Файл: 1 Понятие и виды интернетзависимости.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вторая причина интернет-зависимости тесно связана с предыдущей и заключается в невозможности самовыражения. Люди, которым трудно выразить себя, которые не могут отстоять свое мнение, которые боятся публичных выступлений, которые опасаются реального общественного осуждения и которые в целом не уверены в себе, могут спокойно выражать свои мысли, не опасаясь быть неуважительными или неправильно понятыми.

А. В. Лобунова рассматривает психосоциальные аспекты взаимодействия людей в Интернете и социальные причины интернет-зависимости, уделяя особое внимание роли семейного окружения. По его словам, неприятная атмосфера является одной из основных причин интернет-зависимости [14, c.87].

Таким образом, изучив понятие виды интернет-зависимости, можно сказать, что термин «интернет-зависимость» был впервые использован в 1994 году американским исследователем Айвеном Голдбергом для описания негативного влияния снижения самоконтроля в виртуальной среде на ключевые сферы функционирования человека.

В России проблемой интернет-зависимости окончательно занялся А. Е. Войскунский в середине 2000-х годов.

Интернет-зависимость – это психическое расстройство, характеризующееся рядом поведенческих проблем, чаще всего связанных с неспособностью своевременно покинуть интернет и постоянным желанием выйти в сеть.

Интернет-зависимость принимает множество форм. Эти формы могут быть взаимосвязаны, и человек может испытывать симптомы двух или более из них. К таким формам относят: интернет-гемблеров, инетернет-геймеров, интернет-трудоголиков, интернет-эротоголиков, а также интернет-покупателей.
1.2. Психолого-педагогические особенности детей, страдающих интернет-зависимостью
Поскольку интернет-зависимость имеет множество симптомов, И. Голдберг утверждает, что человека можно считать зависимым от интернета, если у него есть хотя бы три из следующих симптомов:

  1. увеличение количества времени, проводимого в Интернете;

  2. синдром «отмены» или отрицания, как при алкоголизме или наркомании;

  3. потеря контроля над временем;

  4. снижение добровольного контроля и неспособность прекратить или контролировать использование Интернета;

  5. рост материальных затрат;

  6. ухудшение или полное прекращение профессиональной деятельности из-за использования Интернета;

  7. продолжение использования Интернета, несмотря на проблемы (бессонница, проблемы в браке, опоздания на встречи, невыполненные обязательства) [24, c.406].


С. Варламова, Е. Гончарова, И. Соколова выявили факторы на макро- и микроуровне, которые способствуют развитию интернет-зависимости [4, c.170].

На основании теоретических описаний был составлен психологический портрет подростка, зависимого от интернета, который имеет ряд признаков:

  • агрессивные всплески, вызванные необходимостью отвлечься от компьютера;

  • пренебрежительное отношение к членам семьи, здоровью, учебной деятельности, домашней работе;

  • отсутствие интереса к другим сферам жизни, помимо нахождения у компьютера;

  • рассеянность и задумчивость в диалогах с окружающими;

  • расстройства сна;

  • неряшливость во внешнем виде;

  • нарушения аппетита, бесконтрольное употребление жидкостей, содержащих кофеин, таурин;

  • ярко выраженное эмоциональное настроение, подъем, возникающие во время нахождения в интернете.

Г.А. Капачева перечисляет некоторые факторы, способствующие развитию интернет-зависимости:

  • биологические (особенности нервных процессов и характер протекания эмбриогенеза);

  • социальные (быстрое освоение сети, снижение возраста интернет-пользователей, рост возможностей в сети);

  • индивидуально-психологические (особенности характера пользователя) [10, с. 250].

Согласно исследованиям Баевой, Е. В. детская интернет-зависимость проявляется в следующих деструктивных формах:

  1. Хаотичный просмотр веб-страниц (например, постоянный просмотр, переходы по ссылкам).

  2. Предпочтение виртуального общения реальному (постоянное общение, экстраверсия и отсутствие реальных друзей).

  3. Компульсивный онлайн-шопинг (постоянный просмотр интернет-магазинов без намерения что-либо купить).

  4. Игровая зависимость (слишком много времени уделяется играм в ущерб другим важным занятиям) [3, c.11].

А. Л. Короткова выделил основные причины интернет-зависимости, которые могут быть у детей. Данные причины представлены на рис.1.3 [12].



Рис.1.3. Причины интернет-зависимости у детей
По мнению А. Е. Войскунского, интернет-зависимость часто является отражением психологических проблем, таких как непопулярность среди сверстников и групп сверстников, трудности в обучении и неблагоприятная семейная обстановка. У интернет-зависимых наблюдаются расстройства настроения [6, c.103].

Американский психолог Кимберли Янг выделяет четыре симптома интернет-зависимости у детей:



  • постоянное, неконтролируемое желание проверить электронную почту;

  • подросток, который ждет допоздна, чтобы выйти в Интернет;

  • жалобы на то, что подросток проводит слишком много времени в Интернете;

  • разочарование, когда подросток понимает, что не может контролировать свое время в Интернете [23, c.25].

Психолог Т. Е. Тагинцева описывает психологические и физические симптомы, которые уже появились у подростков, зависимых от Интернета. К психологическим симптомам относятся:

  1. отсутствие силы воли и желания изменить свое поведение;

  2. подростки чувствуют себя подавленными, одинокими и бесполезными, если их деятельность не связана с Интернетом;

  3. они делают все возможное, чтобы скрыть свое пользование Интернетом от семьи и друзей.

К физическим симптомам относятся:

  • сухость глаз;

  • боли в руках, так как руки находятся в напряжении;

  • нарушенный режим дня;

  • нарушение личной гигиены;

  • появление боли в спине и позвоночнике;

  • появление головных болей [19, c.130]

По мнению Л.О. Перегожина, зависимые от интернета дети отличаются следующими особенностями, такими как:

  • плохое социальное взаимодействие со сверстниками из-за низкой самооценки и замкнутости;

  • страх взять на себя ответственность за свои действия в реальной жизни заставляет их уходить в мир Интернета, чтобы избежать проблем;

  • фрустрация;

  • вербальная и косвенная агрессия;

  • игнорирование требований со стороны значимых взрослых;

  • повышенный уровень тревожности;

  • обидчивость;

  • склонность к депрессии [17, c.185].

В результате беспорядочное и случайное использование Интернета может ухудшить качество их жизни. В то же время, чувство расстройства и раздражения в Интернете может привести к психологической нестабильности. Следует также отметить, что впоследствии у них развивается апатия по отношению к окружающим.

Таким образом, рассмотрев психолого-педагогические особенности детей, страдающих интернет-зависимостью, можно сказать, что американский психолог Кимберли Янг выделяет четыре симптома интернет-зависимости у детей: постоянное, неконтролируемое желание проверить электронную почту; подросток, который ждет допоздна, чтобы выйти в Интернет; жалобы на то, что подросток проводит слишком много времени в Интернете; разочарование, когда подросток понимает, что не может контролировать свое время в Интернете.


Психолог Т. Е. Тагинцева описывает психологические и физические симптомы, которые уже появились у подростков, зависимых от Интернета. К психологическим симптомам относятся: отсутствие силы воли и желания изменить свое поведение; подростки чувствуют себя подавленными, одинокими и бесполезными, если их деятельность не связана с Интернетом; они делают все возможное, чтобы скрыть свое пользование Интернетом от семьи и друзей. К физическим симптомам относятся: сухость глаз; боли в руках, так как руки находятся в напряжении; нарушенный режим дня; нарушение личной гигиены; появление боли в спине и позвоночнике; появление головных болей.

В результате интернет-зависимость может ухудшить качество жизни ребенка. В то же время, чувство расстройства и раздражения в Интернете может привести к психологической нестабильности. Следует также отметить, что впоследствии у детей развивается апатия по отношению к окружающим.
1.3. Роль компьютера и интернета в деятельности детей
Роль социальных сетей в развитии детей и подростков в основном изучается с точки зрения психологии личности и разнообразия. Исследователи пытались определить различные факторы, объясняющие возникновение интернет-зависимости и разнообразное использование социальных сетей. Дебаты о зависимости продолжаются до сих пор. Обсуждаются природа и статус этого явления, а также диагностические и терапевтические возможности.

Негативные последствия интернета:

  • агрессия у детей, вызванная чрезмерным увлечением жестокими играми;

  • ложные убеждения и неправильные представления о мире. Дети, не страдающие компьютерной зависимостью, представляли себе красочный мир, полный солнечного света, деревьев и людей. В отличие от них, на рисунках детей с компьютерной зависимостью четко прослеживались агрессия, тревога, насилие и страх. На этих рисунках даже было изображено оружие и мертвые люди;

  • проблемы социализации. Дети не ищут друзей в реальном мире, а погружаются в виртуальный мир;

  • развитие процедурной памяти. В 2011 году психолог Колумбийского университета провел эксперимент по изучению того, как интернет влияет на память людей. Результаты показали, что люди запоминают больше ключевых слов из «поисковых систем»;

  • снижалась концентрация внимания;

  • особенно ярко проявлялась усталость;

  • особое переутомление. Многие отмечают, что после длительного пребывания в сети Интернет, они чувствуют себя опустошенными, раздражительными и часто ошибаются в чем-либо.


Интернет имеет свои недостатки, но у него есть и много преимуществ.

Психотерапевт Н. Н. Нарицын, говорит, что не научить детей пользоваться компьютером сегодня – все равно что не отправить их в школу. Другие говорят, что лучше приобщать детей к компьютеру гораздо раньше. Лучше начать с компьютерных игр и переходить к обучающим программам, когда они освоят азы. Нарицын говорит, что результаты превзошли все ожидания. Образовательное программное обеспечение следует одному из основных принципов успеха в учебе: обучение должно быть увлекательным [15, c.8].

Хотя польза компьютеров неоспорима, нельзя игнорировать негативное влияние умных устройств на физическое и психическое здоровье детей. В частности, работа за компьютером может привести к потере зрения и гиподинамии. Вредное воздействие компьютеров на детей проявляется в виде электромагнитного излучения в организме. Большие дозы излучения, накопленные за многие годы, в конечном итоге могут привести к серьезным последствиям. Длительное воздействие компьютеров особенно вредно для психического здоровья детей.

Негативное влияние компьютеров на детей включает в себя:

  1. Агрессивное и жестокое поведение детей, вызванное чрезмерным использованием аркадных игр и полувоенных игр;

  2. Неправильные представления о мире. Было проведено исследование под названием «Воображение мира». Дети, которые не были зависимы от компьютеров, рисовали яркий и красочный мир, полный солнечного света, людей и деревьев. Однако было ясно, что дети, которые целый день сидели перед экраном компьютера, проявляли повышенную тревожность, насилие и страх. Они также изображали оружие и трупы;

  3. Трудности в общении с окружающими. В прошлом детям с трудностями в общении приходилось меняться или стараться подходить определенным образом, но сейчас ситуация изменилась. Они могут пользоваться компьютером, заводить друзей в Интернете и общаться анонимно. Им не нужно реагировать на окружающих, они могут выражать себя так, как им хочется.

Поэтому влияние интернета может иметь и положительные стороны:

  1. Улучшает концентрацию внимания. Использование электронной почты и поиск информации в Интернете могут увеличить скорость реакции на визуальные стимулы.

  2. Повышает коэффициент интеллекта человека. Это может тренировать ум, например, для изучения новых технологий, головоломок и новых языков.

  3. Стимулирует развитие мозга. Поскольку мозг адаптируется к быстрой обработке новой информации, многие люди развивают специализированные нейронные сети, которые позволяют им получать доступ к нужной информации за короткое время.

  4. Существует множество компьютерных игр для развития памяти, мышления, рассуждений и координации, которые могут научить детей читать и познакомить их с чтением и иностранными языками.

  5. На сайтах дети могут изучать известные места, исторические события и документальные фильмы со всего мира, не выходя из дома,

  6. Для детей с особыми потребностями Интернет – это их друг и единственное развлечение.

  7. Интернет обладает многофункциональной функцией, которая позволяет им работать в режиме многозадачности. Они могут даже играть в игры и одновременно слушать легкую музыку [11, c.107].