Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение………………………………………………………………………. | 3 |
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики интернет-зависимости у детей | |
1.1. Понятие и виды интернет-зависимости ………………….......………… | 6 |
1.2. Психолого-педагогические особенности детей, страдающих интернет-зависимостью………………………………………………………. | 11 |
1.3. Роль компьютера и интернета на деятельность детей…………………. | 16 |
Выводы по главе 1 | 20 |
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния интернет-зависимости на ребенка | |
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования…………….. | 22 |
2.2. Анализ результатов психологического исследования………………… | 25 |
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по предотвращению влияния интернет-зависимости на ребенка…………………………………. | 35 |
Выводы по главе 2……………………………………………………............. | 41 |
Заключение ……………………………………………………………............ | 43 |
Список использованной литературы.……………………………………….. | 47 |
Приложения…………………………………………………………………… | 51 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Исследование детской интернет-зависимости особенно важно на данном этапе социального развития.
Распространение компьютерных технологий, компьютерных игр и, конечно же, Интернета оказало значительное влияние на современных детей и подростков.
С момента внедрения компьютеров в повседневную жизнь, отношения детей с компьютерами стали всемирной проблемой и одним из самых противоречивых вопросов в жизни человека. Однако у общества до сих пор нет точного представления о влиянии компьютеров на детей и о том, хорошо это или плохо. Многие родители считают, что дети должны приобщаться к компьютерам и информационным технологиям с раннего возраста, иначе они будут отставать от своих сверстников. Другие беспокоятся о вредном влиянии компьютеров, вредном влиянии Интернета и разрушительном влиянии компьютерных игр.
Важно изучить эти вопросы, особенно сегодня, когда компьютеры стали неотъемлемой частью жизни большинства людей. Функции компьютера все чаще заменяют друзей, семью, жизненные ценности и многое другое. Дети, использующие компьютер, сталкиваются с проблемами социальной адаптации, им трудно найти общий язык с окружающими. Социально важные вещи, такие как учеба и семья, становятся для них менее значимыми. Это также оказывает негативное влияние на образовательную и социальную деятельность. Игры (иногда жестокие) заставляют молодых людей поверить, что жизнь виртуальна. В результате они становятся менее терпимыми и менее ценят свою собственную жизнь и жизнь других людей.
Противоречия между теоретической разработкой проблемы и недостаточной практической разработанностью выявляет проблему исследования: психологическая профилактика интернет-зависимости у детей. Решением данной проблемы является цель нашего исследования.
Цель данной работы состоит в изучении интернет-зависимости у детей и ее профилактика.
Объектом исследования являются интернет-зависимость как психологический феномен.
Предметом исследования является профилактика интернет-зависимости у детей.
Гипотеза исследования: предполагается, что реализация программы по профилактике интернет-зависимости в условиях общеобразовательного учреждения способствует снижению уровня сформированности интернет-зависимости у детей.
Согласно поставленной цели были определены следующие задачи:
-
Рассмотреть понятие и виды интернет-зависимости. -
Исследовать психолого-педагогические особенности детей, страдающих интернет-зависимостью. -
Изучить роль компьютера и интернета на деятельность детей. -
Разработать программу и провести эмпирическое исследование. -
Проанализировать результаты исследования, направленные на изучение интернет-зависимости у детей. -
Разработать рекомендации по предотвращению влияния интернет-зависимости на ребенка.
Теоретическую основу работы составили научные труды, статьи и публикации, посвященные теме исследования интернет-зависимости детей. Среди использованных источников можно выделить работы: Асабина Ю.С., Баева Е.В., Венцова С.Н., Войскунский А.Е., Короткова А.Л., Л.М. Левин, Перегожин Л.О. и др.
В работе использовались следующие методы исследования. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, синтез. Эмпирические методы: опрос, тестирование.
Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие ученики «МБОУ СОШ №2» посёлка Чернянка: 1 класс – 10 человек, 2 класс 10 человек. Общее число испытуемых составило 20 человек.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В тексте курсовой работы содержатся 5 таблиц, 8 рисунков. Список литературы содержит 25 наименований источников. Из них 3 зарубежных авторов. Содержание работы изложено на 51 страницах.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, дается обзор методов исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты профилактики интернет-зависимости у детей» мы рассмотрели теоретические предпосылки обоснованности проблемы развития интернет-зависимости у детей. Выявлены и конкретизированы психолого-педагогические особенности детей, страдающих интернет-зависимостью.
Во второй главе «Эмпирическое исследование влияния интернет-зависимости на ребенка» мы описали организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, указали используемые методы и методики, а также проанализировали ее результаты.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени разработанности проблемы, изложены выводы исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ
1.1. Понятие и виды интернет-зависимости
Термин «интернет-зависимость» был впервые использован в 1994 году американским исследователем Айвеном Голдбергом для описания негативного влияния снижения самоконтроля в виртуальной среде на ключевые сферы функционирования человека. На основании установленных критериев человек может быть определен как интернет-зависимый. Эти критерии включают в себя постоянную тревогу, внезапное эмоциональное возбуждение, одержимость происходящим в сети и желание постоянно находиться в сети [24, c.404].
В России проблемой интернет-зависимости окончательно занялся А. Е. Войскунский в середине 2000-х годов. Основываясь на опыте зарубежных ученых и собственных исследованиях, он выделил некоторые признаки интернет-зависимости:
-
потеря аппетита и невозможность оторваться от Интернета даже на несколько минут; -
желание постепенно увеличивать количество времени, проводимого в Интернете; -
Разочарование и агрессивность при попытках и неудачах выйти в Интернет; -
желание первым узнать, что нового и важного происходит в киберпространстве; -
ложь о времени, проведенном в Интернете [6, c.112].
Интернет-зависимость – это психическое расстройство, характеризующееся рядом поведенческих проблем, чаще всего связанных с неспособностью своевременно покинуть интернет и постоянным желанием выйти в сеть.
А. A. Николаева обращает внимание на то, что интернет-зависимость включает в себя широкий спектр поведенческих зависимостей и что смартфоны и компьютеры используются не как объект, а как средство зависимости. A. A. Николаева также обращает внимание на то, что интернет-зависимость принимает множество форм. Эти формы могут быть взаимосвязаны, и человек может испытывать симптомы двух или более из них [16, c.9].
Формы интернет-зависимости представлены на рис.1.1 [16].
Рис.1.1. Формы интернет-зависимости
По мнению Ж. Ж. Шаймаганбетовой интернет-зависимость – это психическое расстройство с возбужденным и агрессивным поведением, вызванным попытками воздержания [22, c.4].
Т. Б. Венцова рассматривает интернет-зависимость как состояние, включающее следующие психосоциальные и физические расстройства личности:
-
Ограниченное взаимодействие с людьми, включая сверстников, -
Неограниченное время, проведенное в Интернете -
Фрустрация и эмоциональное расстройство при потере связи с Интернетом. -
Сниженная самооценка, -
Повышенная конфликтность [5, c.15].
А. Е. Войскунский, рассуждая об интернет-зависимости, перечисляет несколько аспектов этого явления:
-
компьютерная зависимость (компульсивная зависимость от игр, программирования и других компьютерных задач); -
«информационная перегрузка» (интернет-серфинг, компульсивный просмотр веб-страниц); -
компульсивное использование интернета (обсессивно-компульсивные игры, онлайн-аукционы, онлайн-шопинг); -
«интернет-зависимость» (социальное использование интернета, активное участие в социальных сетях) [6, c.76].
Л.О. Перегожин определяет зависимость как форму психологической самозащиты и считает, что личность убегает в интернет и «покоряется» компьютерам, интернету и мобильным устройствам [17, c.184].
По мнению Ю.И. Севрюковой, интернет-зависимость – это бегство от реальности, отказ от реального мира и сосредоточение на виртуальном. [18, c.384].
С другой стороны, Р.И. Гарифов определяет интернет-зависимость как психическое расстройство с четко выраженными поведенческими нарушениями, такими как неспособность своевременно покинуть Интернет и желание вновь подключиться к социальным сетям [7, c.54]
Анализ Ю.И. Севрюковой и Р.И. Гарифова, показывают, что интернет-зависимость – это психологическое расстройство личности, при котором человек постепенно отстраняется от реального мира, а затем начинает его отрицать [18, 7].
В своей книге С. Е. Гришин перечисляет факторы, которые приводят людей к интернет-зависимости:
-
доступ к социальной позиции, которую они не могут иметь в реальной -
неограниченный доступ к информации («информационный вампиризм»); -
способность наблюдать за жизнью и опытом других людей; -
неспособность распознать различия между людьми в интернете и игнорирование невербального языка. Начинается ролевая игра, и аутентичное «я» деактивируется. Интернет дает возможность воплощать различные идентичности [8, c.45].
Д. А. Аникеева определила алгоритм формирования интернет-зависимости у детей. Этапы представлены на рис. 1.2 [1, c.56].
Рис.1.2. Этапы формирования интернет-зависимости у детей
По мнению Е.В. Баевой, интернет-зависимость у подростков связана с периодом повышенной гормональной активности, когда социализация, знакомство с новыми людьми и контакты с противоположным полом становятся проблематичными (конечно, не для всех, но для многих). Благодаря онлайн-взаимодействию подростки могут существовать в своем собственном мире фантазий и выполнять необходимые и желаемые социальные действия, не переступая границ фантазии, что невозможно в реальности. Это основная причина, по которой подростки становятся зависимыми от Интернета, а сложными факторами, способствующими этой зависимости, являются анонимность и невозможность проверить подлинность предоставляемой информации [3, c.11].