Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вторая причина интернет-зависимости тесно связана с предыдущей и заключается в невозможности самовыражения. Люди, которым трудно выразить себя, которые не могут отстоять свое мнение, которые боятся публичных выступлений, которые опасаются реального общественного осуждения и которые в целом не уверены в себе, могут спокойно выражать свои мысли, не опасаясь быть неуважительными или неправильно понятыми.
А. В. Лобунова рассматривает психосоциальные аспекты взаимодействия людей в Интернете и социальные причины интернет-зависимости, уделяя особое внимание роли семейного окружения. По его словам, неприятная атмосфера является одной из основных причин интернет-зависимости [14, c.87].
Таким образом, изучив понятие виды интернет-зависимости, можно сказать, что термин «интернет-зависимость» был впервые использован в 1994 году американским исследователем Айвеном Голдбергом для описания негативного влияния снижения самоконтроля в виртуальной среде на ключевые сферы функционирования человека.
В России проблемой интернет-зависимости окончательно занялся А. Е. Войскунский в середине 2000-х годов.
Интернет-зависимость – это психическое расстройство, характеризующееся рядом поведенческих проблем, чаще всего связанных с неспособностью своевременно покинуть интернет и постоянным желанием выйти в сеть.
Интернет-зависимость принимает множество форм. Эти формы могут быть взаимосвязаны, и человек может испытывать симптомы двух или более из них. К таким формам относят: интернет-гемблеров, инетернет-геймеров, интернет-трудоголиков, интернет-эротоголиков, а также интернет-покупателей.
1.2. Психолого-педагогические особенности детей, страдающих интернет-зависимостью
Поскольку интернет-зависимость имеет множество симптомов, И. Голдберг утверждает, что человека можно считать зависимым от интернета, если у него есть хотя бы три из следующих симптомов:
-
увеличение количества времени, проводимого в Интернете; -
синдром «отмены» или отрицания, как при алкоголизме или наркомании; -
потеря контроля над временем; -
снижение добровольного контроля и неспособность прекратить или контролировать использование Интернета; -
рост материальных затрат; -
ухудшение или полное прекращение профессиональной деятельности из-за использования Интернета; -
продолжение использования Интернета, несмотря на проблемы (бессонница, проблемы в браке, опоздания на встречи, невыполненные обязательства) [24, c.406].
С. Варламова, Е. Гончарова, И. Соколова выявили факторы на макро- и микроуровне, которые способствуют развитию интернет-зависимости [4, c.170].
На основании теоретических описаний был составлен психологический портрет подростка, зависимого от интернета, который имеет ряд признаков:
-
агрессивные всплески, вызванные необходимостью отвлечься от компьютера; -
пренебрежительное отношение к членам семьи, здоровью, учебной деятельности, домашней работе; -
отсутствие интереса к другим сферам жизни, помимо нахождения у компьютера; -
рассеянность и задумчивость в диалогах с окружающими; -
расстройства сна; -
неряшливость во внешнем виде; -
нарушения аппетита, бесконтрольное употребление жидкостей, содержащих кофеин, таурин; -
ярко выраженное эмоциональное настроение, подъем, возникающие во время нахождения в интернете.
Г.А. Капачева перечисляет некоторые факторы, способствующие развитию интернет-зависимости:
-
биологические (особенности нервных процессов и характер протекания эмбриогенеза); -
социальные (быстрое освоение сети, снижение возраста интернет-пользователей, рост возможностей в сети); -
индивидуально-психологические (особенности характера пользователя) [10, с. 250].
Согласно исследованиям Баевой, Е. В. детская интернет-зависимость проявляется в следующих деструктивных формах:
-
Хаотичный просмотр веб-страниц (например, постоянный просмотр, переходы по ссылкам). -
Предпочтение виртуального общения реальному (постоянное общение, экстраверсия и отсутствие реальных друзей). -
Компульсивный онлайн-шопинг (постоянный просмотр интернет-магазинов без намерения что-либо купить). -
Игровая зависимость (слишком много времени уделяется играм в ущерб другим важным занятиям) [3, c.11].
А. Л. Короткова выделил основные причины интернет-зависимости, которые могут быть у детей. Данные причины представлены на рис.1.3 [12].
Рис.1.3. Причины интернет-зависимости у детей
По мнению А. Е. Войскунского, интернет-зависимость часто является отражением психологических проблем, таких как непопулярность среди сверстников и групп сверстников, трудности в обучении и неблагоприятная семейная обстановка. У интернет-зависимых наблюдаются расстройства настроения [6, c.103].
Американский психолог Кимберли Янг выделяет четыре симптома интернет-зависимости у детей:
-
постоянное, неконтролируемое желание проверить электронную почту; -
подросток, который ждет допоздна, чтобы выйти в Интернет; -
жалобы на то, что подросток проводит слишком много времени в Интернете; -
разочарование, когда подросток понимает, что не может контролировать свое время в Интернете [23, c.25].
Психолог Т. Е. Тагинцева описывает психологические и физические симптомы, которые уже появились у подростков, зависимых от Интернета. К психологическим симптомам относятся:
-
отсутствие силы воли и желания изменить свое поведение; -
подростки чувствуют себя подавленными, одинокими и бесполезными, если их деятельность не связана с Интернетом; -
они делают все возможное, чтобы скрыть свое пользование Интернетом от семьи и друзей.
К физическим симптомам относятся:
-
сухость глаз; -
боли в руках, так как руки находятся в напряжении; -
нарушенный режим дня; -
нарушение личной гигиены; -
появление боли в спине и позвоночнике; -
появление головных болей [19, c.130]
По мнению Л.О. Перегожина, зависимые от интернета дети отличаются следующими особенностями, такими как:
-
плохое социальное взаимодействие со сверстниками из-за низкой самооценки и замкнутости;
-
страх взять на себя ответственность за свои действия в реальной жизни заставляет их уходить в мир Интернета, чтобы избежать проблем; -
фрустрация; -
вербальная и косвенная агрессия; -
игнорирование требований со стороны значимых взрослых; -
повышенный уровень тревожности; -
обидчивость; -
склонность к депрессии [17, c.185].
В результате беспорядочное и случайное использование Интернета может ухудшить качество их жизни. В то же время, чувство расстройства и раздражения в Интернете может привести к психологической нестабильности. Следует также отметить, что впоследствии у них развивается апатия по отношению к окружающим.
Таким образом, рассмотрев психолого-педагогические особенности детей, страдающих интернет-зависимостью, можно сказать, что американский психолог Кимберли Янг выделяет четыре симптома интернет-зависимости у детей: постоянное, неконтролируемое желание проверить электронную почту; подросток, который ждет допоздна, чтобы выйти в Интернет; жалобы на то, что подросток проводит слишком много времени в Интернете; разочарование, когда подросток понимает, что не может контролировать свое время в Интернете.
Психолог Т. Е. Тагинцева описывает психологические и физические симптомы, которые уже появились у подростков, зависимых от Интернета. К психологическим симптомам относятся: отсутствие силы воли и желания изменить свое поведение; подростки чувствуют себя подавленными, одинокими и бесполезными, если их деятельность не связана с Интернетом; они делают все возможное, чтобы скрыть свое пользование Интернетом от семьи и друзей. К физическим симптомам относятся: сухость глаз; боли в руках, так как руки находятся в напряжении; нарушенный режим дня; нарушение личной гигиены; появление боли в спине и позвоночнике; появление головных болей.
В результате интернет-зависимость может ухудшить качество жизни ребенка. В то же время, чувство расстройства и раздражения в Интернете может привести к психологической нестабильности. Следует также отметить, что впоследствии у детей развивается апатия по отношению к окружающим.
1.3. Роль компьютера и интернета в деятельности детей
Роль социальных сетей в развитии детей и подростков в основном изучается с точки зрения психологии личности и разнообразия. Исследователи пытались определить различные факторы, объясняющие возникновение интернет-зависимости и разнообразное использование социальных сетей. Дебаты о зависимости продолжаются до сих пор. Обсуждаются природа и статус этого явления, а также диагностические и терапевтические возможности.
Негативные последствия интернета:
-
агрессия у детей, вызванная чрезмерным увлечением жестокими играми; -
ложные убеждения и неправильные представления о мире. Дети, не страдающие компьютерной зависимостью, представляли себе красочный мир, полный солнечного света, деревьев и людей. В отличие от них, на рисунках детей с компьютерной зависимостью четко прослеживались агрессия, тревога, насилие и страх. На этих рисунках даже было изображено оружие и мертвые люди; -
проблемы социализации. Дети не ищут друзей в реальном мире, а погружаются в виртуальный мир; -
развитие процедурной памяти. В 2011 году психолог Колумбийского университета провел эксперимент по изучению того, как интернет влияет на память людей. Результаты показали, что люди запоминают больше ключевых слов из «поисковых систем»; -
снижалась концентрация внимания; -
особенно ярко проявлялась усталость; -
особое переутомление. Многие отмечают, что после длительного пребывания в сети Интернет, они чувствуют себя опустошенными, раздражительными и часто ошибаются в чем-либо.
Интернет имеет свои недостатки, но у него есть и много преимуществ.
Психотерапевт Н. Н. Нарицын, говорит, что не научить детей пользоваться компьютером сегодня – все равно что не отправить их в школу. Другие говорят, что лучше приобщать детей к компьютеру гораздо раньше. Лучше начать с компьютерных игр и переходить к обучающим программам, когда они освоят азы. Нарицын говорит, что результаты превзошли все ожидания. Образовательное программное обеспечение следует одному из основных принципов успеха в учебе: обучение должно быть увлекательным [15, c.8].
Хотя польза компьютеров неоспорима, нельзя игнорировать негативное влияние умных устройств на физическое и психическое здоровье детей. В частности, работа за компьютером может привести к потере зрения и гиподинамии. Вредное воздействие компьютеров на детей проявляется в виде электромагнитного излучения в организме. Большие дозы излучения, накопленные за многие годы, в конечном итоге могут привести к серьезным последствиям. Длительное воздействие компьютеров особенно вредно для психического здоровья детей.
Негативное влияние компьютеров на детей включает в себя:
-
Агрессивное и жестокое поведение детей, вызванное чрезмерным использованием аркадных игр и полувоенных игр; -
Неправильные представления о мире. Было проведено исследование под названием «Воображение мира». Дети, которые не были зависимы от компьютеров, рисовали яркий и красочный мир, полный солнечного света, людей и деревьев. Однако было ясно, что дети, которые целый день сидели перед экраном компьютера, проявляли повышенную тревожность, насилие и страх. Они также изображали оружие и трупы; -
Трудности в общении с окружающими. В прошлом детям с трудностями в общении приходилось меняться или стараться подходить определенным образом, но сейчас ситуация изменилась. Они могут пользоваться компьютером, заводить друзей в Интернете и общаться анонимно. Им не нужно реагировать на окружающих, они могут выражать себя так, как им хочется.
Поэтому влияние интернета может иметь и положительные стороны:
-
Улучшает концентрацию внимания. Использование электронной почты и поиск информации в Интернете могут увеличить скорость реакции на визуальные стимулы. -
Повышает коэффициент интеллекта человека. Это может тренировать ум, например, для изучения новых технологий, головоломок и новых языков. -
Стимулирует развитие мозга. Поскольку мозг адаптируется к быстрой обработке новой информации, многие люди развивают специализированные нейронные сети, которые позволяют им получать доступ к нужной информации за короткое время. -
Существует множество компьютерных игр для развития памяти, мышления, рассуждений и координации, которые могут научить детей читать и познакомить их с чтением и иностранными языками. -
На сайтах дети могут изучать известные места, исторические события и документальные фильмы со всего мира, не выходя из дома, -
Для детей с особыми потребностями Интернет – это их друг и единственное развлечение. -
Интернет обладает многофункциональной функцией, которая позволяет им работать в режиме многозадачности. Они могут даже играть в игры и одновременно слушать легкую музыку [11, c.107].