


В-третьих, очень важно педагогу найти оптимальный темп ведения урока и четко определять баланс в сочетании двух методов: словесного и наглядного. Также при изучении нового материала полезно вовлекать учащихся в работу, чтобы они мыслили: сравнивали, сопоставляли, делали выводы.

В-четвертых, изучаемый материал должен быть доступный по своей сложности. А учителю необходимо доступно и понятно объяснить ученикам, что и как они должны выполнять. Напоминать, чтобы учащиеся при выполнении любого задания были внимательными. Если ребенок ошибается, педагог должен его остановить, объяснить ошибку, а затем продолжить работу. Также нужно приучать учащихся к самоконтролю. Например, попросить ученика рассказать, какие он сделал ошибки, выполняя задание, а что выполнено правильно

В-пятых, если учитель видит, что учащиеся устали от монотонной работы, собрать внимание можно сменой вида деятельности [13].

Проанализировав изученный материал и обобщив информацию, нам удалось обозначить психолого-педагогические условия развития внимания младших школьников. Таковыми являются:

  1. Проведение различных упражнений и игр для тренировки и совершенствования свойств внимания. Примеры игр и упражнения мы рассмотрели в данном параграфе.

  2. Использование на уроках наглядного учебного материала, важными являются также связанность и разнообразие этого материала (способствует развитию сосредоточенности внимания).

  3. Использование различных приёмов, для помощи младшим школьникам в умении концентрировать свое внимание на предстоящую деятельность.

  4. Расширение спектра интересов младшего школьника: внимание всегда привлечено к тому, что интересно (способствует развитию устойчивости внимания).

  5. Правильная организация учебного процесса: смена видов деятельности, темп, разнообразие заданий, составление плана урока, правильное использование принципов и методов [16, 20].

Таким образом, можно подвести итог по второму параграфу. В данном параграфе мы рассмотрели различные методы и средства развития внимания младших школьников. Среди средств развития внимания детей мы рассмотрели: игры, упражнения и иллюстрации, так как данные средства позволяют заинтересовать детей и вызвать положительные эмоции, что повышает эффективность обучения. Сделали подборку упражнений, которая представлена в Приложении 1. Так же рассмотрели различные приемы по развитию внимания, мы выделили такие как: знак «Внимание!»; «Кто меня слышит…»; «Эхо» и т.д. После анализа и раскрытия данных приемов и средств, нам удалось обозначить психолого-педагогические условия развития внимания младших школьников.


В теоретической части выпускной квалификационной работы мы рассмотрели внимание, как психический познавательный процесс, ввели понятие «внимание», рассмотрели его виды, основные свойства развития внимания, а также описали приёмы и средства по развитию внимания. Мы отметили, что именно в младший школьный период непроизвольное внимание уступает произвольному, именно в данный период жизни у человека активно развиваются свойства внимания. Мы подробно описали такие свойства как концентрация, распределение, переключение и объем внимания, а так же указали, как данные свойства развиваются у младших школьников. Стоит отметить, что данные свойства развиваются у младших школьников на протяжении всего младшего школьного возраста.

Большое влияние на данные процессы оказывает учебная деятельность, а именно использование приемов и средств, которые необходимо организовывать в соответствии с особенностями младшего школьного возраста и психолого-педагогическими условиями развития внимания. Мы выяснили, что именно игры, упражнения и иллюстрации, а так же различные приемы помогают ученикам младшего школьного возраста на уроках запоминать все самое яркое и необычное, учатся концентрироваться на главных элементах и удерживать их в поле своего зрения долгое время. Из всего выше сказанного можно сказать, что для успешного развития внимания у младших школьников на уроках необходимы психолого-педагогические условия, к которым мы можем отнести проведение различных упражнений и игр, использование на уроках наглядного учебного материала и различных приемов, расширение спектра интересов младшего школьника и правильная организация учебного процесса.