Файл: I. теоретические основы развития диалогической речи детей дошкольного возраста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

Однако умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Дети, которые плохо владеют речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий ( Фримучкова Г.В.) [ ].

По мнению Недоспасовой Е.Н., диало­гическое общение развивается в твор­ческой игре не в результате обучения взрослого, а в результате саморазви­тия. Механизмом такого саморазвития является возникновение и разрешение противоречий между имеющимися у детей средствами. Развивать диалогическое общение в сюжетно-ролевой игре можно, но не прямо, а оказывая разви­вающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, обогащение знаний детей об окружаю­щем (прежде всего о социальных отно­шениях), через участие взрослого в детских играх в качестве партнера[ ].

Мы рассматриваем развитие сюжетно-ролевой игры как показатель ком­муникативной  компетенции детей.

Для обучения детей способам общения в игре можно применять беседы-обсуждения игровых ситуаций, предложенные воспитателем; беседы по содержанию художественных картин; игры-драматизации и беседы по ним; вовлечение в совместную деятельность и обсуждение ее организации и результатов. Этиприемы педагогического воздействия, прежде всего, направлены на ознакомление детей с социальным окружением, трудом взрослых, взаимоотношениями в трудовом коллективе. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр фильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение, развивают речевое общение. Например, при подготовке к экскурсиям воспитатель определяет ее цели, выбор объектов наблюдения, отбор речевого материала, который будет сообщен детям во время экскурсии. В дальнейшем этот речевой материал поможет детям самостоятельно варьировать в процессе сюжетно-ролевой игры. Закрепление
впечатлений от экскурсий происходит в беседах, рассматривании картинок, книг, альбомов (Бойченко Н.А.) [ ].

Использование нескольких педагогических средств в совокупности позволит воспитателю повысить уровень игровой деятельности, повлиять на игровые интересы детей, обогатить их новыми впечатлениями, а, следовательно, добиться гораздо более высокого уровня развития диалогической речи дошкольников .

Таким образом, самое сложно и важное – обдумать задачи и приемы обучения детей диалогической речи в игре. При этом ставятся задачи как ко всему детскому коллективу так и к отдельным детям .


2.2. Методическое руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах дошкольного учреждения
Для достижения оптимального результата в решении задачи по становлению общения со сверстниками, необходимо руководство со стороны педагога в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.

Традиционный подход к руководству: Игра - деятельность самостоятельная, обучать игре не надо, вмешательство педагога в детскую игру неуместно, важно дать ребенку знания из разных источников об окружающей действительности и возможность применять их на собственном опыте. В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играмиосновное внимание педагога сосредоточенона обо­гащении содержания игр.С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам (Р.С.Жуковская ) [33],

(Д.В.Менджерицкая) [51]. Партнерский подход к руководству  заключается в формировании у детей игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют содержание. Воспитатель партнер ребенка по игре. Разворачивать совместную игру с детьми воспитатель должен так, чтобы на каждом этапе ими осваивался новый, боле сложный способ построения игры.

Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н. Я. Михайленко [52], заключается в том, чтовзрослый здесь не педагог, а равный партнер: он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развертывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне.



 Комплексный подход предлагают осуществление руководства игрой путем использования педагогом совокупности методов и приемов. Основные компоненты этого подхода: обогащение реального опыта и активной деятельности детей; совместные обучающие игры; предметно-игровая среда; активизирующее общение взрослого с детьми. Педагог – организатор игры, это требует от него развития игровых умений детей и создание условий для самостоятельной творческой игры детей (Н.В. Новотворцева) [54].

Л.В.Грабовская [27] считает, что руководство сюжетно-ролевыми играми состоит из трех этапов:

1.взрослый – сверстник;

2.сверстник – взрослый – сверстник;

3.сверстник – сверстник.

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

- обеспечение каждого члена детской группы возможностью для активного участия во всех ее делах;

- получение богатого и разнообразного опыта, общения со сверстниками и совместной деятельности в группах;

- использование в группах таких норм правил взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план;

- воссоздание в практической деятельности детей групп и коллективов той социальной реальности, с которой дети, становясь взрослыми, обязательно столкнутся;

- выявление задатков ребенка и превращение их в способности самодеятель­ности детей предполагает их свободу в выборе партнеров, темы и игровых действий и допускает участие взрос­лого лишь в роли равноправного партнера.

Для того чтобы обучение сюжетно-ролевой игре детей проходило полноценно и игры выполняли функцию формирования коммуникативных навыков, в детских садах должны быть созданы необходимые условия:

- создание условий для игр в течение дня;

- организация взрослыми субъективного взаимодействия между детьми в процессе игры;

- развитие общения ребенка со взрослыми и со своими сверстниками;

- обучения навыкам игрового взаимодействия;

- организация работы по обогащению содержания игр;

-своевременное введение вербальных и невербальных средств коммуникации.

В руководстве сюжетно-ролевыми играми воспитатель должен широко применять разнообразие методов и приемов, рекомендуемых в педагогике и нашедших широкое применение в практике работы.

В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам. Такой интерес возникает в процессе получения дошкольниками ярких представлений об окружающей жизни. Чем младше дети, тем важнее для них впечатления, полученные при непосредственном ознакомлении с тем или иным явлением. При ознакомлении с окружающим педагог заостряет внимание детей на тех моментах, которые можно отразить в игре в соответствии с их возрастом. Например, в играх на транспортную тематику (в шофера, в машиниста) воспитатель ведет детей на остановку городского транспорта, специально просит шофера, который привозит продукты в дошкольное учреждение, побеседовать с детьми,
показать кабину своей машины, разрешить посидеть там, подержавшись за руль. С детьми 4-6 лет можно рассмотреть соответствующий иллюстративный материал, почитать им книги, провести беседу (Е.С.Смирнова ) [68].

 Важнейшим условием обучения детей дошкольного возраста играм является постоянное руководство со стороны воспитателя, которое в зависимости от возраста детей носит разный характер. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных сюжетно- ролевых игр не непосредственная, а опосредованная (И. Кутузова) [45].

Надежда Яковлевна Михайленко [52] выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.

Ранний возраст (1,5-3 года) – развертывание сюжета как смысловой цепочки предметных действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами. На этом этапе педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом. (Н.Я. Михайленко) [ 52].

Педагогическое руководство развитием сюжетно-отобразительных игр в раннем возрасте осуществляется через:

-показ воспитателем действий (Вот, посмотри, уложим Катю в кроватку, укроем одеялом…) ;

-показ воспитателем действий с предметами, сопровождаемый словом, раскрывающим результат действия (перелили воду), его значение (перелили воду в чашку, чтобы пить), оценку действия (ловко получилось – воду не пролили);

- прямые указания к действию ( Покачай куклу);

-словесные инструкции, не раскрывающие способа действия, а вызывающие воспоминания о знакомом действии и подсказывающие его воспроизведение (Посмотри, твоя дочка хочет спать);

-игры-инсценировки помогают детям выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой, формировать навыки выполнения с помощью взрослого несколько игровых действий ( Покормим мишку, куклу).

Цели и задачи педагогического сопровождения сюжетных игр детей младшего дошкольного возраста:

-развивать игровой опыт каждого ребенка;

-помогать детям в игре отражать мир;

-побуждать детей к первым творческим проявления;

-воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками; 

-развивать умения включать в игру действия с игрушками и другими предметами и действия без предметов – «изобразительные» (А.П.Усова) [77];


На втором этапе (3 года — 5лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог) ( Н.Я.Михайленко) [ 52].

Самыми любимыми сюжетно-ролевыми играми детей среднего дошкольного возраста можно назвать игры на бытовые сюжеты, например, «Семья» .Для выявления детского опыта по данной теме воспитатель проводит беседы. Тех, у кого есть маленькие братики и сестренки, просит рассказать, как за ними ухаживают дома. Углубление знаний осуществляется под воздействием художественной литературы. Например, Е.Благинина «Аленушка», А. Барто «Машенька». Целесообразно провести беседу, в которой уточнить кто заботиться о младших? Каким образом? Воспитатель советует, как лучше выполнить ту или иную роль, помогает детям принять на себя конкретные роли, вступить в диалог, взаимодействовать в группе в соответствии с ролью.

На третьем этапе (5-7лет)дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой  - придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события ( Михайленко Н.Я.) [ 52].

Следует учитывать правило: по мере роста активности и самостоятельности детей целесообразно использовать преимущественно косвенные приемы воздействия (напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; наводящие вопросы, своевременное изменение игровой среды, организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре).

В старших группах руководство педагога в сюжетно-ролевых играх также заключается в проведении подготовительных работ, планировании с детьми игры. Воспитатель учит детей пополнять игры новыми впечатлениями и знаниями, отражать труд людей, их чувства и отношения, развивать сюжет, перестраивать его. Такая игра предполагает включение элементов планирования, общение детей, выполнение роли, ее оценку. Игра должна быть подготовлена как в содержательном, так и в плане речевого оформления. Дети должны знать названия игр, действующих лиц, уметь распределить роли. Подготовка происходит как на занятиях по игре, так и в свободное время, на прогулках и тесно связана с материалом других занятий (О.С. Ушакова) [78].