Файл: 1 Понятие и виды интернетзависимости.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Психолог Т. Е. Тагинцева описывает психологические и физические симптомы, которые уже появились у подростков, зависимых от Интернета. К психологическим симптомам относятся: отсутствие силы воли и желания изменить свое поведение; подростки чувствуют себя подавленными, одинокими и бесполезными, если их деятельность не связана с Интернетом; они делают все возможное, чтобы скрыть свое пользование Интернетом от семьи и друзей. К физическим симптомам относятся: сухость глаз; боли в руках, так как руки находятся в напряжении; нарушенный режим дня; нарушение личной гигиены; появление боли в спине и позвоночнике; появление головных болей.

В результате интернет-зависимость может ухудшить качество жизни ребенка. В то же время, чувство расстройства и раздражения в Интернете может привести к психологической нестабильности. Следует также отметить, что впоследствии у детей развивается апатия по отношению к окружающим.

Изучив роль компьютера и интернета на деятельность детей, можно сказать, что роль социальных сетей в развитии детей и подростков в основном изучается с точки зрения психологии личности и разнообразия. Исследователи пытались определить различные факторы, объясняющие возникновение интернет-зависимости и разнообразное использование социальных сетей.

К негативным последствиям воздействиям интернета на ребенка относят: агрессия у детей, вызванная чрезмерным увлечением жестокими играми; ложные убеждения и неправильные представления о мире. Дети, не страдающие компьютерной зависимостью, представляли себе красочный мир, полный солнечного света, деревьев и людей. В отличие от них, на рисунках детей с компьютерной зависимостью четко прослеживались агрессия, тревога, насилие и страх. На этих рисунках даже было изображено оружие и мертвые люди; проблемы социализации. Дети не ищут друзей в реальном мире, а погружаются в виртуальный мир.

Интернет имеет свои недостатки, но у него есть и много преимуществ. Психотерапевт Н. Н. Нарицына, говорит, что не научить детей пользоваться компьютером сегодня – все равно что не отправить их в школу. Другие говорят, что лучше приобщать детей к компьютеру гораздо раньше. Лучше начать с компьютерных игр и переходить к обучающим программам, когда они освоят азы. Результаты превзошли все ожидания. Образовательное программное обеспечение следует одному из основных принципов успеха в учебе: обучение должно быть увлекательным.


Рассмотрев организацию и методическое обеспечение исследования, можно сказать, что исследование включает 20 участников в возрасте 6-9 лет и использует три метода для определения уровня интернет-зависимости у детей.

Проанализировав результаты психологического исследования, можно отметить, что методика Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот показала, больше половины опрошенных учеников 1–2 класса «МБОУ СОШ №2» посёлка Чернянка являются зависимыми от интернета. Дети и подростки, зависимые от компьютеров, часто испытывают трудности в установлении отношений со сверстниками и группами сверстников, а также в интеграции в общество. Они находят решения своих жизненных проблем в воображаемом мире компьютеров и постепенно становятся зависимыми от них. Виртуальная среда также является средством самозащиты. Они не чувствуют себя плохо или подавленно, их некому унизить или оскорбить.

Результаты психологического исследования по методике Такера показывают, что все респонденты играют в компьютерные игры на таком уровне, который может привести к негативным последствиям для психики и здоровья ребенка. Причем количество баллов по тесту Такера среди опрошенных значительно выше нормативных значений, что говорит о серьезных проблемах среди детей в возрасте от 6 до 9 лет.

Анализ уровня влияния интернет-зависимости на девочек в возрасте от 6 до 9 лет по шкале Чена показал, что больше половины опрошенных имеют интернет-зависимость, которая в свою очередь, негативно сказывается на организме и нервной системе ребенка. Большинство из них остаются в сети на более длительное количество времени, чем планировали. Некоторые даже тратят на виртуальную жизнь больше времени, чем на отдых и сон.

Большее число опрошенных отмечают, что часто ощущают порицание со стороны других людей, в частности родных, из-за длительного времяпровождения в сети Интернет.

Рассмотрев психолого-педагогические рекомендации по предотвращению влияния интернет-зависимости на ребенка, можно сказать, что проблема компьютерной зависимости является новой и недостаточно изученной. Если поведение ребенка не очень необычно, например, он ворует деньги, прогуливает школу или ленится, родители обычно не обращают внимания на компьютерную зависимость. Однако не стоит недооценивать потенциальную опасность.

В процессе профилактики компьютерной зависимости следует придерживаться методических рекомендаций не только для того, чтобы правильно организовать учебный процесс, но и для того, чтобы эффективно сфокусироваться на ребенке и способствовать его личностному развитию.



Во время учебы важно изучить не только основные понятия интернет-зависимости, но и способы борьбы с ней.

Это исследование усилит необходимость усвоения идей о том, как работать с Интернетом, и изучения его преимуществ и негативного влияния на физическое и психическое здоровье студентов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Аникеева, Д. А. Стадии и признаки интернет зависимости / Д. А. Аникеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 4. – С. 56-57

  2. Асабина, Ю. С. Интернет-зависимость у младших школьников: причины и профилактика / Ю. С. Асабина, И. Н. Мовчан // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи : Материалы внутривузовской конференции, Магнитогорск, 09–12 октября 2019 года / Под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. – С. 43-47

  3. Баева, Е. В. Особенности организации профилактической деятельности интернет-зависимости у подростков в условиях дополнительного образования детей / Е. В. Баева, А. В. Руденко, Т. В. Шубина // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2020. – № 4(24). – С. 10-14

  4. Варламова, С.Н. Интернет-зависимость молодёжи мегаполисов: критерии и типология/ С.Н. Варламова, Е.Р. Гончарова, И.В. Соколова // Мониторинг. -2019. - № 2 - С. 165-182.

  5. Венцова, Т. Б. Индивидуально-личностные характеристики интернет-пользователей раннего юношеского возраста со склонностью к интернет-зависимости / Т. Б. Венцова, Д. Д. Шиткин // Ярославский психологический вестник. – 2020. – № 2 (47). – С. 14-16.

  6. Войскунский, А. Е. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / А. Е. Войскунский. – Москва : Акрополь, 2009. – 279 с.

  7. Гарифов, Р. И. Феномен интернет-зависимости / Р. И. Гарифов, А. С. Панфилова // Образование и педагогические в XXI веке. – 2017. – № 2. – С. 197-199.

  8. Гришин, С. Е. Интернет-зависимость молодежи / С. Е. Гришин // Информационная безопасность молодежи. – 2017. – № 2. – С. 44-47.

  9. Дубнова, К. В. Проблема Интернет-зависимости у современных детей / К. В. Дубнова // Россия сегодня: глобальные вызовы и национальные интересы. Взгляд молодых : статьи и тезисы докладов 24-ой международной молодежной научной конференции, Челябинск, 18 апреля 2019 года. – Москва: Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования "Академия труда и социальных отношений", 2019. – С. 354-355

  10. Калачева, Г. А. Интернет-зависимость в младшем школьном возрасте / Г. А. Калачева, А. А. Шклянская // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение) : Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 27–28 ноября 2020 года. – Москва: Издательский дом "Бахрах-М, 2020. – С. 249-253

  11. Кокотек, С. Э. Интернет-зависимость как разновидность аддиктивного поведения / С. Э. Кокотек, Д. В. Струкова // Вестник научной сессии факультета философии и психологии, Воронеж, 01–30 апреля 2018 года. Том Выпуск 19. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2019. – С. 106-111

  12. Короткова, А. Л. Интернет-зависимость у современных младших школьников / А. Л. Короткова, Г. Г. Халиуллина // Наука и образование: проблемы и перспективы : Материалы ежегодной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 25-летию Университета управления «ТИСБИ», Казань, 02 декабря 2018 года. – Казань: Университет управления "ТИСБИ", 2018. – С. 162-165

  13. Левин, Л. М. Отечественные исследования интернет-зависимости и погруженности в социальные сети / Л. М. Левин // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований : Сборник трудов Международной научно-практической конференции "XV Левитовские чтения": в 3-х томах, Москва, 15–16 апреля 2020 года / Министерство образования Московской области; Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии. Том 3. – Москва: Издательство "Перо", 2020. – С. 1150-1154

  14. Лобунова, А. В. Профилактика интернет-зависимости среди молодежи / А. В. Лобунова, М. В. Денисенкова // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. – 2019. – № 12. – С. 86-92.

  15. Нарицын, Н.Н. О «вреде компьютеров» / Н.Н. Нарицын // Образовательные ресурсы и технологии. – 2019. – № 4. – С. 7-12.

  16. Николаева, А. А. Зависимость молодежи от социальных сетей / А. А. Николаева, Т. С. Павлова // Образовательные ресурсы и технологии. – 2019. – № 4. – С. 7-12.

  17. Перегожин, Л. О. Психотерапия детей и подростков с зависимостью от интернета / Л. О. Перегожин // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017. – № 2. – С. 183-185.

  18. Севрюкова, Ю. И. Формирование ценностных ориентаций как фактор профилактики у подростков зависимости от интернета / Ю. И. Севрюкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 9. – С. 384-388.

  19. Тагинцева, Т. Е. Влияние социальных сетей на человека / Т. Е. Тагинцева // Современная наука : актуальные проблемы и пути их решения. – 2019. – № 10. – С. 129-131.

  20. Трофимова, К. В. Профилактика интернет-зависимости подростков / К. В. Трофимова // Дорожно-транспортный комплекс: состояние, проблемы и перспективы развития : Сборник научных трудов ХХI Республиканской технической научно-практической конференции, Чебоксары, 17 февраля 2022 года / МГТУ. – Москва: МГТУ, 2022. – С. 212-216

  21. Чухрова, М. Г. Интернет-зависимость как вариант аддиктивного поведения / М. Г. Чухрова, А. В. Ермолаева // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 2(33). – С. 231-234

  22. Шаймаганбетова, Ж. Ж. Интернет-зависимость – проблема современного общества / Ж. Ж. Шаймаганбетова, Г. С. Балтабаева // Гуманитарный трактат. – 2017. – № 20. – С. 3-5.

  23. Янг, К. С. Диагноз - интернет-зависимость / К. С. Янг // Мир Интернет. – 2000. – № 2. – С. 24-29.

  24. Goldberg, I. Internet addiction disorder / I. Goldberg // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. – 1996. – V. 3. – № 4. – P. 403- 412.

  25. Mathew S.J., Coplan J.D., Gorman J.M. Neurobiological Mechanisms of Social Anxiety Disorder // Am J. Psychiatry. - 2001. - V. 158. -№ 10. - P. 1558-1567.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

С крининговая диагностика компьютерной зависимости по методике Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот

Продолжение Приложения 1



Приложение 2

Тест Такера на выявление игровой зависимости

(модифицированный и адаптированный для несовершеннолетних

Коныгиной И. А.)



Приложение 3

Шкала Чена


Продолжение Приложения 3